Решение №СО/3420/23 Решение по делу № 076/10/18.1-1512/2023 от 12 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 076/10/18.1-1512/2023
№ 076/10/18.1-1513/2023
Резолютивная часть решения оглашена – 7 декабря 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме – 12 декабря 2023 год г. Ярославль
Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (далее — Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России; Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Охинцева С.Н.; |
Члены Комиссии: |
Суясов А.И.; Козырев И.В. |
при ведении аудиозаписи заседания, при участии:
- представителя от индивидуального предпринимателя (далее -ИП );
- представителя от индивидуального предпринимателя (далее - ИП );
- представителей от акционерного общества «Костромское Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (далее - Заказчик, АО «Костромское ПАТП № 3»);
рассмотрев жалобы на действия (бездействие) заказчика при осуществлении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку моторного масла для нужд АО «Костромское ПАТП № 3», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
Согласно материалам дела, 23.11.2023 на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено извещение № 32312998032 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку моторного масла для нужд АО «Костромское ПАТП № 3».
Начальная (максимальная) цена договора: 10 000 000,00 руб.
Способ проведения закупки: запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В адрес Ярославского межрегионального УФАС России от ИП и ИП поступили жалобы на действия (бездействие) заказчика, АО «Костромское ПАТП № 3», в части установленных положений извещения по вышеуказанной закупке.
В своих жалобах ИП и ИП указывают на следующее.
Заказчиком в Приложение №1 Техническое задание на поставку моторного масла для нужд АО «Костромское ПАТП №3» (далее – техническое задание) содержит указание на товарные знаки требуемого к поставке моторного масла (например, «AIMOL») без сопровождения словами «или эквивалент».
Однако товар данного производителя «AIMOL» невозможно приобрести у дистрибьютеров этого товара, так как дистрибьютеры не дают цену на запрашиваемый товар с конкретными характеристиками, которые прописывает Заказчик в своем техническом задании.
По мнению ИП и ИП , данные обстоятельства нарушают основной принцип закупки товара такой как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
В связи с данными обстоятельствами Заказчиком создаются условия, при которых, победителем конкурентной закупки становится только один участник, дистрибьютер товара с конкретными характеристиками, которые прописывает Заказчик в своем техническом задании.
На вышеуказанный довод в материалы дела от Заказчика поступили пояснения в письменной форме, из которых следует, что указанные в жалобах недочеты являются результатом допущенной ошибки Заказчика в ходе составления закупочной документации.
Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг установлены в статье 3 Закона о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом «в» статьи 43 раздела 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Костромское Пассажирское автотранспортное предприятие № 3», утвержденного советом директоров Акционерного общества «Костромское Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» протоколом №5 от 26 июля 2023 года.
Согласно пункту 1 технического задания Заказчик указал перечень необходимых для поставки товаров:
№ п/п |
Наименование поставляемого товара |
Код ОКПД2 |
1 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo LD CNG 15w40 RU, бочка 205 л |
19.20.29.111 |
2 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo Synth Ultra 10w40 RU, бочка 205 л |
19.20.29.111 |
3 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo TBN 16 10w40 RU, канистра 20 л |
19.20.29.111 |
4 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo TBN 16 10w40 RU, бочка 205 л |
19.20.29.111 |
5 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo Synth E9 10W-30 RU, бочка 205 л |
19.20.29.111 |
6 |
Масло моторное Rosneft Revolux D1 15W-40 API CF-4/SJ, бочка 180 кг/216,5 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
7 |
Масло моторное Rosneft Revolux D3 15W-40 API CI-4/SL, бочка 180 кг/216,5 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
8 |
Масло моторное Rosneft Revolux D5 10W-40 API CJ-4/SM, бочка 180 кг/216,5 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
9 |
Масло моторное Rosneft Revolux GEO PLUS 15W-40 , бочка 180 кг/216,5 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
10 |
Масло моторное п/син. Rosneft Magnum Maxtec 10W-40 API SL/CF, канистра 20 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
11 |
Масло моторное Rosneft Magnum Ultratec 5W-40 API SN/CF, канистра 4 л (Роснефть-РНПК) |
19.20.29.111 |
12 |
OPET Синт. мот.масло Fulllife 5W-30 SN GF-5, канистра 4 л |
19.20.29.111 |
В пункте 4 технического задания Заказчик установил требования к качеству, характеристикам, безопасности товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Так, например, согласно позиции №1 Заказчик установил следующее требования:
№ п/п |
Наименование |
Характеристики |
Поставка |
1 |
Масло моторное для коммерческого транспорта AIMOL Turbo LD CNG 15w40 RU |
- Классификация по SAE 15W-40 - Вязкость кинематическая при 100 0С, мм2/с, - 15.3 - Температура вспышки в откр.тигле, ˚C- 224 - Щелочное число, мг КОН/г -4.9 - Вязкость динамическая при 150˚С- 4.04 - Температура застывания, ˚C - 39 - Сульфатная зольность, % масс.-0.51 |
В бочках 205 л |
Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России, изучив техническое задание, установила, что Заказчиком при описании предмета закупки в отношении подлежащих поставке товаров содержится указание на товарные знаки (например, «AIMOL») без сопровождения словами «или эквивалент», обстоятельств, исключающих применение данного правила в силу законодательства о закупках, не представлено.
На основании изложенного, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России приходит к выводу о том, что данные действия Заказчика нарушают пункт 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также в нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках является признаком ограничения конкуренции в закупке, создает преимущество производителю (дистрибьютору, дилеру) и ограничивает участников закупки.
Вышеперечисленные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ИП обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений по делу 076/10/18.1-1512/2023 по жалобе ИП.
4. Не выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений по делу 076/10/18.1-1513/2023 по жалобе ИП , поскольку выдано по жалобе ИП (дело 076/10/18.1-1512/2023).
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.