Решение №4745/05-03 сведения, представленные государственным учреждением - Яросл... от 12 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис»

300001, Тульская обл., г. Тула,

ул. Епифанская, д. 191, литер А, оф. 35

medsnabservis@bk.ru

Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

150047, г. Ярославль,

ул. Радищева, д. 34а

info@ro76.fss.ru

torgi@ro76.fss.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 63П-20 (76-58 РНП)

12 мая 2010 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок Росновской А.Е.,

с участием:

заказчик, государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заказчик), – явку представителя не обеспечил, о времени, дате и месте уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении вопроса о включение сведений об ООО «МедСнабСервис» в реестр недобросовестных поставщиков в его отсутствие;

общество с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис» (далее – ООО «МедСнабСервис», поставщик, общество) – обеспечило участие представителя по доверенности Бухтоярова И.А. посредством электронной почты;

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные заказчиком, Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении общества с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис», и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок) проверку факта одностороннего отказа заказчика, Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, от исполнения государственного контракта № 688 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (извещение № 0271100000319000262) заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис», в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 30.04.2020 № 113,

установила:

29.04.2020 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ООО «МедСнабСервис», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта.

Изучив представленные материалы, Инспекцией установлено следующее.

Заказчиком, Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, 28.11.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0271100000319000262 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

23.12.2019 между государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выступающий от имени и в интересах Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице исполняющего обязанности управляющего Матеши Александра Антоновича, действующего на основании Положения и Приказа от 25.07.2018 года № 313-кр, с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора Фаистова Михаила Владимировича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», по результатам аукциона в электронной форме, объявленного извещением № 0271100000319000262 от 28.11.2019г., на основании протокола подведения итогов от 11.12.2019г., заключен государственный контракт № 688 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (далее – государственный контракт № 688, контракт от 23.12.2019 № 688, контракт).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 государственного контракта № 688 Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации - слуховых аппаратов цифровых заушных (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и спецификацией (приложение № 2 к контракту), в Ярославскую область в соответствии с календарным планом (приложение № 3 к контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.

Пунктом 1.2 раздела 1 государственного контракта № 688 установлено, что поставка Получателям Товара осуществляется в соответствии с условиями, установленными контрактом.

Исходя из пункта 1.3 раздела 1 государственного контракта № 688 в комплект поставки Товара входят: Товар в соответствующей модификации с комплектующими, указанными в техническом задании, инструкция для пользователя Товара на русском языке, гарантийный талон (при наличии). Варианты модификаций Товара, поставляемого по контракту, указаны в спецификации.

Согласно пункту 1.4 раздела 1 государственного контракта № 688 требования, предъявляемые к качеству, безопасности, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к техническим и функциональным характеристикам Товара, определены техническим заданием.

Пунктом 2.1 раздела 2 государственного контракта № 688 определены сроки поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (приложение № 4 к Контракту) до «21» августа 2020 года.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 государственного контракта № 688 контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до «30» августа 2020 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Исходя из пункта 3.1 раздела 3 государственного контракта № 688 Заказчик обязан в числе прочего:

- оплатить поставленный Товар на основании отчетной документации, указанной в пункте 5.3 контракта, в срок, установленный пунктом 6.5 контракта;

- в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара (приложение № 5 к контракту) передать Поставщику реестр получателей Товара, которым Заказчик выдал направления в отношении Товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с календарным планом; количество направлений для получения Товара, выдаваемых Заказчиком, не должно превышать количества Товара, поступившего в вышеуказанный субъект Российской Федерации, в соответствии с календарным планом; последующее направление реестров получателей Товара осуществляется по факту поставки Товара Получателям по ранее выданному(-ым) реестру(-ам) получателей Товара после предоставления Поставщиком отчетной документации, указанной в пункте 5.3 контракта, но не ранее подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара в установленный настоящим пунктом срок;

- при обнаружении несоответствия количества, ассортимента, комплектности и качества поставленного Товара условиям контракта требовать устранения нарушений, в том числе замены Товара на Товар, соответствующий условиям контракта;

- в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения разместить его в единой информационной системе в сфере закупок и направить Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику;

- отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы результатов исполнения контракта в соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 контракта. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта;

- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе его исполнения установлено, что Поставщик и (или) поставляемый им Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика;

- осуществлять контроль за порядком и сроками поставки Товара, включая движение Товара на складе Поставщика, в том числе посредством мониторинга за перемещением поставляемого Товара в соответствии с подпунктом 3.3.15 пункта 3.3 контракта;

- осуществлять выборочную проверку поставляемого Товара в соответствии с разделом 4 контракта.

Согласно пункту 3.3 раздела 3 государственного контракта № 688 Поставщик обязан в числе прочего:

- обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом;

- проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика;

- поставить Товар в упаковке, защищающей от механических повреждений и воздействия внешней среды, обеспечивающей его сохранность во время хранения и транспортировки до момента передачи Получателю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- получить от Заказчика реестр получателей Товара в срок не более 2 рабочих дней после дня подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и передать Товар Получателю (представителю Получателя) на основании акта приема-передачи Товара (приложение № 6 к контракту) при предъявлении им паспорта и направления (1); при приеме-передаче Товара осуществить по согласованию с Получателем (представителем Получателя) его распаковку, сборку (при необходимости), определить соответствие Товара антропометрическим показателям Получателя;

- предоставить Заказчику возможность осуществить выборочную проверку поставляемого Товара, а именно:

обеспечить беспрепятственный доступ представителям Заказчика к месту нахождения Товара;

обеспечить присутствие представителя Поставщика при осуществлении выборочной проверки поставляемого Товара;

- в случае выявления Заказчиком при проведении выборочной проверки поставляемого Товара нарушения требований, предусмотренных пунктом 4.3 контракта, устранить их (заменить, доукомплектовать Товар) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения отказа Заказчика от подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и обеспечить возможность осуществления Заказчиком выборочной проверки поставляемой партии Товара в порядке и в сроки, установленные разделом 4 контракта;

- в случае обнаружения обстоятельств, препятствующих проведению выборочной проверки поставляемого Товара или осуществлению поставки Товара, в письменном виде уведомить Заказчика о таких обстоятельствах в течение 3 рабочих дней с даты их выявления.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 государственного контракта № 688 выборочная проверка поставляемого Товара осуществляется Заказчиком с целью подтверждения соответствия поставляемого Товара (по количеству, комплектности, ассортименту и качеству) требованиям, установленным Контрактом; при проведении выборочной проверки поставляемого Товара Заказчик вправе привлекать уполномоченных представителей от региональных общественных организаций инвалидов.

Пунктом 4.2 раздела 4 государственного контракта № 688 определено, что выборочная проверка поставляемого Товара осуществляется Заказчиком до поставки Товара Получателям в течение 2 рабочих дней с даты получения от Поставщика информации о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта.

Исходя из пункта 4.3 раздела 4 государственного контракта № 688 при проведении выборочной проверки Заказчик проверяет:

соблюдение соответствия правил упаковки и маркировки поставляемого Товара требованиям, установленным техническим заданием;

соответствие поставляемого Товара по количеству, комплектности, ассортименту и качеству требованиям, установленным календарным планом, техническим заданием и спецификацией;

надлежащее оформление документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара, отгрузочных документов, соответствие указанных в них данных о поставляемом Товаре фактическому их количеству, комплектности, ассортименту и качеству;

наличие инструкции для пользователя Товара на русском языке, гарантийного талона (при наличии), а также копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

соответствие поставляемого Товара иным предусмотренным контрактом требованиям.

В соответствии с пунктом 4.4 раздела 4 государственного контракта № 688 по результатам выборочной проверки Заказчик в течение 2 дней подписывает акт выборочной проверки поставляемого Товара либо направляет Поставщику отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения.

Согласно пункту 5.1 раздела 5 государственного контракта № 688 поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара.

Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.

Исходя из пункта 5.2 раздела 5 государственного контракта № 688 при передаче Товара Получателю (представителю Получателя) Поставщик и Получатель (представитель Получателя) подписывают акт приема-передачи Товара. Акты приема-передачи Товара составляются в трех экземплярах - один экземпляр передается Заказчику, второй экземпляр остается у Поставщика, третий экземпляр передается Получателю (представителю Получателя).

Пунктом 5.3 раздела 5 государственного контракта № 688 определено, что в течение 5 рабочих дней после поставки Товара всем Получателям, указанным в реестре получателей Товара, Поставщик направляет Заказчику отчетную документацию - счет, акт приемки поставленного Товара в двух экземплярах (по одному для каждой из Сторон) (приложение № 7 к контракту), акты приема-передачи Товара, отчет о поставке Товара Получателям в одном экземпляре (приложение № 8 к контракту), отрывные талоны к направлениям на бумажном носителе и в электронном виде.

В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 государственного контракта № 688 для проверки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчиком проводится экспертиза результатов исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; при проведении экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

Исходя из пункта 5.5 раздела 5 государственного контракта № 688 в случае привлечения Заказчиком экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы Заказчик должен учитывать указанные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 государственного контракта № 688 Заказчик в течение 15 рабочих дней со дня получения отчетной документации, указанной в пункте 5.3 контракта, осуществляет проверку указанной документации и направляет Поставщику один экземпляр подписанного Заказчиком акта приемки поставленного Товара по контракту (по отдельному этапу контракта) либо отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения.

В соответствии с пунктом 5.7 раздела 5 государственного контракта № 688 если выявленное несоответствие не препятствует приемке поставленного Товара по контракту (по отдельному этапу контракта) и устранено Поставщиком в установленный Заказчиком срок, Заказчик вправе подписать акт приемки поставленного Товара.

Пунктом 5.8 раздела 5 государственного контракта № 688 определено, что по факту последней поставки Товара Получателю Поставщик в течение 3 рабочих дней направляет Заказчику подписанный со своей стороны итоговый акт осуществленных поставок Товара (приложение № 9 к контракту).

В соответствии с пунктом 5.9 раздела 5 государственного контракта № 688 оформление итогового акта осуществленных поставок Товара осуществляется в порядке и в сроки, установленные разделом 7 контракта, после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств.

Исходя из пункта 5.10 раздела 5 государственного контракта № 688 Заказчик в течение 15 рабочих дней с даты получения итогового акта осуществленных поставок Товара совместно с Поставщиком проводит:

сверку осуществленных поставок, проверку поступления на счет денежных средств или предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения гарантийных обязательств и подписывает итоговый акт осуществленных поставок Товара либо направляет Поставщику отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения;

окончательную сверку взаиморасчетов с оформлением в письменной форме акта сверки взаиморасчетов.

Согласно пункту 6.2 раздела 6 государственного контракта № 688 цена контракта составляет 516 282, 62 рублей.

Следуя позиции заказчика, представленной с документальным подтверждением, Инспекцией Ярославского УФАС России установлено, что в процессе исполнения государственного контракта № 688 заказчиком выявлены существенные нарушения ООО «МедСнабСервис» условий вышеуказанного контракта, выразившееся в следующем.

Поставка товара должна осуществляется в соответствии с условиями, установленными в государственном контракте № 688: до осуществления непосредственной поставки товара получателям (инвалидам) заказчиком в соответствии с разделом 4 рассматриваемого контракта осуществляется выборочная проверка поставляемого поставщиком получателям товара; выборочная проверка поставляемого товара осуществляется заказчиком с целью подтверждения соответствия поставляемого товара по количеству, ассортименты, комплектности и качеству требованиям, уставленным контрактом.

15.01.2020 согласно условиям контракта ООО «МедСнабСервис» согласовало с ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации дату и место проведения выборочной проверки поставляемого товара; по результатам данной проверки заказчиком установлено, что обществом не представлены документы, свидетельствующие о качестве и безопасности товара, предусмотренные действующим законодательством, а также отгрузочные документы и документы, удостоверяющие количество и комплектность товара; не представлено доказательств соответствия технических характеристик поставляемого товара, техническим характеристикам, предусмотренным государственным контрактом № 688.

В связи с чем 17.01.2020 заказчиком принято решение о мотивированном отказе от подписания акта приемки предлагаемого к поставке товара с указанием обществу на срок для устранения выявленных нарушений и обеспечения возможности осуществления заказчиком повторной выборочной проверки поставляемого товара.

Повторная выборочная проверка поставляемого товара состоялась 24.01.2020 (указанная дата согласована заказчиком с поставщиком), в ходе которой осуществлен визуальный осмотр представленных к осмотру слуховых аппаратов с детализацией серийных номеров товара, а именно, слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный Пиксель 860 DSP, производитель ООО «Аурика», страна происхождения Россия, в количестве 30 штук; слуховой аппарат цифровой заушный мощный Эвери IN3CPx производитель ООО «Аурика», страна происхождения Россия, в количестве 40 штук и слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности Эвери IN3CP производитель ООО «Аурика», страна происхождения Россия, в количестве 10 штук, что соответствовало полному объему закупаемого товара по государственному контракту № 688.

По итогам повторной проверки (в целях проверки качества поставляемого инвалидам товара (ввиду возникших у заказчика объективных сомнений относительно соответствия вновь представленного для повторной проверки товара условиям государственного контракта № 688)) поставляемого товара заказчиком оформлен мотивированным отказ от составления акта проверки поставляемого товара от 27.01.2020 и осуществлён отбор образцов представленного товара для осуществления его сторонней внешней экспертизы.

27.02.2020 образцы представленного ООО «МедСнабСервис» товара направлены заказчиком на основании государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы от 21.02.2020 ЗАО «Центр независимых экспертиз» (пункт 3.1 эксперт обязан провести экспертизу на соответствие слуховых аппаратов цифровых заушных сверхмощный Пиксель 860 DSP, слуховых аппаратов цифровых заушных мощных Эвери IN3CPx, слуховых аппаратов цифровых заушных средней мощности IN3CP техническому заданию государственного контракта № 688) для проверки слуховых аппаратов техническому заданию государственного контракта № 688 (акты передачи экземпляров прилагаются).

Согласно экспертным заключениям № 19-13-20/1, № 19-13-20/2, № 19-13-20-3 от 13.03.2020, полученным заказчиком 16.03.2020 и направленным поставщику (приведены выдержки):

- технические характеристики слухового аппарата Эвери IN3CPx № 287640 и Эвери IN3CP № 253186 не соответствуют заявленным в государственном контракте № 688: в инструкции по применению слухового аппарата Эвери IN3CP № 253186, содержащий гарантийный талон, отсутствует номер слухового аппарата; идентифицировать микросхему в слуховом аппарате Эвери IN3CPx № 287640 не представляется возможным, установить, какие функции и какой тип обработки сигнала поддерживает микросхема, не представляется возможным; установленный в слуховом аппарате Эвери IN3CP № 253186 процессор не отвечает требованию «Способ обработки цифрового сигнала – бесканальный цифровой процессор»; функции микросхемы слухового аппарата IN3CP № 253186 согласно официальной документации производителя не соответствуют следующим параметрам: наличие функций адаптивной направленности, наличие функций подавления шума ветра, наличие функций дневника записи данных о режимах работы слухового аппарата; процессор, установленный в слуховом аппарате Эвери IN3CP № 253186, не определяет функции: регулировки громкости и переключения программ, которые осуществляются регулятором громкости; переключения программ, которые осуществляется кнопкой переключения программ; подавления ветра, которая осуществляется защитой микрофона рожком от ветра;

- технические характеристики слухового аппарата Эвери IN3CPx № 289331 и Эвери IN3CPx № 287658 не соответствуют заявленным в государственном контракте № 688: в инструкции по применению слухового аппарата Эвери IN3CPх № 287658, содержащий гарантийный талон, отсутствует номер слухового аппарата; установить, какие функции и какой тип обработки сигнала поддерживает микросхема, не представляется возможным; установленный в слуховом аппарате Эвери IN3CPх № 289331, не представляется возможным; установленный в слуховом аппарате Эвери IN3CPх № 287658 процессор не определяет функции: регулировки громкости и переключения программ, которые осуществляются регулятором громкости; переключения программ, которые осуществляется кнопкой переключения программ;

- технические характеристики слухового аппарата Пиксель 860 DSP серийный номер <...> и слухового аппарата Пиксель 860 DSP серийный номер <...> не соответствуют заявленным в государственном контракте № 688: в инструкции по применению слуховых аппаратов Пиксель 860 DSP серийные номера 319613, 328694, содержащие гарантийные талоны, отсутствуют серийные номера указанных слуховых аппаратов; невозможно определить соответствие иных технических характеристик товара с техническими характеристиками товара, установленными в государственном контракте № 668 не представляется возможным по причине невозможности прочитать наименование микросхем, установленных в слуховых аппаратах Пиксель 860 DSP серийные номера 319613, 328694.

Таким образом, с учетом проведенной Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации внешней экспертизы предлагаемый ООО «МедСнабСервис» к поставке товар не соответствует по своим качественным, техническим характеристикам товару, необходимому заказчику к поставке в соответствии с условиями государственного контракта № 668 (характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании и спецификации контракта).

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13.1 раздела 13 государственного контракта № 688 определено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии в пунктом 13.2 раздела 13 государственного контракта № 688 если Заказчиком проведена экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.

Исходя из пункта 13.3 раздела 13 государственного контракта № 688 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе в сфере закупок и направляется Поставщику в соответствии с подпунктом 3.1.6 пункта 3.1 контракта; выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 13.4 раздела 13 государственного контракта № 688 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации принято 20.02.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на поставку слуховых аппаратом цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году № 688 от 23.12.2019 (далее – решение об одностороннем отказе), в основу которого положены изложенные в приведенных выше заключениях фактические обстоятельства.

20.03.2020 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация».

20.03.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации направлено ООО «МедСнабСервис» по адресу поставщика (указанному в государственном контракте № 688), данное решение получено общество 14.04.2020, что подтверждается представленным в материалы дела отчетом об отслеживании оправления с почтовым идентификатором 15099145804866.

14.04.2020 считается датой надлежащего уведомления заказчиком поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого контракта, соответственно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, указанный контракт расторгнут 27.04.2020 (с учетом положений статьи 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации: течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало; если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).

Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Инспекция Ярославское УФАС России пришла к следующим выводам.

В гражданских правоотношениях с «публичным элементом» не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

В данном конкретном случае общество обжалует принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.12.2019 № 688 (дело № 82-6321/2020).

Решением Арбитражного суда Ярославской области, исходя из заявленных обществом исковых требований, подлежит установлению факт наличия / отсутствия нарушений ООО «МедСнабСервис» условий контракта правомерности / неправомерность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; при этом оценка наличия / отсутствия в действиях (бездействии) поставщика при исполнении контракта недобросовестного поведения, вины исследуется при рассмотрении вопроса о включении / невключении сведений об ООО «МедСнабСервис» в реестр недобросовестных поставщиков.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Из представленных письменных пояснений ООО «МедСнабСервис» и озвученных представителями последнего на заседании Инспекции, следует, что общество выражает несогласие с проведенной заказчиком экспертизой.

Инспекция полагает, что вопрос правомерности / неправомерности проведения заказчиком оспариваемой заявителем экспертизы относится к разряду гражданско-правового спора, при этом Инспекция рассматривает последнюю в качестве состоявшегося события, положенного в основу принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Оснований не доверять экспертным заключениям у Инспекции не имеется, поскольку содержащиеся в последних выводы не опровергнуты обществом.

Кроме того, ООО «МедСнабСервис» не возражало против проведения экспертизы (письма от 27.01.2020 № МДС-2020-6, от 29.01.2020 вх. № 1545), указывая в последних на намерение присутствовать при проведении такой экспертизы.

Общество, ссылаясь на недопустимость проведения такой экспертизы на стадии (этапе) выборочной проверки, приводит в качестве обоснования положения законодательства о контрактной системе и контракта от 23.12.2019 № 688, при этом не обосновывает какие правовые последствия преждевременности ее осуществления (если следовать логике заявителя о незаконности такой экспертизы), учитывая, что отличительным признаком таких мероприятиям является только временной период, при этом проверке подлежит тот же товар (то есть первоначальный).

ООО «МедСнабСервис» при обосновании неправомерности действий заказчика, в том числе исходит из адресованного заказчику письма производителя требуемых к поставке слуховых аппаратов – ООО «Аурика» (от 25.12.2019 исх. № КА/395-2019), однако Ярославское УФАС России полагает, что данное письмо носит информационный характер, содержит указание на название и модель (Пиксель 860 DSP, Эвери IN3CPx, Эвери IN3CP) слухового аппарата без привязки к серийному номеру.

Заявителем не представлено неопровержимых доказательств отсутствия реальной возможности выявить зафиксированные в соответствующих заключениях нарушениях применительно к продукции, производителями которой являлось иное лицо (в частности, относительно маркировки микросхем и принадлежности их к слуховому аппарату Пиксель 860 DSP № 319613, Пиксель 860 DSP № 328694; в инструкции по применению слухового аппарата Пиксель 860 DSP № 328694, содержащей гарантийный талон, отсутствует номер слухового аппарата и т.д.).

Инспекция отмечает, что заказчик не препятствовал устранению обществом нарушений, послуживших поводом для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого контракта (доказательства принятых со стороны заказчика мер, блокирующих действия поставщика по надлежащему исполнению обязательств по заключенному контракту, не представлено), напротив, такое право предусмотрено положениями законодательства о контрактной системе, документов, подтверждающих обращение ООО «МедСнабСервис» к заказчику относительно урегулирования сложившейся ситуации не представлено.

Одним из косвенных доказательств отсутствия намерения общества поставить надлежащий товар является непредставление обществом документального подтверждения обращения к производителю рассматриваемых средств реабилитация для разрешения спорных вопросов, зафиксированных в приведенных в тексте настоящего решения экспертных заключениях.

Изложенная линия поведения поставщика нарушает интересы как заказчика по своевременному исполнению контракта и поставке соответствующего товара непосредственно получателю, так и интересы самих получателей товара – инвалидов, нуждающихся в своевременном и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации; действия, совершенные обществом по поставке товара не направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно качества поставленного товара, что, соответственно, свидетельствует о не намерении сдать товар соответствующего качества и техническим характеристикам.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

ООО «МедСнабСервис» доказательств исполнения обязательств по контракту в полном соответствии с условиями контракта или объективной невозможности такого исполнения взятых на себя обязательств не представлено.

Включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков может рассматриваться в качестве необходимой меры и ответственности, поскольку является соразмерным характеру допущенного нарушения.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, поставщик не представил, при этом, как было отмечено выше, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, общество, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность поставить необходимый заказчику товар, соответствующий требованиям государственного контракта в необходимом ему объеме и сроки.

При этом лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие установленным требованиям, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, ООО «МедСнабСервис» не исполнило принятые на себя обязательства по государственному контракту № 688 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году, на что вправе было рассчитывать при заключении контракта Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при этом доказательств наличия объективных причин (независящих от общества), повлекших за собой невозможность поставки товара, соответствующего техническим, качественным характеристикам установленным в контракте, общество ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении поставщика при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в срыве контракта.

В данном случае характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта (ненадлежащее качество поставляемого товара, подтверждающееся результатами проведенной заказчиком экспертизы, и как следствие, выразившиеся в отказе в принятии оказанной услуги; избранная модель поведения поставщика, характеризующаяся той степенью внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО «МедСнабСервис». Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

сведения, представленные государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344) в отношении общества с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис» (ИНН 7105053838, ОГРН 1187154007567; адрес: 300001, Тульская обл., г. Тула, ул. Епифанская, д. 191, литер А, оф. 35; директор и единственный учредитель Фаистов Михаил Владимирович (ИНН 710401963702)) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «МедСнабСервис» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Семенычева Е.К.

Росновская А.Е.

Связанные организации

Связанные организации не указаны