Постановление №2861/03-07 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу №076/04/9.2... от 18 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

119017, г. Москва,

ул. Малая Ордынка, д. 15

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» – «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

  • Воинова, д.12

 

<…>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №076/04/9.21-132/2020

об административном правонарушении

 

18 марта 2020 года                                                                                                г. Ярославль

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.А. Суровцева, рассмотрев материалы дела №076/04/9.21-132/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) в отношении ПАО «МРСК Центра», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,

 

установил:

В Ярославском УФАС России находится на рассмотрении заявление <…> (вх. № 11421 от 18.11.2019) о неправомерных действиях (бездействии) ПАО «МРСК Центра».

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 21.12.2016 объект, расположенный по адресу: <…>, принадлежит <…>.

На указанный объект <…> осуществляется поставка электрической энергии ПАО «ТНС энерго Ярославль». С целью осуществления взаимоотношений (в том числе проведение расчетов) потребителю присвоен лицевой счет, выставляются счета на оплату, производится оплата, в качестве расчетного прибора учета используется ПУ №22128687.

Между комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района (арендодатель) и ПАО «МРСК Центра» (арендатор) 01.10.2016 заключен договор аренды муниципальных объектов энергоснабжения Некрасовского муниципального района №7600/13732/16 (далее – Договор), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду муниципальные объекты энергоснабжения, расположенные в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области, в составе и с характеристиками, указанными в перечне имущества (приложение №1 к Договору), а также в соответствии со схемами арендуемого имущества в соответствии с приложение №2 к Договору (пункт 1.1 Договора).

Приложением №1 к Договору установлено, что в числе среди прочего имущества передана ВЛ 0,4 кВ в п. Защитный протяженностью 1,1 км и трансформаторная подстанция для энергоснабжения (КТП-400 кВА) в п. Защитный.

28.08.2019, 30.09.2019 <…> обращалась в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» с указанием на отсутствие электроснабжения на принадлежащем ей объекте.

В письменных пояснениях от 05.12.2019 №МР1-ЯР/18-1/9592-12 ПАО «МРСК Центра» указало, что опора ВЛ 0,4 кВ, от которой осуществлялось электроснабжение объекта <…>, не находится в балансовой и эксплуатационной ответственности ПАО «МРСК Центра». При проведении осмотра объекта <…> было обнаружено, что от опоры №15 ВЛ 0,4 кВ №2 ТП 335 имеется самовольно построенной ответвление, установлены неидентифицированные опоры. Вместе с тем, филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» будут осуществлены технические мероприятия (строительство нового участка ВЛ) для восстановления электроснабжения в срок до 31.12.2019.

Таким образом, отключение электрической энергии на объекте, принадлежащем <…> составляет более 24 часов.

Письмом от 03.02.2020 №ИХ12.01-0231/20 Администрация Некрасовского муниципального района указала, что опора ВЛ 0,4 кВ относящаяся к опоре №15 ВЛ 0,4 кВ №2 ТП 335, по адресу: Ярославская обл., Некрасовский р-н, п. Защитный, передана в аренду в составе прочего имущества по договору аренды муниципальных объектов энергоснабжения Некрасовского муниципального района №7600/13732/16 от 01.10.2016.

Также между ПАО «ТНС энерго Ярославль» (заказчик) и ПАО «МРСК Центра» (исполнитель) заключен договор купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 №7-40 (далее – Договор купли-продажи), по которому исполнитель оказывает заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащие исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а также через технические устройства электрических сетей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или ТСО до точек поставки потребителей, в том числе граждан-потребителей, имеющих договорные отношения с заказчиком, который в свою очередь, оплачивает данные услуги исполнителя. При этом, к категории граждан-потребителей относятся потребители, имеющие лицевой счет и осуществляющие расчеты с заказчиком за потребленную электроэнергию (пункт 2.1 Договора купли-продажи).

Приложением №2 к Договору купли-продажи определен перечень точек поставки потребителям-гражданам, объем которым определяется по ИПУ (по состоянию на 01.07.2019). В указанном перечне содержится точка поставки на объект <…>.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 3 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа при присоединении к электрической сети, в том числе, опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
«О функционировании розничных рынков электрической энергии полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее- Основные положения) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Основных положений в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 (далее - Единые стандарты), в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе, заключение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункты «а», «м», «о»).

В пункте 15 Правил недискриминационного доступа определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:

а) обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

б) осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

в) в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

д) беспрепятственному допуску уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

В соответствии с пунктом с 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т.к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра» по нарушению допустимого числа часов отключения электроэнергии, установленного пунктом 31(6) Правил, выразившемся в превышении срока восстановления энергоснабжения, без согласования более длительных сроков с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, письмом от 05.03.2020 №МР1-ЯР/18-1/1642-12 ПАО «МРСК Центра» сообщило, что опора №15 ВЛ 0,4кВ №2 ТП 335, от которой осуществляется электроснабжение объекта <…>, находится на праве аренды у филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Ответвление от данной опоры на объект <…> по договору аренды муниципальных объектов энергоснабжения Некрасовского муниципального района №7600/13732/16 от 01.10.2016 не передавался ПАО «МРСК Центра».

Также письмом от 18.02.2020 №01-10/362 комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района сообщил, что участок электропередачи от опоры №15 ВЛ 0,4кВ №2 ТП 335 до объекта <…> в реестре имущества муниципального района не значится.

Сетевая организация может быть привлечена к ответственности за нарушение пункт 31 (6) Правил только при условии надлежащего технологического присоединения заявителя к сетям сетевой организации.

В отношении объекта <…> имеется неустановленное технологическое присоединение.

Следовательно, в отношении объекта <…> у ПАО «МРСК Центра» отсутствует обязанность по обеспечению электроснабжения надлежащего качество до обеспечения надлежащего технологического присоединения со стороны <…>.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При данных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра» возбужденное по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 23.48, подпунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

 

постановил:

 

Производство по делу об административном правонарушении
076/04/9.21-687/2019, возбужденное в отношении ПАО «МРСК Центра» прекратить в связи с
отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление им не было обжаловано или опротестовано. 

 

 

 

 

Начальник отдела

антимонопольного контроля                                                                          А.А. Суровцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны