Решение №210/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

ОАО «РЖД»

e-mail: rkzs@nrr.ru

Заявитель

ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ»

e-mail: info@dekart-group.ru

Электронная торговая площадка

OОO «РТС-тендер»

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-7/2022

14 января 2022 года                                                                                                   г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 19.01.2022 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от ОАО «РЖД» - <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» - генерального директора Общества <...>, <...> (по доверенности),

в присутствии <....>,

рассмотрев жалобу ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ»
(вх. № 13327 от 29.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» (вх. № 13327 от 29.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества ОАО «РЖД», расположенных на полигоне Северной железной дороги (Извещение – 32110887246).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное отклонение заявки ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на участие в процедуре запроса котировок.

На заседании Комиссии представители заказчика представили документы, запрошенные уведомлением от 11.01.2022 № 65/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно позиции заявителя закупочная комиссия ОАО «РЖД» неправомерно отклонила заявку ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на участие в конкурсе и тем самым нарушила пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также положения статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено следующее.

30.11.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32110887246 (далее – извещение) о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества ОАО «РЖД», расположенных на полигоне Северной железной дороги (далее – запрос котировок, закупка).

22.12.2021 закупочной комиссией заказчика рассмотрены заявки на участие в закупке, что подтверждается протоколом от 22.12.2021 № СЕВ НЭФ-119/пр.

В соответствии с пунктом 4 технического задания, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении запроса котировок, оказание услуг проводится с момента подписания договора по 31.12.2022.

Согласно подпункту 1.7.2 пункта 1.9 извещения участник должен располагать квалифицированным персоналом, а именно, не менее 2 специалистами:

- оценщиками, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,

- имеющими действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению деятельности «Оценка недвижимого имущества»,

- право которых на осуществление оценочной деятельности не приостановлено,

- гражданско-правовая ответственность которых при осуществлении оценочной деятельности застрахована на страховую сумму не менее 300 тыс. руб., со сроком окончания действия договора не ранее 31.12.2022.

Согласно пункту 3.6.5.2 извещения участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случаях, установленных настоящим приложением к извещению, в том числе в случае несоответствия участника запроса котировок предусмотренным настоящим приложением к извещению требованиям.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на основании того, что срок окончания действия полисов (договоров) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности квалифицированных специалистов (оценщиков) участника закупки при осуществлении оценочной деятельности истекает ранее 31.12.2022, то есть до окончания срока оказания услуг по соответствующему договору, предусматривающему определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества заказчика.

Согласно абзацу 4 статьи 24.7 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) договор обязательного страхования ответственности заключается членом саморегулируемой организации оценщиков на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, также подлежат возмещению в полном объеме за счет страховых выплат по договору страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение договора на проведение оценки и причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Исходя из содержания жалобы, заявитель полагает, что заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ», так как договоры страхования ответственности оценщиков были представлены Обществом в полном соответствии с Законом об оценочной деятельности. В частности, по мнению заявителя, абзац 4 статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности не возлагает на оценщика обязанность заключать договор более, чем на один год, а положения абзацев 1, 2 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности предусматривают иные порядки возмещения убытков, причиненных заказчику, в полном объеме как со стороны оценщика, так и со стороны юридического лица - саморегулируемой организации оценщиков.

Также заявитель отмечает, что по смыслу Закона об оценочной деятельности оценщик не должен допускать перерывов между сроками действия полиса страхования, а непредставление оценщиком сведений об обязательном страховании ответственности в саморегулируемую организацию оценщиков является основанием наступления дисциплинарной ответственности.

В письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 235 от 14.01.2022), ОАО «РЖД» отмечает следующее:

«Срок действия договора (полиса) страхования оценщика обусловлен сроком оказания услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Наличие полиса страхования на весь период оказания услуг означает гарантию исполнения оценщиком принятых на себя обязательств, действительности заключенного договора и законной силы результатов проведенной оценщиком оценки. Отсутствие полиса, действующего в течение всего рассматриваемого срока может повлечь возникновение обстоятельств, препятствующих проведению оценки и, как следствие, невозможности исполнения договорных обязательств оценщиком.

Квалификационное требование к участнику закупки о необходимости располагать не менее двумя специалистами (оценщиками), имеющими действующий договор страхования ответственности в течение всего периода оказания услуг по договору, являющемуся предметом закупки, полностью соответствует как Закону об оценочной деятельности, так и Закону о закупках».

Изучив позиции сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3.6.3 извещения котировочные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в извещении и приложениях к нему, на основании представленных в составе котировочных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных извещением, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети «Интернет».

В соответствии с абзацем 1 статьи 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Согласно абзацу 3 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:

заключение предусмотренного статьей 24.7 настоящего Федерального закона договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;

формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Согласно абзацу 1 статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности (далее - договор обязательного страхования ответственности) являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

В соответствии с абзацем 1 статьи 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Согласно абзацу 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу Закона об оценочной деятельности договор обязательного страхования ответственности является частью правового статуса оценщика и гарантией надлежащего исполнения им обязанностей по договору на проведение оценки. Так, в случае прекращения действия договора обязательного страхования ответственности оценщик лишается своего статуса субъекта оценочной деятельности. Следовательно, все действия, предусмотренные договором на проведение оценки и совершенные лицом, лишившимся статуса оценщика, не являются осуществленными в рамках оценочной деятельности, а результаты такой деятельности не могут считаться соответствующими Закону об оценочной деятельности.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, и в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности момент причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика должен приходиться на период действия договора страхования. В противном случае, в частности, после истечения срока действия договора страхования и возникновения у заказчика в результате действий оценщика ущерба заинтересованное лицо утрачивает право получить страховое возмещение.

Аналогичная правовая позиция изложена Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 04.05.2011 по делу № А56-65980/2010.

Заявитель, ссылаясь в обоснование своих доводов на абзац 4 статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности, не учел тот факт, что по своему смыслу данная норма устанавливает минимальный срок действия договора обязательного страхования (не менее 1 года), при этом не ограничивая право заказчика требовать наличие у оценщика договора обязательного страхования, срок действия которого обусловлен сроком оказания услуг по рассматриваемому договору.

В свою очередь, положения абзацев 1, 2 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие иные порядки возмещения убытков, причиненных заказчику в результате действий (бездействия) оценщика не исключают право заказчика получить возмещение убытков в рамках договора обязательного страхования ответственности оценщика, которое прямо предусмотрено статьей 24.7 Закона об оценочной деятельности.

Кроме того, положения абзацев 1, 2 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности изначально направлены на устранение последствий неправомерных действий оценщика, тогда как договор страхования ответственности оценщика также является еще и гарантией правомерного поведения оценщика.

Таким образом, наличие порядков возмещения убытков, предусмотренных абзацами 1, 2 статьи 24.6 Закона об оценочной деятельности, следует рассматривать как дополнительную гарантию защищенности имущественных интересов заказчика в силу закона, но не как прямое обеспечение имущественной ответственности оценщика при осуществлении им оценочной деятельности.

Что касается довода ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» о том, что оценщик не должен допускать перерывов между сроками действия полиса страхования, то Комиссия приходит к выводу, что Закон об оценочной деятельности не содержит норму, предусматривающую настоящую обязанность. Кроме того, сам по себе данный вывод заявителя не исключает возможность непродления договора страхования ответственности со стороны оценщика.

Вышеизложенное справедливо и в отношении довода заявителя о том, что непредставление оценщиком сведений об обязательном страховании ответственности в саморегулируемую организацию оценщиков является основанием дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом об оценочной деятельности, направлены на устранение негативных последствий совершения неправомерных действий со стороны оценщика, однако не могут исключить саму возможность их совершения и, следовательно, нарушение прав и законных интересов заказчика.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик установил квалификационное требование к участнику закупки о наличии у него специалистов (оценщиков), имеющих договоры страхования ответственности, срок действия которых истекает не ранее 31.12.2022, в соответствии со своими потребностями, руководствуясь вышеуказанным принципом, так как в случае неисполнения оценщиком (оценщиками) своих обязанностей по договору вследствие утраты соответствующего статуса субъекта оценочной деятельности заказчик несет риск причинения убытков.

Комиссия также учитывает, что ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» могло обеспечить привлечение к оказанию закупаемых услуг лиц, имеющих договор страхования ответственности, срок действия которого истекает не ранее 31.12.2022.

Комиссией установлено, что заявитель не обжалует подпункт 1.7.2 пункта 1.9 извещения, устанавливающий квалификационное требование к участнику закупки о наличии у него специалистов (оценщиков), имеющих договоры страхования ответственности, срок действия которых истекает не ранее 31.12.2022.

Принимая решение об отклонении заявки ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ», закупочная комиссия заказчика руководствовалась подпунктом 1.7.2 пункта 1.9 извещения.

Следовательно, отклонение заявки ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» на основании того, что срок окончания действия полисов (договоров) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности квалифицированных специалистов (оценщиков) участника закупки при осуществлении оценочной деятельности истекает ранее 31.12.2022, осуществлено в соответствии с требованиями извещения, является правомерным и не свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ»
(вх. № 13327 от 29.12.2021) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества ОАО «РЖД», расположенных на полигоне Северной железной дороги (Извещение – 32110887246), необоснованной.

2. Снять ограничения, установленные уведомлением от 11.01.2022
№ 65/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны