Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор торгов):

ПАО «ТГК-2»

 

"..."

 

Заявитель:

ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница"

 

"..."

 

АО «ЕЭТП»

 

"..."

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1322/2022

 

09 января 2023 года                                                                              г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 11.01.2023 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок – Савичева К.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,

с участием:

от ПАО «ТГК-2» – Червяков А.М. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" (Вх. № 15972-ЭП/22 от 26.12.2022) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211901665) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" (вх. № 15972-ЭП/22 от 26.12.2022) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211901665), при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования персонала для нужд ПАО "ТГК-2" (извещение № 32211901665).

Обжалуемые действия (бездействия): действия Заказчика, при формировании лота закупки, нарушающие положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

На заседании Комиссии 09.01.2023 ПАО «ТГК-2» с доводами, указанными в жалобе, не согласилось.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

30.11.2022 Заказчик разместил в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32211901665 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования персонала для нужд ПАО "ТГК-2".

Заявитель пояснил, что, изучив извещение о проведении запроса предложений ПАО «ТГК-2», обнаружил, что Заказчик сформировал лот закупки (оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования персонала) таким образом, что своими действиями ограничил конкуренцию: указанные в  предмете закупки услуги регулируются разными нормативно-правовыми актами: порядок проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников - Приказом Минздрава России от 28.01.2021 М 29н (ред. от 01.02.2022) "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", а порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования - Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.05.2022 № 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование", соответственно, в данном случае Заказчик объединил в один лот разного рода медицинские услуги.

Комиссия Ярославского УФАС на заседании установила, что в соответствии с извещением № 32211901665, размещенным в Единой информационной системе, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений – 11 часов 00 минут 15.12.2022 (МСК).

На адрес электронной почты Ярославского УФАС России жалоба ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" (вх. № 15972-ЭП/22 от 26.12.2022) поступила 26.12.2022, перенаправлена Костромским УФАС России (исх. № ОР/2396/22 от 26.12.2022).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области жалоба поступила 16 декабря 2022 года.

В ходе заседания Комиссии ПАО «ТГК-2» пояснило, что заявку на участие в данной закупке ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" не подавало. Согласно Протоколу открытия доступа к поданным заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме (№ 32211901665) № 000783-0001/Р-2022/1 от 15.12.2022 на запрос предложений в электронной форме до окончания срока подачи предложений (заявок) 15.12.2022г. 11:00 часов представлена 1 (одна) заявка - ОГБУЗ ''ГБ г. Костромы''.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что оспариваемые ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" действия ПАО «ТГК-2» подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Оставить жалобу ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" (Вх. № 15972-ЭП/22 от 26.12.2022) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211901665) без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

                      Т.В. Потемкина

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

                     К.А. Савичева

 

 

 

 

 

 

Я.В. Хлынина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны