Решение №2943/05-03 1. Сведения, представленные государственным бюджетным учрежд... от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница»

150062, г. Ярославль,

ул. Яковлевская, д.7

okb-zakupki@yandex.ru,

okb76@яокб.рф

Индивидуальному предпринимателю

Вахрушевой Наталье Владимировне

620130, Свердловская обл.,

г. Екатеринбург,

ул. Юлиуса Фучика, д. 5 кв. 32

620130, г. Екатеринбург, а/я 41

info@ipvah.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/94П — 21 (76-63 РНП)

16 июня 2021 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – начальника отдела контроля закупок …., членов Инспекции – главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок …., главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок ….,

с участием:

заказчик – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ ЯР «Областная клиническая больница», заказчик) – обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ….,

индивидуальный предприниматель Вахрушева Наталья Владимировна (далее – ИП Вахрушева Н.В., поставщик) – обеспечила участие посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ….., …..,

уполномоченный орган – департамент государственного заказа Ярославской области (далее – уполномоченный орган) – явку представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения информации о включении/невключении сведений об ИП Вахрушевой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков уведомлен надлежащим образом;

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница», в отношении индивидуального предпринимателя Вахрушевой Натальи Владимировны, и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок) проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (извещение № 0171200001920000865), заключенного с ИП Вахрушевой Н.В., в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта и порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 11.06.2021 № 138,

установила:

в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ИП Вахрушевой Н.В., существенно нарушившей, по мнению заказчика, условия контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (извещение № 0171200001920000865).

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующему выводу.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, 15.05.2020 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0171200001920000865 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ», вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта 10 426 824, 80 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920000865 от 28.05.2020, размещенного уполномоченным органом в этот же день в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия уполномоченного органа признала победителем этого аукциона участника закупки ИП Вахрушеву Н.В. (идентификационный номер заявки № 1), как участника, предложившего наименьшую цену контракта (10 374 690, 68 рублей), и заявка которого признана аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

08.06.2020 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница» (далее - ГБУЗ ЯО «ОКБ», заказчик) и индивидуальным предпринимателем Вахрушевой Натальей Владимировной (далее - ИП Вахрушева Н.В., поставщик) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920000865 от 28.05.2020 заключен контракт № 217-ОКБ/20 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (далее – контракт).

Согласно пункту 1 раздела 1 контракта предметом настоящего контракта является поставка перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (далее – товар) в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 1.2 раздела 1 контракта определено, что характеристики и количество товара, поставляемого по контракту в период его действия, цены на товар стороны согласовали в спецификации (приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 контракта цена контракта составляет 10 374 690, 68 рублей.

Пунктом 3.1 раздела 3 контракта определен срок поставки товара: поставка товара осуществляется партиями по графику поставки в течение 2020-2021 гг. (приложение № 2 к контракту): поставка первой партии товара в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта, поставка следующих партий с 20 по 25 число месяца поставки.

В силу пункта 4.2 раздела 4 контракта товар должен по своим характеристикам соответствовать спецификации (приложение № 1 к контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.

Исходя из пункта 4.3 раздела 4 контракта товар передается по товарной накладной, в которой заказчик производит отметку и расписывается в получении с указанием даты; товарная накладная подтверждает вручение товара заказчику, но не свидетельствует о приемке им товара без замечаний.

Пунктом 4.7 раздела 4 контракта определено, что принятый товар без замечаний оформляется подписанием заказчиком акта приема-передачи товара (приложение № 3 к контракту) в течение 3 рабочих дней с даты завершения приемки товара.

Согласно пункту 6.2 раздела 6 контракта срок оплаты – в течение 15 рабочих дней по факту приемки товара с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара (Приложение №3 к контракту) без замечаний; датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика.

Пунктом 9.1 раздела 9 контракта определено, что поставщик обязан в числе прочего:

- поставить товар в соответствии с условиями контракта, исполнить контракт в полном объеме;

- представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта, для контроля и проверки исполнения Поставщиком обязательств по контракту;

- информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта;

- своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке товара.

Пунктом 9.2 раздела 9 контракта определено, что заказчик обязан в числе прочего:

- принять и оплатить товар, соответствующий условиям контракта.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 контракта сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 10 дней с даты наступления таковых письменно информировать другую сторону о случившемся и его причинах с приложением документов, удостоверяющих факт наступления обстоятельств непреодолимой силы.

На основании пункта 13.2 раздела 13 контракта по получении уведомления заказчик совместно и по согласованию с поставщиком определяют порядок последующих действий; если от заказчика не поступает иных письменных указаний, поставщик продолжает выполнять свои обязательства по контракту, насколько это целесообразно, и ведет поиск альтернативных способов выполнения контракта, не зависящих от форс-мажорных обстоятельств.

Пунктом 13.3 раздела 13 контракта определено, что если, по мнению сторон, исполнение контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий.

Согласно пункту 16.1 раздела 16 контракта настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 04.06.2021.

В силу пункта 16.2 раздела 16 контракта окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств по контракту и ответственности за его нарушение.

Из процитированных выше положений контракта представляется возможным установить, что сторонами достигнуто соглашение, в том числе относительно порядка и срока поставки перчаток медицинских и т.д.

Инспекция Ярославского УФАС России, проанализировав представленные в материалы дела документы, установила следующее.

23.09.2020 ИП Вахрушева Н.В. направила в ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» информационное письмо, согласно которому приостановлена отгрузка медицинских перчаток, поскольку приостановлено производство перчаток производителями. Острый дефицит и невозможность прогнозирования приходов продукции связана с глобальным мировым дефицитом перчаток и сырья для их производства; спрос на перчатки вырос в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением соответствующих мер государственного ограничения распространения инфекции, что не позволяет производителям производить товар в достаточном объеме. С учетом изложенного, индивидуальный предприниматель не имеет возможности своевременно исполнить обязательства по контракту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 и предлагает заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон и пересмотреть график поставки товара.

Ответа от заказчика на вышеуказанное информационное письмо не последовало.

20.01.2021 производитель нестерильных нитриловых перчаток - компания Heliomed сообщила индивидуальному предпринимателю о полной приостановке производственных линий и, как следствие, их отгрузок до июля-августа 2021 года.

Производитель перчаток ООО «Русская Медицинская упаковка», как и компания Heliomed, ссылаясь на пандемию COVID-19 и вызванную ей нехватку сырья также сообщило об ограничении и отмене поставок на неопределенный срок.

Как пояснили представители индивидуального предпринимателя перчатки производителя компании Heliomed при подаче заявки предлагались в рамках позиций № 1, № 2; в денежном выражении в рамках заключенного контракта на эти перчатки отведена сумма 6 923 010,00 (шесть миллионов девятьсот двадцать три тысячи десять) рублей 00 копеек; перчатки производителя ООО «Русская Медицинская упаковка» были предложены к поставке в рамках позиции № 3; в денежном выражении в рамках заключенного контракта на эти перчатки отведена сумма 2 332 800,00 (два миллиона триста тридцать две тысячи восемьсот) рублей 00 копеек.

29.01.2021 ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» направила ИП Вахрушевой Н.В. претензию № 379, согласно которой индивидуальным предпринимателем неоднократно допущены нарушения количества и сроков поставки товара по контракту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020, по состоянию на 28.01.2021 недопоставлено 497 371 пар медицинских перчаток на сумму 5 010 779, 40 рублей; в связи с чем заказчик требует в кратчайшие сроки поставить товар.

16.02.2021 ИП Вахрушева Н.В. направила ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» уведомление о том, что поставить перчатки медицинские не представляется возможным по позиции № 1 с учетом спецификации (функциональных, технические и качественные характеристики товара) контракта и просит осуществить поставку перчаток с улучшенными характеристиками.

В ответ на указанное уведомление заказчик сообщил, что улучшенные характеристика товара не доказаны, изменения в отношении поставляемого товара вносится не будут, и о необходимости осуществить поставку товара на условиях заключенного контракта (исх. № 634 от 25.02.2021).

03.03.2021, 24.03.2021 ИП Вахрушева Н.В. информировала ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница», что поставка перчаток медицинских невозможна по изложенным ранее обстоятельствам и просила согласовать замену товара или расторгнуть контракт по соглашению сторон.

05.04.2021 на электронную почту ИП Вахрушевой от ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» поступило дополнительное соглашение о замене перчаток медицинских, необходимых к поставке по контракту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на товар с улучшенными характеристиками.

Ввиду того, что ранее заказчик отказывался от такой замены, к моменту поступления данного дополнительного соглашения у индивидуального предпринимателя отсутствовал требуемый к поставке товар в достаточном объеме; также предложенная редакция соглашения в части ассортимента отличалась от того, что предлагалось заказчику в ранее направленных индивидуальным предпринимателем письмах.

12.04.2021 индивидуальный предприниматель предложил заказчику заключить дополнительное соглашение в своей редакции, а также согласовать дополнительное соглашение о расторжении контракта № 217-ОКБ/20.

Ответа от заказчика на вышеуказанное предложение не последовало.

12.04.2021 ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» направила ИП Вахрушевой Н.В. претензию № 1176, согласно которой индивидуальным предпринимателем недопоставлены медицинские перчатки в количестве 272 386 пар на сумму 2 707 060, 40 рублей; в связи с чем заказчик требует в кратчайшие сроки поставить товар.

В ответ на вышеуказанную претензию индивидуальный предприниматель направил заказчику письмо от 13.04.2021 с просьбой рассмотреть возможность уменьшения объема поставки товара в пределах 10 % общего количества и цены контракта в связи с проблемами производства медицинских перчаток.

01.06.2021 ИП Вахрушева Н.В. нарочно представила ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» дополнительное соглашение к контакту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 подписанное со стороны индивидуального предпринимателя в редакции, предложенной заказчиком ранее.

Заказчиком данное дополнительное соглашение оставлено без рассмотрения.

Представители индивидуального предпринимателя также обратили внимание Инспекции, что:

- не смотря на перебои с поставками от контрагентов, с которыми пришлось столкнуться в разгар сырьевого кризиса и товарного дефицита, контракт был исполнен на сумму 6 185 366 рублей 28 копеек, что составляет почти 60% всего объема; в товарных единицах и в процентном выражении мной поставлено 100% товара по позициям № 2, № 4, а также 49% по позиции № 1 и 69% по позиции № 3; данные фактические обстоятельства подтверждаются размещенной в единой информационной системе в разделе «Реестр контрактов, заключенных заказчиками» информацией (реестровая запись контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 - № 2760300410320000240);

- в течении всего срока действия контракта поставщик не скрывался и не уклонялся от выполнения поставок и находился в постоянном взаимодействии с заказчиком;

- нарушения в сроках и объемах поставки связаны исключительно с внешними факторами на фоне распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), такие обстоятельства, являются исключительными в обычной хозяйственной деятельности поставщика;

- одновременно с исполнением обязательств по контракту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 со стороны индивидуального предпринимателя также происходило и происходит исполнение контракта № 357-ОКБ/20 от 27.10.2020 по закупке № 0171200001920001812, заключенного с заказчиком на поставку аналогичного товара: медицинских хирургических перчаток, который исполняется согласно графику поставки, полностью соответствует условиям спецификации, претензий относительно качества или количества поставленного товара, а также сроков поставки от заказчика не поступало; на данный момент исполнено более 50% от стоимости контракта;

- за период с 08.06.2020 по 08.06.2021 индивидуальным предпринимателем исполнено 262 контракта на поставку медицинских перчаток; в настоящее время на исполнении находится еще 238 контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур; данные фактические обстоятельства подтверждают тот факт, что ситуация с недопоставкой товара заказчику является экстраординарной в деятельности предпринимателя и вызвана исключительно обстоятельствами непреодолимой силы (сведения о исполненных и исполняемых контрактах со стороны индивидуального предпринимателя размещены в открытом доступе в единой информационной системе в разделе «Реестр контрактов, заключенных заказчиками);

- понимая всю значимость деятельности заказчика как профильного лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь населению в период пандемии, индивидуальный предприниматель предпринимала все возможные меры для разрешения сложившейся ситуации, несмотря на понесенные финансовые потери, возникших в связи с резким увеличением цен на перчатки (средний рост закупочных цен на медицинские перчатки за второе полугодие 2020 составил 120-200%).

ИП Вахрушева Н.В. просит не включать сведений о последней в реестр недобросовестных поставщиков, так как полагает, что с ее стороны предпринимались все возможные меры (действия) для исполнения обязательств, в том числе осуществлялись поставки в условиях дефицита товара и по ценам значительно ниже рыночной стоимости, к поставке предлагался товар с улучшенными характеристиками, было организовано постоянное взаимодействие с заказчиком.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Исходя из пункта 12.1 раздела 12 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о контрактной системе в сфере закупок, условиями настоящего контракта.

Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Иными словами поставщику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

Инспекцией установлено, что 29.04.2021 ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» принято решение № 1379 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (извещение № 0171200001920000865) (далее – решение об одностороннем отказе).

29.04.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе и направлено поставщику 05.05.2021 посредством Почты России, в подтверждение представлено уведомление о почтовой отправлении).

Учитывая положения части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (при невозможности получения подтверждения датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе) и принимая во внимание тот факт, что информации о получении поставщиком решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 по адресу (указанному в контракте) не получено, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения вышеуказанного контракта считается 29.05.2021.

В период с 30.05.2021 по 08.06.2020 ИП Вахрушева Н.В. недопоставила заказчику перчатки медицинские.

Таким образом, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 09.06.2021.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия индивидуального предпринимателя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.

Оценивая приведенные выше действия ИП Вахрушевой Н.В., Ярославское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно поставки товара по контракту № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020, что, соответственно, свидетельствует о намерении индивидуального предпринимателя исполнить рассматриваемый контракт.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2013 № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение; в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско – правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.

В данном случае, фактические обстоятельства дела (обстоятельства непреодолимой силы: распространение новой коронавирусной инфекции, частичная поставка перчаток медицинских, вынужденная по не зависящим от индивидуального предпринимателя причинам недопоставка товара в требуемом заказчику объеме; информационное взаимодействия с заказчиком (объяснение причин недопоставки товара, предложение альтернативного варианта поставки товара или расторжение контракта по соглашению сторон) и т.д.) и представленные ИП Вахрушевой Н.В. доказательства и пояснения не подтверждают совершения им умышленных действий (бездействия), недобросовестного поведения со стороны участника закупки, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, заказчиком не представлено.

Таким образом, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ИП Вахрушевой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

По результатам проведения Инспекцией проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ» (извещение № 0171200001920000865), заключенного с ИП Вахрушевой Н.В., в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта и порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, не обнаружено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,

решила:

  1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая больница» (ИНН 7603004103, ОГРН 1027600622301) в отношении индивидуального предпринимателя Вахрушевой Натальи Владимировны (ИНН 667108520620, ОГРНИП 319665800041391) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
  2. При проведении Инспекцией проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ», заключенного с индивидуальным предпринимателем Вахрушевой Натальей Владимировной, в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  3. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, порядка расторжения контракта № 217-ОКБ/20 от 08.06.2020 на поставку перчаток медицинских для ГБУЗ ЯО «ОКБ», заключенного с индивидуальным предпринимателем Вахрушевой Натальей Владимировной, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  4. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателе Вахрушевой Натальи Владимировны, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

 

Члены Инспекции

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны