Решение №4883/05-02 1) Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «ВАШ ДОМ»

ул. Владимира Сайбеля (Портовая), д. 41

г. Артем, Приморский край, 692756

fvashdom@mail.ru

Филиал Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге»

(ФКУ «ГЦСП МВД России»)

cspmvdnrr@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/69-273/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К. с участием:

от заказчика - филиала Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» (далее - филиал ФКУ «ГЦСП МВД России», заказчик) - представителя по доверенности Морозова А.В., М.В. Антипова (по устному ходатайству).

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «ВАШ ДОМ» (далее также - ООО «ВАШ ДОМ», заявитель) - о времени, дате и месте заседания извещен надлежащим образом; представителя по доверенности не направил,

рассмотрев жалобу ООО «ВАШ ДОМ» на действия аукционной комиссии заказчика - филиала Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обучению сотрудников пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах) для нужд заказчика (0871100000419000015) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным соответствующим приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

18.06.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «ВАШ ДОМ» на действия аукционной комиссии заказчика - филиала Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обучению сотрудников пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах) для нужд заказчика (0871100000419000015) (далее – жалоба).

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены в связи с признанием аукционной комиссией заказчика заявки ООО «ВАШ ДОМ» соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, в то время как последним не представлена лицензия на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, требование о предоставлении которой предусмотрено аукционной документацией.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым считает наличие в аукционной документации такого требования технической ошибкой, обнаружив которую, внести соответствующие изменения в аукционную документацию не представляется возможным, ссылаясь при этом на позицию, изложенную в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.04.2014 № 01-52-716/06-1730 «Об обучении пожарно-техническому минимуму», согласно которому обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчиком - филиалом Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 29.05.2019 размещено извещение (№ 0871100000419000015) о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обучению сотрудников пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах) для нужд заказчика (0871100000419000015).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 14 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации требования ко второй части заявки на участие в аукционе указаны в п. 2.2.2. Общих положений аукционной документации, которым установлено, что

вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наряду с иными документами и сведениями документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов (если такие требования установлены, информация о них содержится в «Информационной карте электронного аукциона»), а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Одним из требований, установленных к участникам закупки аукционной документацией (пункт 13 раздела 1 «Информационная карта аукциона»), значится соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- копия лицензии на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Согласно части 1 статьи 69 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0871100000419000015 от 10.06.2019 аукционной комиссией заказчика рассмотрены в соответствии со статьей 69 Закона № 44-ФЗ вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе, в результате заявка единственного участника ООО «ВАШ ДОМ» признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона № 44-ФЗ.

Проанализировав содержание второй части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки ООО «ВАШ ДОМ», Комиссия установила, что участником закупки не представлен документ, обязательность предоставления которого предусмотрена в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и положениями аукционной документации - копия лицензии на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Комиссией рассмотрена представленная заказчиком в обоснование правомерности действий аукционной комиссии позиция Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки), изложенная в письме от 25.04.2014 № 01-52-716/06-1730 «Об обучении пожарно-техническому минимуму» (находится в открытом доступе), согласно которой из положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 2, пункт 17 статьи 2, статьи 12, статьи 91) (далее - Закон об образовании), приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (в соответствии с требованиями которого осуществляется обучение пожарно-техническому минимуму) не следует, что обучение пожарно-техническому минимуму направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Законе об образовании, подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Законом об образовании, в связи с чем обучение пожарно-техническому минимуму, по мнению Рособрнадзора, не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.

Вместе с тем при включении в аукционную документацию требования к участникам закупки в отношении наличия у последних лицензии на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и, соотвественно, представления такой лицензии (ее копии) во второй части заявки, у аукционной комиссии заказчика отсуствуют основания для признания второй части заявки соотвествующей аукционной документации и законодательству о контрактной системем в случае непредоставления таковой участником закупки, несмотря на имеющиеся разьяснения органа исполнительной власти, к чьей компетенции относитсся вопросы лицензирования в сфере образования.

Таким образом, при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах Комиссия усматривает в действиях аукционной комиссии заказчика

нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.

По итогам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - филиала ФКУ «ГЦСП МВД России» выявлены нарушения законодательства о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона № 44-ФЗ, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Согласно аукционной документации (пункт 7 раздела II Информационной карты электронного аукциона, пункт 1 раздела IV Технического задания на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов заказчика по программе пожарно-технического минимума (далее – Техническое задание)) объектом закупки является обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах).

Обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства чрезвычайных ситуаций России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – приказ МЧС № 645)

Пунктом 10 Технического задания установлена форма получения образования - с отрывом от работы (очная), что в свою очередь, не противоречит пункту 35 приказа МЧС № 645, согласно которому обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

В соответствии с пунктом 37 приказа МЧС № 645 обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Таким образом, примерный перечень организаций, имеющих право осуществлять обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, определен органом исполнительной власти, в чьей непосредственной компетенции находятся, в том числе вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

При этом дополнительных требований применительно к наличию лицензии в сфере дополнительного профессионального образования приказом МЧС № 645 не установлено.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 40 части 1 которого образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 2 Закона об образовании под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона об образовании образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Частью 1 статьи 91 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию, лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

При этом согласно статье 12 Закона об образовании образовательная программа определяет содержание образования, а также предусмотрен закрытый перечень видов образовательных программ.

Учитывая, что целью и задачей образовательной программы согласно Техническому заданию является доведение минимума требований пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, подобную программу невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Законом об образовании.

Таким образом, заказчиком неправомерно установлены требования о наличии у участника закупки лицензии на право ведения (осуществления) образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и представлении копии такой лицензии в составе второй части заявки, что, соответствнно, является нарушением части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,

решила:

1) Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВАШ ДОМ» (ИНН 2537123794, ОГРН 1162536056286) на действия аукционной комиссии заказчика - филиала Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» (ИНН 7702718243, ОГРН 1097746667061) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта (извещение № 0871100000419000015) обоснованной.

2) Признать аукционную комиссию заказчика - филиала Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» (ИНН 7702718243, ОГРН 1097746667061) нарушившей пункт 1 части 6 статьи 69Закона № 44-ФЗ.

3) По итогам внеплановой проверки признать заказчика - филиал Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» (ИНН 7702718243, ОГРН 1097746667061) нарушившим часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

4) Выдать заказчику - филиалу Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге» (ИНН 7702718243, ОГРН 1097746667061) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

5) Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) по выявленным признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии Лебедева С.Н.

Члены комиссии Катричева Е.И.

Семенычева Е.К.

Связанные организации

Связанные организации не указаны