Решение №076/04/14.3-988/2023 076/04/14.3-988/2023 от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в виде наложения штрафа по делу об административном правонарушении № 076/04/14.3-988/2023 Резолютивная часть оглашена 14.09.2023 г. Ярославль Постановление в полном объеме изготовлено 18.09.2023 Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Шушкова А.С., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 076/04/14.3-988/2023, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в отношении АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630; 105187, город Москва, Ткацкая ул., д.36), в присутствии посредством видеоконференц-связи от АО «Банк Русский Стандарт» - <...>, УСТАНОВИЛ: Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление 09.11.2022,относительно получения звонка с информацией следующего содержания: «Добрый день, хорошие новости для Вас от АО «Банк Русский Стандарт». Для Вас предложение от банка с улучшенным и честными условиями на сумму до 500000 тысяч рублей. Уделите нам 1-2 минуты и мы расскажем подробности.» 01.11.22 г. в 19:11 с номера телефона <...> на абонентский номер телефона <...> без согласия абонента на ее получение. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке. Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам и услугам АО «Банк Русский Стандарт», формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной. В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной 2023-10637 радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Указанный звонок с рекламой поступил абоненту без его согласия на получение данной рекламы, что не соответствует требованиям, установленным в части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. АО «Банк Русский Стандарт» представило письменные пояснения, в которых указано, что абонентский номер +79262678514, с которого поступил звонок с рекламой, выделен АО «Банк Русский Стандарт» на основании договора от 13.05.2014 г. № CSN-156906 об оказании услуг связи, заключенного с ПАО «Мегафон». Письменное согласие абонента <...> на получение рекламы отсутствует. Звонок данному абоненту был совершен ошибочно. Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является АО «Банк Русский Стандарт», поэтому договоры на распространение рекламы отсутствуют. Распространение информации осуществлялось путем ручного набора сотрудником банка. Кроме того, в пояснениях АО «Банк Русский Стандарт» указано, что в настоящее время не осуществляется и впредь не планируется осуществление направления рекламы на абонентский номер +79920245850, в связи с чем, АО «Банк Русский Стандарт» просит не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Банк Русский Стандарт». Следовательно, АО «Банк Русский Стандарт» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Решением по делу № 076/05/18-8/2023 от 25.01.2023 реклама следующего содержания: «Добрый день, хорошие новости для Вас от АО «Банк Русский Стандарт». Для Вас предложение от банка с улучшенным и честными условиями на сумму до 500000 тысяч рублей. Уделите нам 1-2 минуты и мы расскажем подробности.», поступившая 01.11.22 г. в 19:11 с номера телефона +79262678514 на абонентский номер телефона <...>, признана ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вынесенного решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Объектом вменяемого административного правонарушения является установленный порядок осуществления государственного надзора в сфере распространения рекламы. Объективная сторона состоит в нарушении АО «Банк Русский Стандарт» установленных 2023-10637 рекламным законодательством норм и заключается в том, что он нарушил требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Субъект – АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630). Субъективная сторона: лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Место совершения административного правонарушения: Ярославская область. Время совершения административного правонарушения: 01.11.2022. В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Таким образом, вина АО «Банк Русский Стандарт» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является установленной. АО «Банк Русский Стандарт» указало, что у Банка отсутствовал умысел нарушать законодательство о рекламе, указывает, что рекламный звонок осуществлен ошибочно. В настоящее время направление какой-либо информации на абонентский номер заявителя не осуществляется. Кроме того, Банком исполнено предписание по делу № 076/05/18-8/2023. АО «Банк Русский Стандарт» просит назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Должностное лицо отмечает, что с целью прекращения нарушения законодательства о рекламе антимонопольным органом выдано предписание от 25.01.2023 по делу № 076/05/18- 8/2023. Факт нарушения ФЗ «О рекламе» установлен решением антимонопольного органа от 25.01.2023 по делу № 076/05/18-8/2023. Решение не оспаривалось, вступило в законную силу. В ходе рассмотрения должностным лицом рассмотрена возможность квалификации правонарушения как малозначительного в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ. Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное АО «Банк Русский Стандарт», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда 2023-10637 Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В соответствии со статьёй 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений. Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений. Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения как исключительный, не установлено, а лицом таковых не приведено. Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены. Доказательства, подтверждающие, что АО «Банк Русский Стандарт» предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в настоящем деле отсутствуют. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих, смягчающих административную ответственность, не установлено. На основании вышеизложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении АО «Банк Русский Стандарт» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы без согласия абонента на ее получение. На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.1, частью 1 статьи 3.1, статьей 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, 2023-10637 ПОСТАНОВИЛ: привлечь АО «Банк Русский Стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630; 105187, город Москва, Ткацкая ул., д.36) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Штраф за нарушение административного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 011 41 01 0003 140 Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001 ОКТМО 78 701 000 Единый казначейский счет (корр. счет) 40102810245370000065 Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ // УФК по Ярославской области г. Ярославль Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России) БИК 017888102 Казначейский счет (р/сч) 03100643000000017100 УИН 16100500000001771541 в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление. Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Заместитель руководителя А.С. Шушкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны