Решение №6048/05-02 Решение от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «АСОФТ»

 

186420, Республика Карелия,

р-н Сегежский, г. Сегежа, ул. Ленина,  д.3, пом. 39, р.м. № 1

e-mail: oooasofttex@gmail.com

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

 

150006, г. Ярославль, ул. Дядьковская,

д. 7

e-mail: info@yarguor.ru,

zakupki@yarguor.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-1177/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года                        г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок <…>, ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «АСОФТ» (далее также – ООО «АСОФТ», заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

заказчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (далее также – ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», заказчик), обеспечил личное участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенностям <…>;

оператор электронной торговой площадки, общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «АСОФТ» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение № 0371100015721000052) (далее также – аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014                              № 727/14,

                                                                                    

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба                                      ООО «АСОФТ» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение № 0371100015721000052).

Заявитель полагает, что извещение и документация о рассматриваемом аукционе в электронной форме утверждены заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. заказчиком неверно для всего закупаемого оборудования выбран код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, а именно: 26.30.23.000 «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)», что повлекло ненадлежащее применение положений постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также позволило заказчику объединить в один лот товар, включенный в Перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», и не включенный в него (по мнению заявителя, заказчик обязан был определить для каждой позиции технического  задания (каждого закупаемого товара) определенную позицию ОКПД2/КТРУ);

2. заказчиком не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика – незаконными, выдать последнему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав представителя заказчика и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчиком, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, ЕИС) 02.11.2021 размещено извещение № 0371100015721000052 вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом.

Начальная (максимальная) цена контракта 9 109 465,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Первый довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие товары, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, ОКПД2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая вышеприведенные положения, заказчик в случае отсутствия, соответствующих позиций в КТРУ в качестве таких позиций самостоятельно устанавливает код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.

В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика – ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею».

Объектом рассматриваемой закупки является поставка программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом.

В качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком установлен код ОКПД2: 26.30.23.000 «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)», поскольку в КТРУ отсутствует соответствующая закупаемому товару (программно-аппаратный комплекс для видеоконференцсвязи) позиция.

Подробное описание объекта закупки содержится в разделе 3 «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» аукционной документации.

В соответствии с приложением № 1 к Техническому заданию заказчик закупает программно-аппаратный комплекс для видеоконференцсвязи, в состав которого входят отдельные элементы: многофункциональное мультимедийное устройство вывода информации; многофункциональный мультимедийный аппаратно-программный контроллер вывода информации; многофункциональный мультимедийный контроллер для организации видеоконференцсвязи; многофункциональная мультимедийная камера видеоконференцсвязи; многофункциональная мультимедийная цифровая аудиоплатформа; многофункциональное мультимедийное устройство отображения информации тип 1; многофункциональный мультимедийный аппаратно-программный контроллер: многофункциональное мультимедийное устройство отображения информации тип 2; многофункциональное мультимедийное устройство отображения информации тип 3; многофункциональное устройство передачи сигналов тип 1; многофункциональное устройство передачи сигналов тип 2; многофункциональное мультимедийное устройство матричной коммутации сигналов тип 1; многофункциональное мультимедийное устройство матричной коммутации сигналов тип 2; многофункциональный мультимедийный аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 1; многофункциональный мультимедийный аппаратно-программный комплекс для управления множественными видеопотоками тип 2; многофункциональная мультимедийная интерактивная система для организации совместной работы; многофункциональное мультимедийное устройство преобразования видеосигнала тип 1; многофункциональное мультимедийное устройство преобразования видеосигнала тип 2; многофункциональное мультимедийное устройство преобразования видеосигнала тип 3; многофункциональное мультимедийное устройство преобразования видеосигнала тип 4; многофункциональный мультимедийный комплекс автоматизации и управления залом; многофункциональный мультимедийный аппаратно-программный комплекс управления видеоконференцсвязью и интеграции смежных систем.

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

В данном случае заказчику исходя из его потребностей требовалась к поставке сложная вещь (программно-аппаратный комплекс для видеоконференцсвязи), состоящая из разнородных вещей, технические и эксплуатационные характеристики которых должны позволять использовать их в комплексе, как технологически и функционально связанную между собой систему, без необходимости отдельного использования каждого элемента.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами не предусмотрена обязанность заказчиков при осуществлении закупки (при отсутствии соответствующей закупаемому товару позиции КТРУ) использовать информацию, включенную в иные позиции КТРУ (в отношении составных элементов закупаемого товара, являющегося единой сложной вещью).

Соответственно, описание товара (программно-аппаратный комплекс для видеоконференцсвязи), являющегося предметом рассматриваемой закупке, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона, без использования информации, включенной в позиции КТРУ в отношении составных элементов закупаемого товара, являющегося единой сложной вещью.

Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии Ярославского УФАС России не доказан факт наличия в КТРУ позиции, в соответствии с которой заказчик обязан был осуществить описание объекта закупки. Позиции КТРУ, которые приведены заявителем в жалобе, не соответствуют объекту закупки в целом.

Также, закупая сложную вещь с единым кодом ОКПД2, включенным в Перечень радиоэлектронной продукции, заказчик не нарушает положения пункта 7 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», устанавливающего запрет на то, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него, поскольку Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не предусмотрена обязанность заказчиков при осуществлении закупки сложной вещи, в состав которой входят различные элементы, определять для каждого такого элемента код ОКПД2.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией Ярославского УФАС России не выявлен факт нарушения со стороны заказчика положений постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Второй довод подателя жалобы признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013                   № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Исходя из части 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Один из запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015).

Пунктом 2 Постановления Правительства № 1236 от 16.11.2015 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления Правительства № 1236 от 16.11.2015 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Таким образом, в случае закупки программного обеспечения заказчик обязан в извещении и документации о закупке установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 либо подготовить и разместить в единой информационной системе одновременно с извещением и документацией о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом.

В соответствии с пунктом 2.18 ГОСТ 34.003-90 «Межгосударственный стандарт. Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» программно-технический комплекс автоматизированной системы (ПТК АС) - это продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.

Так, например, в состав программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи входит программное обеспечение, что не отрицалось представителем заказчика на заседании Комиссии Ярославского УФАС России.

Таким образом, заказчик закупает в том числе программное обеспечение, соответственно, извещение и документация о рассматриваемой закупке должна содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015 либо заказчик должен разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.

Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что извещение и документация о рассматриваемой закупке не содержит информации о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015, а также заказчиком не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком, что является нарушением части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказника выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013                   № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013                    № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013                   № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Как указывалось, выше по тексту настоящего решения, объектом рассматриваемой закупки является поставка программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом.

Подробное описание объекта закупки содержится в разделе 3 «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)» аукционной документации.

Приложение № 1 к Техническому заданию содержит Таблицу с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками оборудования, в том числе со следующей (оспариваемой заявителем) позицией:

 

№ п/п

Наименование товара

Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные

характеристики оборудования

Ед. изм.

Наименование показателя

Значение показателя

 

Программно-аппаратный комплекс для видео-конференцсвязи

Технические характеристики устройства отображения информации:

 

 

Степень защиты

Более 18

IP

 

В соответствии с Приложением № 2 к Техническому заданию (Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе) при формировании заявки, при наличии в документации значений показателей, сопровождающихся словами «более», «выше», «свыше», «превышать» участник должен предложить показатель, имеющий значение больше заявленного в документации об аукционе (не включая его).

01.03.2017 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии введен в действие ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) «Межгосударственный стандарт. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)» (далее – также ГОСТ 14254-2015).

Пунктом 1 ГОСТа 14254-2015 установлено, что настоящий стандарт распространяется на все виды изделий, для которых требуется нормирование степеней защиты, обеспечиваемой оболочками от проникновения твердых предметов и воды.

Стандарт устанавливает:

а) классификацию степеней защиты, обеспечиваемой оболочками, от проникновения твердых предметов (включая защиту людей от доступа к опасным частям изделий и защиту оборудования внутри оболочки от попадания посторонних твердых предметов) и от проникновения воды (защиту оборудования внутри оболочки от вредных воздействий в результате проникновения воды);

б) обозначения указанных степеней защиты;

в) требования для каждого обозначения;

г) методы и режимы контроля и испытаний для проверки оболочек оборудования на соответствие установленной степени защиты.

Пунктом 3.4 ГОСТа 14254-2015 установлено, что под кодом IP понимается система кодификации, применяемая для обозначения степеней защиты, обеспечиваемых оболочкой, от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов, воды, а также для предоставления дополнительной информации, связанной с такой защитой.

 

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа 14254-2015 в состав кода IP входят:

 

                                                                                           IP    2    3    C    H

 

 

Буквы кода (международная защита)

(International Protection)

 

Первая характеристическая цифра

(цифры от 0 до 6 либо буква X)

 

Вторая характеристическая цифра

(цифры от 0 до 9 либо буква X)

 

Дополнительная буква (при

необходимости) (буквы А, В, С, D)

 

Вспомогательная буква (при

необходимости) (Н, М, S, W)

 

При отсутствии необходимости в нормировании характеристической цифры ее следует заменять на букву X (либо XX, если опущены две цифры).

Дополнительные и (или) вспомогательные буквы опускают без замены.

При использовании более одной дополнительной буквы применяют алфавитный порядок.

Если оболочка обеспечивает различные степени защиты в зависимости от расположения оборудования, предусмотренного различиями в монтаже, соответствующие степени защиты должны быть указаны изготовителем в инструкции для каждого случая монтажа.

Порядок маркировки оболочки приведен в разделе 10.

Согласно пункту 5 ГОСТа 14254-2015 первая характеристическая цифра указывает, что оболочка обеспечивает защиту оборудования, находящегося внутри оболочки, от проникновения внешних твердых предметов.

В соответствии с пунктом 6 ГОСТа 14254-2015 вторая характеристическая цифра обозначает степень защиты, обеспечиваемую оболочками в отношении вредного воздействия на оборудование в результате проникновения воды.

 

Вторая характе-

ристическая цифра

Степень защиты

Краткое описание

Определение

0

Нет защиты

-

1

Защищено от вертикально падающих капель воды

Вертикально падающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия

2

Защищено от вертикально падающих капель воды, когда оболочка отклонена на угол до 15°

Вертикально падающие капли не должны оказывать вредного воздействия, когда оболочка отклонена от вертикали в любую сторону на угол до 15° включительно

3

Защищено от воды, падающей в виде дождя

Вода, падающая в виде брызг в любом направлении, составляющем угол до 60° включительно с вертикалью, не должна оказывать вредного воздействия

4

Защищено от сплошного обрызгивания

Вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

5

Защищено от водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

6

Защищено от сильных водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде сильных струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

7

Защищено от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количестве, вызывающем вредное воздействие, при ее погружении на короткое время при стандартизованных условиях по давлению и длительности

8

Защищено от воздействия при длительном погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды в оболочку в количествах, вызывающих вредное воздействие, при ее длительном погружении в воду при условиях, согласованных между изготовителем и потребителем, однако более жестких, чем условия для цифры 7

9

Защищено от горячих струй воды под высоким давлением

Горячая вода под высоким давлением, подающаяся на оболочку, не должна оказывать вредного воздействия

 

Учитывая вышеприведенные положения ГОСТа 14254-2015 первая характеристическая цифра кода IP указывает на степень защиты от проникновения внешних твердых предметов, вторая характеристическая цифра кода IP на степень защиты от проникновения воды.

Соответственно, установленное заказчиком в аукционной документации значение показателя «степень защиты» устройства отображения информации более 18 IP предполагает, что заказчику необходимо к поставке оборудование со степенью защиты от проникновения внешних твердых предметов более 1 и со степенью защиты от проникновения воды более 8, под данное значение показателя подойдут следующие вариации степени защиты устройства отображения информации: 29 IP, 39 IP, 49 IP, 59 IP, 69 IP.

Однако, как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, устанавливая данное значение показателя «степень защиты», заказчик исходил из того, что значение показателя «степень защиты» устройства отображения информации более 18 IP будет рассматриваться в совокупности, а не по отдельности, и что потребностям заказчика удовлетворит и значение показателя «степень защиты» устройства отображения информации 21 IP.

Учитывая вышеизложенное, у заказчика исходя из его пояснений отсутствует необходимость в приобретении устройства отображения информации со степенью защиты от проникновения воды более 8 (защищено от воздействия при длительном погружении в воду), таким образом, данное значение показателя является избыточным, соответственно, значение показателя «степень защиты» устройства отображения информации более 18 IP установлено заказчиком в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, что является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком при формировании закупочной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в связи с тем, что идентичная по содержанию закупка (аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение № 0371100015721000049) была признана аукционной комиссией заказчика несостоявшейся.

27.10.2021 в Ярославское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Айти-Юг» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение                                                                 № 0371100015721000049).

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Айти-Юг» в действиях заказчика были выявлены идентичные нарушения (решение Ярославского УФАС России по делу              № 076/06/64-1109/2021)

Для устранения выявленных в ходе рассмотрения жалобы ООО «Айти-Юг» нарушений заказчику было предписано внести в извещение и аукционную документацию следующие изменения (предписание Ярославского УФАС России по делу № 076/06/64-1109/2021):

1. указать в извещении и аукционной документации описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом решения Ярославского УФАС России от 10 ноября 2021 года по делу № 076/06/64-1109/2021;

2. в случае наличия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения программного обеспечения, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, и в случае если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению – указать в извещении и аукционной документации информацию, о том что при проведении данного аукциона применяется запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015                   № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

либо

 

в случае отсутствия в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения программного обеспечения, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, и/или в случае, если программное обеспечение, включенное в реестр российского программного обеспечения и реестр евразийского программного обеспечения, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению - разместить в единой информационной системе одновременно с извещением и аукционной документацией обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), в соответствии с законодательством о контрактной системе (в частности, в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236) и с учетом решения Ярославского УФАС России от 10 ноября 2021 года по делу № 076/06/64-1109/2021.

Указанное предписание заказчику необходимо исполнить в срок до «06» декабря 2021 года (включительно).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает оснований для выдачи заказчику предписания по результатам рассмотрения жалобы ООО «АСОФТ», поскольку обязательное к исполнению предписание по идентичным нарушениям выдано в рамках рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «АЙТИ-ЮГ» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении идентичной закупки (аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение № 0371100015721000049).

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «АСОФТ» (ИНН: 10060227829, ОГРН: 1201000005612) на действия заказчика, Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584, ОГРН: 1127606002545), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение № 0371100015721000052), обоснованной в части нарушения заказчиком части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

 2. Признать заказчика, Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584, ОГРН: 1127606002545), нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 10 статьи 42, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика признать заказчика, Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584, ОГРН: 1127606002545), нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

4. Не выдавать заказчику, Федеральному государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН: 7606086584,                 ОГРН: 1127606002545), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в связи с тем, что обязательное к исполнению предписание по идентичным нарушениям выдано в рамках рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «АЙТИ-ЮГ» на действия заказчика, ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку программно-аппаратного комплекса для видеоконференцсвязи с установкой и монтажом (извещение                                                              № 0371100015721000049) (решение и предписание Ярославского УФАС России по делу № 076/06/64-1109/2021).

5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                         <…>

 

                                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны