Решение №1959/05-03 РЕШЕНИЕ по делу № 05-03/29П-20 (76-27 РНП) от 2 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальный предприниматель

Хованская Светлана Викторовна

ул. Ленина, д. 10, кв. 41

Хабаровский край, г. Хабаровск, 680000

ikhovansky@mail.ru

Департамент охраны окружающей среды и природопользования

ул. Свободы, д. 62

г. Ярославль, 150014

doosp@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/29П-20 (76-27 РНП)

26 февраля 2020 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г.,

с участием:

от заказчика, департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее также – заказчик), – представителей по доверенности Записецкого Д.В., Парамоновой К.М.,

индивидуальный предприниматель Хованская Светлана Викторовна (далее также – ИП Хованская С.В., исполнитель) – о времени, дате и месте рассмотрения сведений уведомлена надлежащим образом, в связи с невозможностью обеспечить личное участие направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие,

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные департаментом охраны окружающей среды и природопользования в отношении индивидуального предпринимателя Хованской Светланы Викторовны и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта одностороннего отказа заказчика, департамента охраны окружающей среды и природопользования, от исполнения государственного контракта № 24 от 07.06.2019 (извещение № 0171200001919000425) на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения, заключенного с индивидуальным предпринимателем Хованской Светланой Викторовной, в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 20.02.2020 № 47,

установила:

19.02.2020 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ИП Хованской С.В., существенно нарушившей, по мнению заказчика, условия государственного контракта № 24 от 07.06.2019 на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения.

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Заказчиком, департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, 18.04.2019 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0171200001919000425 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения (далее также – открытый конкурс в электронной форме, конкурс, закупка) вместе с документацией об открытом конкурсе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 450 000, 00 руб.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0171200001919000425 от 27.05.2019 по итогам оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией в данной закупке конкурсная комиссия уполномоченного органа признала победителем рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме ИП Хованскую С.В. (идентификационный номер заявки № 3), как участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которой присвоен первый номер.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

07.06.2019 между департаментом охраны окружающей среды и природопользования и индивидуальным предпринимателем Хованской Светланой Викторовной заключен государственный контракт № 24 на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения (далее также – государственный контракт № 24 от 07.06.2019, государственный контракт).

Общая цена контракта составляет 1 200 000 (один миллион двести тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается (цена контракта включает в себя все расходы исполнителя по оплате транспортных, складских и прочих услуг, связанных с выполнением обязательств, уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей с учетом инфляции в соответствии с условиями контракта (пункт 3.1 раздела 3 «Цена контракта и порядок оплаты, обеспечение контракта» государственного контракта)).

Разделом 1 «Предмет контракта» государственного контракта установлено, что исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения (далее – услуги) и передать полученные результаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 раздела 1 «Предмет контракта» государственного контракта).

Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги, предусмотренные пунктом 1.1 контракта в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.2 раздела I «Предмет контракта» государственного контракта).

Выполнение работ по контракту осуществляется в 1 этап (пункт 1.3 раздела 1 «Предмет контракта» государственного контракта).

Требования к составу, объёму, содержанию, качеству и иным характеристикам услуг устанавливаются в соответствии с техническим заданием (приложение к контракту), которое заполняется  заказчиком в соответствии с разделом 2 «Описание объекта закупки» документации об открытом конкурсе в электронной форме и является неотъемлемой частью контракта (пункт 1.3 раздела 1 «Предмет контракта» государственного контракта).

Основными видами услуг в соответствии с техническим заданием являются:

- проведение обследования и подготовка документации по особо охраняемым природным территориям регионального значения,

- проведение обследования и подготовка документации по охранным зонам памятников природы,

- оказание иных услуг и подготовка отчетных документов.

При этом техническим заданием определен перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения (в количестве 18 единиц), а также установлены требования к отчетным документам.

Место оказания услуг: Большесельский, Гаврилов-Ямский, Мышкинский, Некрасовский, Ростовский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский, Ярославский муниципальные районы Ярославской области, а также по месту расположения исполнителя (пункт 1.6 раздела 1 «Предмет контракта» государственного контракта).

Разделом 2 «Срок оказания услуг и срок действия контракта» государственного контракта предусмотрено, что срок оказания услуг установлен следующим образом: с момента заключения контракта по 01 октября 2019 года.

Срок действия контракта: с момента его подписания сторонами до 31 декабря 2019 года, а в части неисполненных обязательств – до полного их исполнения сторонами (пункт 2.4 раздела 2 «Срок оказания услуг и срок действия контракта» государственного контракта).

Пунктом 4.4 раздела 4 «Права и обязанности сторон» государственного контракта предусмотрено, что исполнитель обязан:

- своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с техническим заданием (приложение к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта (подпункт 4.4.1 пункта 4.4 раздела 4 «Права и обязанности сторон» государственного контракта).

- использовать в работе и предоставлять заказчику по итогам оказания услуг достоверные данные и сведения (подпункт 4.4.2 пункта 4.4 раздела 4 «Права и обязанности сторон» государственного контракта).

Разделом 6 «Порядок сдачи и приемки оказанных услуг» государственного контракта установлен порядок приемки исполненных обязательств.

Для проверки исполнения обязательств по контракту, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу (часть 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ); такая экспертиза проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций (пункт 6.1 раздела 6 «Порядок сдачи и приемки оказанных услуг» государственного контракта).

Заказчик осуществляет приемку оказанных услуг в течение 25 календарных дней с момента предоставления исполнителем отчетных документов; по результатам проверки отчетных данных, представленных исполнителем, сторонами в рамках указанного срока подписывается акт сдачи-приемки оказанных услуг, либо исполнителю в те же сроки направляется заказчиком в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг с указанием срока для устранения несоответствий (пункт 6.3 раздела 6 «Порядок сдачи и приемки оказанных услуг» государственного контракта).

Заказчик вправе в мотивированном отказе от приемки оказанных услуг по контракту предоставить исполнителю срок для устранения недостатков; доработанная исполнителем отчетная документация с описью произведенных изменений рассматривается заказчиком в соответствии с пунктом 6.3 контракта.

Исполнитель обязан за свой счёт устранить в установленные сроки, допущенные по его вине в оказанных услугах недостатки, а также ошибки в расчетах и аналитических выводах, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных контрактом.

Акт сдачи-приемки оказанных услуг подписывается после устранения исполнителем всех выявленных при приемке недостатков (пункт 6.4 раздела 6 «Порядок сдачи и приемки оказанных услуг» государственного контракта).

Следуя позиции заказчика, представленной с документальным подтверждением на заседание Инспекции, 01.10.2019 исполнителем на адрес электронной почты представлен заказчику ряд скан-образов следующих документов: письма «Направление Отчета, актов, счета и счета-фактуры по государственному контракту № 24 от 07.06.2019», титульных страниц отчетов обследуемых особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения; приложения № 3 к описанию объекта закупки (памятник природы «Мемориальный парк в дер. Грешнево); приложения № 5 к описанию объекта закупки (памятник природы «Мемориальный парк в дер. Грешнево); акта сдачи-приемки оказанных услуг № 1 б/н по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения по государственному контракту № 24 от 07.06.2019, также к электронному письму указанного содержания приложена ссылка на файл: «1. 12 Отчет_ПП Мемориальный парк дер. Грешнево. docx. (58,6 Мб).

Проанализировав содержание перечисленных документов, заказчиком установлено, что поступившие в таком виде и указанного содержания документы (в том числе со ссылкой на файл) содержат результаты обследования одной единицы особо охраняемой природной территории площадью 1,2185 га из требуемых заказчику согласно условиям контракта 18 единиц суммарной площадью 10 589,069 га.

Вместе с тем заказчиком отмечается на установленное несоответствие представленных результатов требованиям технического задания (неполнота содержания и несоответствие формата выполненных результатов), с учетом которых считать услугу оказанной надлежащим образом даже в отношении единственной позиции не представляется возможным.

Соответственно, по состоянию на 01.10.2019 (последний день установленного государственным контрактом срока оказания услуг) исполнителем заказчику представлен результат в отношении одной особо охраняемой природной территории (в то время как по условиям контракта следует подготовить установленные государственным контрактом документы в количестве 18 единиц), в том числе по форме и содержанию не отвечающий условиям государственного контракта.

За пределами срока, установленного государственным контрактом, учитывая предоставленную заказчиком исполнителю возможность завершить оказание предусмотренных государственным контрактом услуг и представить их результаты заказчику (о чем 04.10.2019 заказчиком направлено соответствующее письмо исполнителю исх. № 25-07/155/19 от 04.10.2019), установленный государственным контрактом результат заключения последнего в адрес заказчика не поступил (С учетом изложенного 16.10.2019 в адрес исполнителя по государственному контракту заказчиком направлена претензия об уплате штрафа и неустойки (исх. № 05-09/380 от 16.10.2019).)

Разделом 6 государственного контракта установлен порядок сдачи и приемки оказанных услуг, где, в частности пунктом 6.1 предусмотрена обязанность заказчика провести экспертизу для проверки исполнения обязательств по контракту в части их соответствия условиям контракта (такая экспертиза проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций).

В соответствии с приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области «О приемочной комиссии» от 01.10.2019 № 01-04/166 в целях проведения приемки оказанных услуг по государственному контракту от 07.06.2019 № 24 назначено проведение экспертизы результатов оказанных услуг на предмет их соответствия действующему законодательству и условиям государственного контракта, по результатам которой 21.12.2019 вынесено заключение о наличии в представленных документах многочисленных ошибок, недочетов и неполноты содержащихся сведений, а также оформление в форматах, не соответствующих требованиям контракта, в связи с чем представленные материалы не могут быть приняты.

22.10.2019 заказчиком по результатам проведенной экспертизы направлена информация об отказе в подписании акта сдачи-приемки оказанных услуг, представленных материалами 01.10.2019 (письмо от 22.10.2019 № 25-07568/19).

23.10.2019 (за пределами срока, установленного условиями контракта) в ответ на направленную заказчиком претензию исполнителем работ, следуя содержанию направленного письма (исх. № 090 от 23.10.2019), в качестве подтверждения продолжения взятых обязательств по контракту, как указывает исполнитель, последним направлены доработанные отчетные материалы по государственному природному заказнику «Гаврилов-Ямский» и памятнику природы регионального значения «Мемориальный парк в дер. Грешнево».

28.11.2019 (за пределами срока, установленного государственным контрактом) исполнителем в адрес заказчика представлены материалы в виде электронных вложений в отношении двух особо охраняемых природных территорий (государственный природный заказник «Гаврилов-Ямский» и памятник природы «Мемориальный парк в дер. Грешнево»), объем содержания которых не отвечает требованиям, установленным техническим заданием, что, в свою очередь, послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (в чем именно выразилось несоответствие подробно указывается в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта).

На основании вышеизложенного 11.12.2019 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого государственного контракта, в основу которого заказчиком положен факт ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту: неоказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации 18 особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 10.1 раздела 10 «Расторжение контракта» государственного контракта).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

11.12.2019 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта исполнителем (далее – решение об одностороннем отказе).

12.12.2019 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в Единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация».

12.12.2019 решение об одностороннем отказе направлено заказчиком по юридическому адресу исполнителя (в подтверждение заказчиком представлена копия уведомления о вручении почтового отправления, из которого следует, что письмо было вручено и получено адресатом 24.01.2020). 12.12.2019 дополнительно данное решение направлено заказчиком в адрес ИП Хованской С.В. посредством электронной почты на адрес исполнителя (ikhovansky@mail.ru).

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено адресатом 24.01.2020 (данное уведомление было получено заказчиком 03.02.2020 вх. № 25).

Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ через десять дней с даты получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю решения заказчика (от 11.12.2019 исх. № ИХ.25-08882/19), а указанный государственный контракт расторгнут 14.02.2020.

Между тем, проанализировав письменные пояснения, представленные ИП Хованской С.В. на заседание Инспекции (от 21.02.2019) последней установлено, что неисполнение обязательств по рассматриваемому государственному контракту (в полном объеме в установленный срок) исполнитель связывает с возникновением форс-мажорных обстоятельств, а именно невозможностью исполнения взятых обязательств в условиях объявленной чрезвычайной ситуации (соответствующим распоряжением от 29.07.2019 № 623-рп на всей территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации, что установлено Инспекцией информацией на официальном сайте МЧС России по Хабаровскому краю), в то время как условиями государственного контракта (пункт 1.6), как считает исполнитель, предусмотрено оказание услуг по месту расположения (с учетом представленных документов место расположения исполнителя г. Хабаровск Хабаровского края).

В то же время порядок поведения сторон в случае возникновения обстоятельств, на возникновение которых ни одна из сторон не могла повлиять, урегулирован разделом 8 государственного контракта.

Согласно пункту 8.1 раздела 8 «Обстоятельства непреодолимой силы» государственного контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств государственному контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которые возникли после заключения контракта и непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение контракта в срок (пункт 8.2 раздела 8 «Обстоятельства непреодолимой силы» государственного контракта).

Сторона, для которой надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязана в течение 5 (пяти) календарных дней с даты возникновения таких обстоятельств уведомить в письменной форме другую сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности действия; если от заказчика не поступает письменных инструкций, исполнитель продолжает выполнять свои обязательства по контракту, насколько это целесообразно, и ведет поиск альтернативных способов выполнения контракта, не зависящих от форс-мажорных обстоятельств (пункт 8.3 раздела 8 «Обстоятельства непреодолимой силы» государственного контракта).

Если обстоятельства, указанные в пункте 8.1 контракта, будут длиться более 2 (двух) календарных месяцев с даты соответствующего уведомления, каждая из сторон вправе требовать расторжения контракта без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств (пункт 8.4 раздела 8 «Обстоятельства непреодолимой силы» государственного контракта).

Заслушав позицию заказчика и изучив представленные документы, Инспекцией установлено, что в нарушение условий контракта, определяющих порядок взаимодействия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, в срок, установленный контрактом, заказчик не извещен исполнителем о возникновении подобного рода причин, препятствующих исполнению обязательств (впервые указанная информация содержится в письме от 23.10.2019 № 090, содержащем ответ на претензию, направленную заказчиком в адрес исполнителя, спустя 23 календарных дня по истечении срока оказания услуги согласно контракту).

Кроме того, следуя содержанию приведенного исполнителем условия контракта об оказании услуг по месту расположения исполнителя, обязанность оказания услуг на территории Хабаровского края не следует из содержания рассматриваемого контракта, напротив согласно контракту заказчиком, учитывая характер и содержание оказываемых услуг, предусмотрено, что местом оказания услуги является как территория, в границах которой расположены особо охраняемые природные территории, так и место расположения исполнителя (что, по мнению Инспекции, не исключает место оказания услуги исполнителем помимо территории особо охраняемой природной территории осуществлять мероприятия по оказанию услуг в ином по усмотрению последнего месте).

Также Инспекцией принято во внимание, что представители исполнителя (Койдан Б.Н., Иванисов А.В., Куликов Н.А.) неоднократно принимали участие в рабочих встречах на территории заказчика (что подтверждается представленными заказчиком копиями страниц журнала пропускной способности от 11.06.2019, 13.06.2019, копией служебной записки от 05.10.2019), из чего следует, что оказание услуг исполнителем осуществляется с привлечением иных специалистов.

При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а исходит из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующей ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Инспекция Ярославского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае доказательства того, что исполнитель контракта в нарушение принятых на себя обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению, являются достаточными.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения заявления заказчика о рассмотрении вопроса о включении (невключении) в реестр недобросовестных поставщиков ИП Хованской С.В., обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, Инспекцией Ярославского УФАС России установлен факт неоднократного включения сведений об ИП Хованской С.В. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения контрактов (УФАС по Тверской области, УФАС по Мурманской области), что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении ИП Хованской С.В. существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр; в случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил; в рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр; в ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Фактические обстоятельства дела (нарушение со стороны исполнителя срока выполнения контракта, хотя объективных препятствий для этого не имелось; ненадлежащее качество предоставленных материалов как части оказанной услуги, подтверждающееся результатами проведенной заказчиком экспертизы, и как следствие, выразившиеся в отказе в принятии оказанной услуги), избранная модель поведения исполнителя, характеризующаяся той степенью внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств (несоблюдение условий контракта, устанавливающих порядок взаимодействия с заказчиком) и представленные доказательства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны исполнителя, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода об отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о лице, являющемся исполнителем оказываемых в рамках рассматриваемого контракта услуг, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

сведения, представленные департаментом охраны окружающей среды и природопользования (ИНН 7602060560, ОГРН 1077604014872) в отношении индивидуального предпринимателя Хованской Светланы Викторовны (ИП Хованская С.В.; ИНН 790202039871, ОГРНИП 313272124800020; адрес: 680000, город Хабаровск, улица Ленина, дом 10, квартира 41; индивидуальный предприниматель Хованская Светлана Викторовна (ИНН 790202039871), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Хованской Светланы Викторовны в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны