Решение б/н Обосновано с предписанием от 11 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ПАО «ТГК-2»

e-mail: energy@tgc-2.ru

Заявитель

ООО «АкваХимСервис»

e-mail: ahservis@gmail.com

Электронная торговая площадка

АО «ЕЭТП»

e-mail: info@roseltorg.ru

(для сведения)

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 076/07/3-649/2020

Резолютивная часть решения оглашена 06.08.2020 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 11.08.2020

Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора, порядка осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – вр. и. о. руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В.,

с участием:

от заказчика – ПАО «ТГК-2» (далее – также Заказчик),  (по доверенности),

от заявителя – ООО «АкваХимСервис» (далее также Заявитель, Общество),  и руководителя общества 

рассмотрев жалобу ООО «АкваХимСервис» (вх. № 5219 от 17.07.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-2» (далее – Заказчик) (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба
ООО «АкваХимСервис» (вх. № 5219 от 17.07.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-2» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смолы ионообменной (КАТИОНИТ) PUROLITE C-104C или эквивалент для нужд ПАО «ТГК-2» (изв. № 32009201398).

Обжалуемые действия (бездействие) — отклонение первой части заявки ООО «АкваХимСервис».

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 22.07.2020 № 7458/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 и 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

01.06.2020 Заказчик разместил извещение № 32009201398 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смолы ионообменной (КАТИОНИТ) PUROLITE C-104C или эквивалент для нужд ПАО «ТГК-2».

В своей жалобе и в ходе её рассмотрения Заявитель указывал на незаконность оснований, по которым первая часть заявки Общества была недопущена для дальнейшего участия в процедуре закупки.

Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

ООО «АкваХимСервис» подало заявку на участие в конкурентной закупке, проводимой ПАО «ТГК-2». В своей заявке Общество предложило в качестве предмета поставки эквивалент ионообменной смолы (КАТИОНИТ) PUROLITE C-104C – ионообменную смолу (КАТИОНИТ) ТОКЕМ-200.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.07.2020 заявка под № 414570 не допущена для дальнейшего участия в процедуре закупки по следующим основаниям: «участником предоставлена продукция марки ТОКЕМ-200, предназначенная для загрузки в качестве буферного фильтра перед сильнокислотным катионитом. В схеме двухступенчатого обессоливания воды с высоким содержанием железа и органики работать не будет. На ХВО ТЭЦ-2 ТОКЕМ в эксплуатации с 2019г: низкие фильтроциклы, высокий удельный расход реагента, высокие расходы воды на отмывку, ПСОЕ (Полная статическая обменная ёмкость)-4.3г-экв/л., а не 4.7мг-экв/л., как указано в таблице. На основании подпункта «б» пункта 4.7.5 Документации указанное несоответствие требованиям документации и интересам Заказчика является достаточным основанием для отклонения предложения данного участника».

Как установлено Комиссией, в пункте 3.12.1 Документации о закупке указано, что описание Участником поставляемой продукции, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики, указанные в РАЗДЕЛЕ 6 Документации – «Техническое задание», должны быть подготовлены по форме: «Спецификация (техническая часть)» (Форма 1), установленной в РАЗДЕЛЕ 9 Документации.

Согласно пункту 6.1.1 раздела 6 «Техническое задание» Техническое задание приведено в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящей Документации о закупке.

Приложение № 1 к Техническому заданию именуется «Технические требования».

В пункте 2.1 Технических требований указано, что номенклатура и количество поставляемой продукции определяются в соответствии с Приложением №1 к техническим требованиям.

Приложение № 1 к техническим требованиям представляет собой таблицу, содержащую следующие физико-технические и технологические показатели:

1.Ионная форма H+ форма;

2.Полная обменная емкость 4.7 г-экв/л (H+ форма);

3.Остаточная влажность 45 - 55 % (H+ форма);

4.Диапазон размеров частиц 300 - 1600 мкм

< 300 мкм (не более) 1 %;

5.Обратимое набухание при переходе H+ → Ca2+ (не более) 20 %;

6.Обратимое набухание при переходе H+ → Ca2+ (при работе) 7% (приблизительно);

7.Обратимое набухание при переходе H+ → Na+ (не более) 60 %;

8.Удельный вес 1.19;

9.Насыпной вес (приблизительно) 740 - 780 г/л;

10.Максимальная рабочая температура 120 °C (248.0 °F).

Комиссия сравнила требуемые значения указанных выше показателей (PUROLITE C-104C) со значениями показателей ионообменной смолы (Катионит), предложенной к поставке ООО «АкваХимСервис», и пришла к выводу об их тождественности.

Представитель Заказчика пояснил, что ПАО «ТГК-2» ранее закупало продукцию ТОКЕМ, и она плохо показала себя (в 2019 году). Данные обстоятельства, по словам представителя ПАО «ТГК-2», отражены в протоколе от 02.07.2020.

Вместе с тем, Комиссия установила, что ранее ПАО «ТГК-2» закупалась ионообменная смола ТОКЕМ-100, значительно отличающаяся по значениям указанных выше показателей от ионообменной смолы ТОКЕМ-200.

Согласно подпункту «б» пункта 4.7.5 Документации о закупке по результатам рассмотрения первых частей заявок участников закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки при несоответствии предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Документации о закупке, в том числе порядку описания такой продукции.

Комиссией изучена Документация о закупке Заказчика и установлено отсутствие в её содержании требований к предмету закупки, в соответствии с которыми закупочная комиссия Заказчика имела возможность признать заявку несоответствующей требованиям Документации о закупке по следующим основаниям: «в схеме двухступенчатого обессоливания воды с высоким содержанием железа и органики работать не будет. На ХВО ТЭЦ-2 ТОКЕМ в эксплуатации с 2019г: низкие фильтроциклы, высокий удельный расход реагента, высокие расходы воды на отмывку». Отклонение заявки участника в связи с её несоответствием требованиям, не указанным в Документации о закупке, нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Как указано в подпункте «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Протокол от 02.07.2020 не содержит указаний на пункты Документации о закупке, которым не соответствует заявка участника, что является нарушением подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, а также подпункта «г» пункта 4.7.6 Документации о закупке.

Вместе с тем, одним из оснований отклонения заявки явилось несоответствие ПСОЕ. Как пояснил Заказчик, технический эксперт ПАО «ТГК-2», действующий на основании служебной записки закупочной комиссии Заказчика от 15.06.2020, не согласовал ТОКЕМ-200, указав в качестве обоснования своей позиции обстоятельства, указанные в протоколе от 02.07.2020.

Ярославским УФАС России в адрес ПАО «ТГК-2» направлены запросы от 05.08.2020 № 8005/06-07, 05.08.2020 № 8016/06-07, от 06.08.2020, 8056/06-07 о предоставлении сведений, которыми руководствовался технический эксперт Заказчика при установлении значения показателя ПСОЕ ТОКЕМ-200 4.3, а не 4.7, как это указало ООО «АкваХимСервис» в своей заявке.

В ответ на данные запросы ПАО «ТГК-2» пояснило, что технический эксперт Заказчика принял такое решение на основании информации официального сайта «ТОКЕМ», в том числе при рассмотрении сертификата ионообменной смолы ТОКЕМ-200.

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав представленные документы и заслушав доводы сторон, руководствуясь принципом добросовестности и разумности участников гражданского оборота, пришла к следующим выводам по итогам рассмотрения жалобы.

Разделом 4.9 Документации о закупке «рассмотрение вторых частей заявок участников» предусмотрены следующие права организатора закупки: запрашивать у соответствующих органов государственной власти, а также юридических и физических лиц, указанных в заявке на участие в закупке и приложениях к ней, получать из любых официальных источников, использование которой не противоречит законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой Закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске к участию в закупке или отстранении участника закупки от участия в закупке.

Вместе с тем, заявка ООО «АкваХимСервис» отклонена закупочной комиссией Заказчика при рассмотрении первых частей заявок (протокол от 02.07.2020), в то время как раздел 4.7 Документации о закупке «Рассмотрение первых частей заявок участников» права организатора закупки на обращение к официальным источникам информации не содержит.

Аргумент ПАО «ТГК-2» о том, что в данном случае обращение к официальному сайту производителя ТОКЕМ осуществлялось не закупочной комиссией Заказчика, а техническим экспертом, правом на привлечение которого обладает закупочная комиссии в соответствии с пунктом 4.7.2 Документации о закупке, комиссией Ярославского УФАС России отклоняется, так как подобное прочтение собственной Документации о закупке нивелирует любые правила, установленные ПАО «ТГК-2» в собственной закупочной документации и положении о закупках и, с которыми соглашается любое лицо, подавая заявку на участие в закупке, проводимой ПАО «ТГК-2».

При этом, Комиссия учитывает следующее.

Согласно пункту 3.1.2 Документации о закупке первая часть заявки на участие в закупке должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

Документация о закупке Заказчика не содержит требования о подтверждении участником при рассмотрении первых частей заявок информации о предлагаемом товаре.

Комиссия, изучив вторую часть заявки ООО «АкваХимСервис», недоступную закупочной комиссии Заказчика в связи с отклонением первой части заявки Общества, установила наличие в ней гарантийного письмо завода изготовителя продукции «ТОКЕМ» от 04.06.2020 № 122/1, согласно которому
ООО «ТОКЕМ» готово произвести катионит ТОКЕМ-200 с показателем ПСОЕ не менее 4.7г-экв/л.

Но даже при допущении правомерности действий технического эксперта по использованию информации, содержащейся на официальном сайте производителя продукции ТОКЕМ, Комиссия однозначно установила ошибочность выводов эксперта и решения закупочной комиссии Заказчика, которая им руководствовалась.

Согласно описанию, содержащемуся на официальном сайте производителя ТОКЕМ, ионообменная смола ТОКЕМ-200 обладает значением показателя ПСОЕ не менее 4.3.

Комиссия полагает, что из данной информации невозможно однозначно сделать вывод о недостоверности значения, указанного ООО «АкваХимСервис» в первой части заявки, по показателю ПСОЕ 4.7.

Антимонопольный орган направил в адрес ООО «ТОКЕМ» запрос от 30.07.2020 № 7803/06-07 о предоставлении сведений по вопросу возможности
ООО «ТОКЕМ» изготовить ионообменную смолу ТОКЕМ-200 со значением показателя ПСОЕ 4.7.

В своём ответе № 157 ООО «ТОКЕМ» пояснило, что оно не только готово произвести ионообменную смолу со значением показателя ПСОЕ 4.7, но и обладает готовым сертификатом качества на уже изготовленную партию такой смолы.

Комиссия изучила предоставленный сертификат ООО «ТОКЕМ» (Сертификат качества ТОКЕМ-200, ТУ-2227-019-72285630-2009, номер партии 55, дата изготовления 02.2020, количество мест 50, масса 1000кг) и установила, что в нём содержится относительно показателя ПСОЕ следующая информация.

Наименование показателя

Норма

Результаты испытаний

Полная статическая обменная ёмкость, ммоль/см³ (мг-мкм/см³), не менее

4.3

4.7

Как видно из содержания сертификата, показатель ПСОЕ при норме имеет значение не менее 4.3, а по результатам испытаний 4.7 (ООО «ТОКЕМ» в своём ответе от 06.08.2020 № 160 на запрос антимонопольного органа от 05.08.2020
№ 8019/06-04 пояснило, что слова не менее в таблице сертификата качества применимы исключительно к первому столбцу, тем самым к тому, где указывается значения показателя ПСОЕ при норме. Также ООО «ТОКЕМ» в своих письменных ответах указало, что значение показателя при норме обозначает соответствие изготовленной смолы ТУ (ТОКЕМ-200 изготавливается по ТУ2227-019-72285630-2009), а значение показателей по результатам испытаний указывает на конкретные значения показателей данной партии товара».

Представителем ПАО «ТГК-2» заявлен довод о том, что значение показателей при норме отображает среднее значение показателя, а значение показателя по результатам испытаний показывает значение показателей по результатам специальных испытаний с использованием чистой воды, а не той, которую будет использовать Заказчик, в связи с чем, смола, предложенная
ООО «АкваХимСервис», не соответствует требованиям Документации о закупке и потребностям Заказчика.

Данный довод Комиссией отклоняется по следующим обстоятельствам.

ПАО «ТГК-2» не представлено доказательство верности прочтения данных обозначений. ООО «ТОКЕМ» самостоятельно изготавливает свой сертификат с учётом требований Государственного стандарта Союза ССР. Смола ионообменные. Катиониты. Технические условия. ГОСТ 20298-74, утверждённого Постановлением Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР от 21.11.1974
№ 2585 (далее – ГОСТ 20298-74) и, соответственно, является надлежащим лицом, способным к его прочтению.

Более того, в подпункте 6 пункта 1.2 ГОСТ 20298-74 использован аналогичный механизм установления значения показателя ПСОЕ, которое не должно быть меньше того, что указано в данном подпункте – не менее.

Пунктом 2.1 ГОСТ 20298-74 установлено, что приемка катионитов должна производиться партиями. За партию принимают количество катионита одной марки, однородного по своим качественным показателям и сопровождаемого одним документом о качестве. Масса партии в пересчете на сухой продукт должна быть не более 5 т. Каждая партия катионита должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие ее требованиям настоящего стандарта. Документ должен содержать, в том числе указание на результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии катионита требованиям настоящего стандарта.

Не смотря на то, что ГОСТ 20298-74 напрямую не распространяется на ионообменную смолу ТОКЕМ-200, ООО «ТОКЕМ» (производитель смолы ТОКЕМ) в своих технических условиях ТУ2227-019-72285630-2009 (в редакции от 22.03.2020) установило аналогичное правило о том, что каждая партия катионита должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие её требованиям настоящих технических условий, при этом, документ должен содержать, в том числе данные о результатах проведённых испытаний катионита или подтверждение соответствия продукта требованиям настоящих технических условий.

Таким документом является сертификат качества ТОКЕМ-200, в котором указано, что значение показателя ПСОЕ норма (то есть соответствует ТУ ТУ2227-019-72285630-2009) не менее 4.3, так как в соответствии с данными ТУ значение данного показательно действительно не может быть менее 4.3. При этом в следующем столбце указано значение показателя ПСОЕ по результатам испытаний, которое равно 4.7.

В своём письме № 157 ООО «ТОКЕМ» сообщило антимонопольному органу: «уровень показателя ПСОЕ обеспечивается рецептурой и технологией получения катионита. В пределах установленной в регламенте процедуры, в основном количестве «сшивающего агента» возможно изготовить катионит с разной ПСОЕ. При минимальном содержании сшивающего агента обеспечивается низкий уровень ПСОК – не менее 4.3, а при максимальном содержании сшивающего агента обеспечивается высокий уровень ПСОЕ – не менее 4.7.

При этом, как указано в пункте 4.5 ТУ2227-019-72285630-2009 приёмо-сдаточным испытаниям подвергают каждую партию катионита, в том числе и по показателю ПСОЕ.

Таким образом, ООО «ТОКЕМ» в сертификате качества ионообменной смолы ТОКЕМ-200 демонстрирует потребителю значение показателя ПСОЕ как минимальное (соответствующее минимуму, требуемому ТУ2227-019-72285630-2009), так и конкретные по итогам испытания партии.

Заказчик в Документации о закупке не указывал требований о необходимости наличия значения показателя ПСОЕ 4.7 как минимальном значении данного показателя, закладываемом производителем в своих технических условиях. Потребность Заказчика выражена не в минимальном значении показателя, закладываемого в технические условия, а в уровне показателя ПСОЕ 4.7 конкретной партии ионообменной смолы, которая будет поставлена ему победителем запроса предложений (единственным участником).

Технический эксперт Заказчика ошибочно посчитал, что ООО «ТОКЕМ» не способно изготовить ионообменную смолу ТОКЕМ-200 со значением показателя ПСОЕ 4.7, а закупочная комиссия Заказчика ошибочно учла мнение эксперта и приняла неправомерное решение о несоответствии предлагаемой
ООО «АкваХимСервис к поставке продукции требованиям Документации о закупке, вопреки их полному соответствию и, тем самым, нарушила подпункту «б» пункта 4.7.5 Документации о закупке.

Учитывая изл0оженное, Комиссия Ярославского УФАС России квалифицирует действия Заказчика по недопуску первой части заявки
ООО «АкваХимСервис» как нарушающие пункт 4.7.2, подпункт «б» пункта 4.7.5, пункт 4.7.6 Документации о закупке, часть 6 статьи 3 и подпункт «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «АквоХимСервис» (вх. № 5219 от 17.07.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — ПАО «ТГК-« (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смолы ионообменной (КАТИОНИТ) PUROLITE C-104C или эквивалент для нужд ПАО «ТГК-2» (изв. № 32009201398), обоснованной.

2. Признать ПАО «ТГК-2» и его закупочную комиссию нарушившими пункт 4.7.2, подпункт «б» пункта 4.7.5, пункт 4.7.6 Документации о закупке, часть 6 статьи 3 и подпункт «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать предписание Заказчику запроса предложений в электронной
форме – ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений, выявленных Комиссией и установленных настоящим решением.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.М. Бубнов

И.В. Разумов

Связанные организации

Связанные организации не указаны