Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор торгов):

ОАО «РЖД»

"..."

 

 

Заявитель:

ООО «Транстехсервис»

"..."

 

ООО «РТС-тендер»

"..."

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-589/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2023                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 02.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – ВрИО заместителя руководителя Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А.С.,

с участием:

от ОАО «РЖД» - "..."(по доверенности), "..."(по доверенности), "..." (по доверенности), "..." (по доверенности), "..." (по доверенности), "..." (слушатель),

от ООО «ТрансТехСервис» – "..." (решение № 1 единственного учредителя от 22.06.2018),

рассмотрев жалобу ООО «ТрансТехСервис» (вх. № 6730-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение № 171/ОКЭ-ТЭ/23) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ТрансТехСервис» (вх. № 6730-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение № 171/ОКЭ-ТЭ/23).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии Заказчика.

(1) Заявитель полагает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно оценила заявку ООО «Транстехсервис» по подкритерию 2.2. «Квалификация персонала» и подкритерию 2.3. «Наличие производственных мощностей» критерия 2. «Квалификация участника» по лоту № 1 и лоту № 2 ввиду следующего.

В составе заявок ООО «Транстехсервис» в подтверждение наличия квалифицированного персонала, направлены документы:

-сведения о квалифицированном персонале участника в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации – 3 листа;

-копии трудовых договоров с работниками – 8 шт.;

-согласие на обработку персональных данных на каждого работника по форме Заказчика;

-копии удостоверений, свидетельств о прохождении обучения по профессиям вальщик леса, лесоруб – 8 шт.;

В составе заявок ООО «Транстехсервис» в подтверждение наличия производственных мощностей, направлены документы:

-документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании – договор аренды спецтехники № ССЭП/15/2023 от 01.03.2023, договор аренды спецтехники № 1 от 17.05.2022, свидетельства о регистрации самоходных машин – 2 шт.;

-количество производственных мощностей в соответствии с формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации – 3 листа.

(2) Заявитель отмечает, что в документации о проведении открытого конкурса в электронной форме указана «Форма согласия на обработку персональных данных», в данной форме не указан конкретный состав персональных данных, которые требует заказчик, что запутывает участников при заполнении форм.

На заседании Комиссии Заказчик представил документы, запрошенные уведомлением от 24.05.2023 № 5050/23, с доводами, указанными в жалобе, не согласился и пояснил, что (1) в составе документов заявки ООО «Транстехсервис» имеются согласия на обработку персональных данных, но поле «состав персональных данных» не заполнено.

Таким образом, отсутствует состав персональных данных сотрудников, в отношении которых дается согласие на обработку. Более того, не заполнены и иные обязательные в силу разработки заказчиком формы поля, соответственно, исключается возможность обработки таких персональных данных.

В части подкритерия 2.3. критерия 2. Заказчик пояснил, что ни один из представленных в составе заявок ООО «Транстехсервис» документов не подтверждает наличие мульчерной самоходной машины, предусмотренной в составе звена в соответствии с порядком и критериями оценки заявок, установленными конкурсной документацией

(2) Заказчик полагает, что заявитель не вправе обжаловать положения документации после окончания срока подачи заявок.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

21.02.2023 на сайте https://company.rzd.ru (Раздел «Закупки и торги») и на сайте www.rts-tender.ru заказчиком было опубликовано извещение об осуществлении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 171/ОКЭ-ТЭ/23 на право заключения договоров выполнения работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода Северной дирекции по энергообеспечению по 2 лотам:

Лот № 1 – на право заключения договора выполнения работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода Северной дирекции по энергообеспечению в границах Ярославской области;

Лот № 2 – на право заключения договора выполнения работ по вырубке нежелательной древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода Северной дирекции по энергообеспечению в границах Архангельской области.

В соответствии с подкритерием 2.2. критерия 2, закрепленного в приложении № 1.4 к конкурсной документации, подкритерий «Квалификация персонала» оценивается путем деления количества персонала необходимых профессий участника, задействованного в выполнении работ, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала звеньев, задействованного в выполнении работ из всех имеющихся у участников.

 

Бj=ПjПmax*N

 

Бj – количество баллов  j-ого участника;

Пj – кол-во звеньев у j-ого участника;

Пmax – максимальное количество персонала (звеньев), задействованных в выполнении работ из всех имеющихся у участников.

Состав звена: 1 вальщик леса 6 разряда, 1 лесоруб 4 разряда;

N – 10 -  максимально возможное количество баллов по данному критерию.

В соответствии с пунктом 3.2. приложения № 1.4 к конкурсной документации в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в приложении № 1.4 к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации.

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на выполнения работ/оказания услуг по предоставлению персонала;

- копий патентов, выданных в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копий основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;

- согласие на обработку персональных данных на каждого работника;

- документы, подтверждающие квалификацию персонала (копии удостоверений, свидетельств или иных документов о прохождении обучения по профессиям вальщик леса, лесоруб (на основании «Общих требований по охране труда для работников, занятых на лесосечных работах» Утвержденных Первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации 11 мая 2004 года);

При представлении в электронной форме документы должны быть сканированы с оригинала, нотариально заверенной копии или копии документа, заверенного подписью уполномоченного лица и печатью, при ее наличии.

Документы, предоставляются в электронной форме в составе конкурсной заявки.

В случае отсутствия в составе заявки участников закупки заполненных Форм согласия, на обработку персональных данных (приложение № 1.3 к конкурсной документации), сведения о данных специалистах не будут учитываться при оценке по подкритерию «Квалификация персонала».

Приложением № 1.3. к конкурсной документации установлена форма согласия на обработку персональных данных, разработанная таким образом, что возлагает на участника закупки обязанность по заполнению всех соответствующих полей (пропуски, исключения недопустимы).

Изучив представленные в составе заявок ООО «Транстехсервис» согласия на обработку персональных данных сотрудником, Комиссия Ярославского УФАС установила.

Все представленные в составе заявок согласия на обработку персональных данных выглядят следующим образом.

 

 

 

 

Из содержания указанного выше документа установлено, что в представленных в составе заявок ООО «Транстехсервис» согласиях на обработку персональных данных поле «состав персональных данных» не заполнено, т.е. отсутствует состав персональных данных, в отношении которых дается согласие на обработку персональных данных.

Пунктом 3.4.11. конкурсной документации о закупке предусмотрено, что ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых на ЭТЗП, за несоответствие указанной информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет лицо, имеющее право действовать от имени участника.

Согласно пункту 3.9.15. конкурсной документации Заказчик рассматривает конкурсные заявки на предмет их соответствия требованиям конкурсной документации, а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными конкурсной документацией.

Исходя из пункта 3.9.16. конкурсной документации результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех данных, представленных участником, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении заказчика.

Следуя содержанию пункта 3.9.28. конкурсной документации, в случае если информация, необходимая для оценки заявки по критериям, указанным в приложении № 1.4 конкурсной документации, не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по такому критерию оценивается в 0 баллов (0 %).

Если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям конкурсной документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении № 1.4 конкурсной документации, осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, за исключением случаев, если такая информация является недостоверной (Пункт 3.9.30 конкурсной документации)

Таким образом, закупочная комиссия заказчика правомерно оценила заявки ООО «Транстехсервис» по подкритерию 2.2. «Квалификация персонала» критерия 2. по лоту № 1 и лоту № 2, присвоив по данному критерию 0 баллов.

Согласно пункту 2.3. приложения № 1.4 к конкурсной документации подкритерий «Наличие производственных мощностей», критерия «Квалификация участника», оценивается путем деления количества производственных мощностей, задействованных в выполнении работ, имеющихся у каждого (j –ого) участника, на максимальное количество производственных мощностей звеньев, задействованных в выполнении работ, из всех предложенных участниками, по формуле:

 

                                         , где

Бj – количество баллов  j-ого участника;

Пj – кол-во звеньев у j-ого участника;

Пmax – максимальное количество производственных мощностей (звеньев), задействованных в выполнении работ, из всех имеющихся у участников.

N – 10 -  максимально возможное количество баллов по данному критерию.

Наличие производственных мощностей подтверждается звеном, в состав которого входят 1 трактор, снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки, 1 – мульчерная самоходная машина (подпункт 2.3 приложения № 1.4. к конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 3.3. приложения № 1.4. к конкурсной документации в подтверждение наличия производственных мощностей, указанных в приложении № 1.4 к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:

- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы);

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в  приложении № 1.3 конкурсной документации.

Таким образом, участник закупки должен указать наименование производственной мощности ресурса, место нахождения производственных мощностей, ресурсов, основания для использования (договор аренды, право собственности и др.), иные требования необходимые для оценки участника по данному подкритерию.

Комиссия Ярославского УФАС России, изучив заявки ООО «Транстехсервис» установила, что применительно к рассматриваемому подкритерию 2.3. «Наличие производственных мощностей» критерия 2. «Квалификация участника» заявка общества содержала следующую информацию, оформленную в таблицу.

Наименование производственной мощности, ресурса

Место нахождения производственных мощностей, ресурсов

Основания для использования (договор аренды, право собственности и др.)

Иные требования необходимые для оценки заявки участника

1

трактор снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки…

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

 

мульчерная самоходная машина… (экскаватор с мульчерной головкой)

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

собственность

 

2

трактор снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки…

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

 

мульчерная самоходная машина… (экскаватор с мульчерной головкой)

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

собственность

 

3

трактор снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки…

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

 

мульчерная самоходная машина… (экскаватор с мульчерной головкой)

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

4

трактор снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки…

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

 

мульчерная самоходная машина… (экскаватор с мульчерной головкой)

Архангельская область, п.Плесецк, ул.Партизанская, д.47

Аренда

 

 

Итого количество звеньев ( состав звена: 1  трактор снабженный ковшом и возможностью фронтальной погрузки, 1 мульчерная самоходная машина)

4

 

 

 

Таким образом, заявитель в числе производственных мощностей указал в составе заявки мульчерные самоходные машины (экскаваторы с мульчерной головкой), в качестве оснований для использования – собственность, аренда.

Вместе с тем, в числе подтверждающих право владения таким транспортным средством документов ООО «Транстехсервис» представлены:

-договор на оказание услуг по предоставлению техники и оборудования от 01.03.2023 № ССЭП/15/2023 (по договору ООО «СвязьСтройЭнергоПроект» оказывает услуги ООО «Транстехсервис» по предоставлению, управлению и технической эксплуатации строительной и иной специальной техники: экскаваторов-погрузчиков, погрузчиков фронтальных, грузовых самосвалов, тягачей, автокранов, автобетономесителей, газелей, автомобилей);

-договор оказания услуг по предоставлению специальной техники и оборудования от 17.05.2022 № 1 (по договору ИП Веснин Геннадий Валентинович оказывает услуги ООО «Транстехсервис» по предоставлению, управлению и технической эксплуатации строительной и иной специальной техники: гусеничных экскаваторов);

-два свидетельства о регистрации гусеничных экскаваторов.

Как пояснили представители заказчика и заявителя, мульчерная головка представляет собой дополнительное оборудование – насадку, к соответствующему транспортному средству, соответственно, транспортное средство с мульчерной головкой допустимо рассматривать в качестве сложной вещи, под которой понимаются вещи, соединенные таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (статья 134 Гражданского кодекса РФ (далее –ГК РФ).

            В этой связи, части сложной вещи остаются самостоятельными объектами гражданских прав, поскольку, во-первых, согласно ГК РФ составная часть сложной вещи представляет собой вещь как один из объектов гражданских прав (статьи 128, 134 ГК РФ), во-вторых, данные самостоятельные вещи объединены для использования по общему назначению.

При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с позицией заказчика о том, что в отношении транспортного средства с мульчерной головкой должны быть представлены документы, которые однозначным образом подтверждают право владения (пользования) как самим транспортным средством (экскаватор), так дополнительным оборудованием (мульчерной головкой).

Наличие в распоряжении комиссии заказчика приведенных выше документов не может быть приравнено к исполнению участником закупки обязанности по подтверждению наличия производственных мощностей (в содержательной части договоров на оказание услуг по предоставлению техники и оборудования зафиксирована передача в аренду исключительно транспортного средства; свидетельства о регистрации также распространяют свое действие только на транспортное средство).

Таким образом, закупочной комиссией заказчика на основании имеющихся в распоряжении последней документов также правомерно произведена оценка заявок заявителя по лоту № 1 и лоту № 2 по подкритерию 2.3. «Наличие производственных мощностей» критерия 2 «Квалификация участника».

(2) ООО «Транстехсервис» подало жалобу 22 мая 2023 года, что подтверждается информацией с электронной почты.

Окончание срока подачи заявок – 30.03.2023 г. в 09 часов 00 минут.

ООО «Транстехсервис» подавало заявку на участие в закупке, что свидетельствует о том, что при подаче заявки ООО «Транстехсервис» согласилось со всеми положениями Документации.

Запрос о разъяснении положений извещения, документации о закупке Общество не направляло. До окончания подачи заявок ООО «Транстехсервис» указанные положения не оспаривало.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что оспариваемые ООО «Транстехсервис» положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Таким образом, данный довод заявителя Комиссия Ярославского УФАС России оставила без рассмотрения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТрансТехСервис» (вх. № 6730-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение № 171/ОКЭ-ТЭ/23), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                      С.Н. Охинцева

 

 

 

Члены Комиссии

 

Я.В. Хлынина

 

 

 

 

 

А.С. Зинохина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны