Решение №6389 решение от 24 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Промсвязьбанк»

 

119186, г. Санкт-Петербург,

ул. Миллионная, д. 38а, лит. Б

 

 

ООО «ОСК»

 

119270, г. Москва, Лужнецкая наб.,

д. 10а, стр. 3, эт. 3, пом. 1, ком. 14.

 

   (…)

 

 

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-664/2021

 

«10» сентября 2021 года                                                                                     г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «24» сентября 2021 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов А. О.,

рассмотрев дело № 076/05/18-664/2021, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту получения сообщений посредством электросвязи рекламного характера без согласия абонента на их получение, в присутствии представителя ПАО «Промсвязьбанк»,

 

УСТАНОВИЛА:

         ООО «ОСК»,  , привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.

             В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской

Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

 

 

 

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение (вх. № 4336 от 11.05.2021 г.) о распространении рекламы посредством сетей электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы, в ходе рассмотрения которого установлено следующее:

- 06.10.2020 г. в 15:28 на электронную почту       с электронной почты noreply@psbank.ru поступило сообщение с рекламой                     ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» следующего содержания: «Бизнес-карта с 10% кэшбэком и 10% скидкой на топливо...», «Кредит от 9%. Оформляйте онлайн на любые бизнес-цели»;

- 28.04.2021 г. в 14:20 с номера PSBANK на номер       поступило SMS-сообщение следующего содержания: «Вести бизнес с ПСБ – выгодно! Платежи – 0 Р. Переводы физическим лицам до 10 млн Р – бесплатно. Кэшбек 10% на любые покупки по бизнес-карте…».

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам          ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», формирование и поддержание интереса к данному объекту рекламирования и продвижение его  на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, данные сообщения с рекламой поступили на номер        и электронную почту           без согласия заявителя.

Поступление рекламы подтверждается скриншотами, предоставленными заявителем.

Согласно представленным ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» пояснениям
(вх. № 5195 от 31.05.2021) на запрос Ярославского УФАС России сообщение от 06.10.2020 года было направлено Банком в рамках заявки о резервировании счета в рамках заключенного между Банком и ИП        агентского договора, в соответствии с которым агент обязуется осуществлять от своего имени, но за счет Банка действия по привлечению Клиентов для заключения договоров на банковские продукты.

В соответствии с пунктом 1.10 «Правил работы с клиентами по привлечению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, на банковское обслуживание в ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», к которым присоединился агент, агент гарантирует, что он получил согласие Клиентов, сведения о которых передаются банку в рамках Агентского договора, на получение информационных рассылок, в том числе, посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи от Банка.

Комиссией установлено, что ИП         прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.12.2020 года.

      представила письменные пояснения (вх. № 7940 от 10.08.2021), в которых указано, что рассылка данного сообщения          не осуществлялась, данная функция не входила в ее полномочия. В полномочия

как агента входит лишь получение согласия на распространение исключительно информационных сообщений.

В конце сентября 2020 года между    и         при личной встрече было достигнуто устное соглашение об открытии расчетного счета в Псковском филиале ПАО «Промсвязьбанк». Кроме того, было получено согласие         на передачу банку его персональных данных и согласие на получение им от банка исключительно информационных сообщений, касающихся стадий открытия счета.

     представлены письменные пояснения (вх. № 7939 от 10.08.2021), в которых также указано, что        давал агенту    согласие на получение исключительно информационных сообщений.

В материалы дела ПАО «Промсвязьбанк» не представлено письменного согласия       на получение рекламы.

Представитель ПАО «Промсвязьбанк» пояснил, что перед рассылкой не запрашивалось от агента        письменное согласие         на получение рекламы.

Также представитель ПАО «Промсвязьбанк» пояснил, что по мнению данной организации, реклама - это тоже информация, поэтому отдельного согласия на получение рекламы не требуется, достаточно согласия на получение информационных сообщений.

Комиссией установлено, что в договоре между ПАО «Промсвязьбанк» и       не предусмотрено получение агентом         письменных согласий от физических лиц на получение рекламы.

Следовательно, по мнению Комиссии, довод ПАО «Промсвязьбанк» о надлежащем получении согласия        на получение рекламного сообщения от 06.10.2020 г. является не состоятельным. В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» необходимо получение согласия абонента именно на получение рекламы, согласия на получение информационных сообщений для распространения рекламы не достаточно.

Следовательно, в данном случае при отправке сообщения 06.10.2020 г. в 15:28 нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Относительно направления         сообщения с рекламой 28.04.2021 г. ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» указало в письменных пояснениях, что данное сообщение направлялось на основании Заявления       о предоставлении комплексного банковского обслуживания и (или) открытии банковского счета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, поданного в                                               ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 11.01.2021 г.

В соответствии с пунктом 15 данного Заявления           выразил свое согласие на направление ему Банком рекламных и информационных сообщений.

Копия указанного Заявления представлена в материалы дела.

Комиссией установлено, что           подписано данное Заявление, содержащее в пункте 15 согласие на получение рекламных сообщений.

Следовательно, на распространение рекламного сообщения 28.04.2021 г.        ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» было получено надлежащим образом, без нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна

 

 

содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» в письменных пояснениях (вх. № 8868 от 02.09.2021) указало, что в сообщениях содержались ссылки на официальный сайт данной организации в сети Интернет, содержащий точное наименование юридического лица.

Данный довод ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» об отсутствии нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», по мнению Комиссии, является не состоятельным, поскольку указание в рекламе ссылки на сайт не доказывает фактическое доведение до потребителя информации о наименовании лица, оказывающего рекламируемые услуги.

Отсутствуют доказательства того, что потребитель переходил по этой ссылке, и что информация по данной ссылке была доступна к прочтению в момент перехода.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» информация о наименовании лица, оказывающего рекламируемые услуги, должна быть доведена до потребителя непосредственно в рекламе.

Поскольку в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего финансовые услуги, то, в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна

 

 

умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (в том числе по страхованию рисков).

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По мнению заявителя, умалчивается об обеспечительных мерах при оформлении предлагаемого кредита.

В частности, при переходе по ссылке https://www.psbank.ru/Business/Loans/CreditBusiness?tab=1, указанной в рекламе, открываются следующие условия кредитования:

- выбирайте удобный для вас залог:

- обеспечительный платеж, размещаемый на счете банка;

- поручительство фондов социального воздействия кредитования МСБ;

- гарантия АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк»;

-залог векселя;

- гарантийный депозит;

- имущество компании.

Кроме того, содержится информация о том, что сумма кредита составляет от 10 млн. рублей, а срок предоставления кредита до 10 лет.

Комиссией также установлено, что при переходе по ссылке https://www.psbank.ru/Business/Loans/CreditBusiness?tab=1 открываются данные условия кредитования.

Поскольку данные условия кредитования, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, и являющиеся существенными, не указаны в рассматриваемой рекламе, в связи с чем, могут быть введены в заблуждение потребители рекламы, то в данном случае установлено нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» в письменных пояснениях указало (вх. № 8868 от 02.09.2021), что кредит и карта, указанные в направленных сообщениях, предоставляются для целей, связанных с ведением бизнеса, и не связаны с кредитованием физических лиц на личные нужды.

Комиссией из информации, размещенной на сайте                                                  ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»  https://www.psbank.ru, также установлено, что

 

 

 

рекламируемые кредит и карта, предоставляются только для целей, связанных с ведением бизнеса, и не предназначены для физических лиц.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе речь идет не о потребительском кредите, в связи с чем, нарушения требований части  3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» не установлено.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

          Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 частей 2 статьи 28 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно данным, представленным АО «МегаЛабс» (вх. 5514 от 08.06.2021), рассылка сообщения 28.04.2021 в 14:20 с номера PSBANK осуществлялась
ООО «ОСК» по договору №              от 01.07.2016.

ООО «ОСК» представлены письменные пояснения (вх. № 9036 от 07.09.2021), в которых указано, что сообщение с рассматриваемой рекламой поступало на оборудование данной организации поступало от                                     ПАО «Промсвязьбанк» на основании заключенного договора №      от 05.08.2019 г. По данному договору ООО «ОСК» оказывает                                 ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» техническую услугу предоставление доступа к программному обеспечению, обеспечивающему доставку смс-сообщений                 ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» на смс-сервер оператора связи. В соответствии с данным договором формирование и отправка смс-сообщений осуществляется ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»  самостоятельно, без согласования с ООО «ОСК» текстов и адресатов направляемых сообщений. При этом ООО «ОСК» не имеет технической возможности формировать, дополнять, согласовать, обрабатывать поступающие от ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» сообщения. Программное обеспечение ООО «ОСК» лишь осуществляет передачу текста смс-сообщения и номера адресата сообщения на оборудование оператора связи, указанная передача происходит в автоматическом режиме без вмешательства со стороны ООО «ОСК».

Копия указанного договора представлена в материалы дела.

В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ООО «ОСК» оказывает ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» услуги маршрутизации смс-сообщений, включающие в себя обеспечение возможности формирования, передачи (отправки) и приема смс-сообщений.

Согласно пункту 2.2.9 договора ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» обязуется не использовать услуги для распространения информации вида СПАМ.

В соответствии с пунктом 2.2.11.1 ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» обязуется получить согласие у абонентов, которым предполагается рассылка сообщений в канале смс-сообщений, на использование их абонентских номеров, а также персональных данных для целей распространения сообщений.

Согласно данным, представленным АО «РСИЦ» (вх. 5040 от 27.05.2021), администратором домена второго уровня psbank.ru является
ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК».

 

 

ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» также не отрицает, что осуществляло отправку рассматриваемых сообщений.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является                                      ПАО «Промсвязьбанк».

           Следовательно, ПАО «Промсвязьбанк» как рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18, части 7          статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу: «Бизнес-карта с 10% кэшбэком и 10% скидкой на топливо...», «Кредит от 9%. Оформляйте онлайн на любые бизнес-цели», поступившую 06.10.2020 г. в 15:28 на электронную почту              с электронной почты noreply@psbank.ru, без согласия абонента на ее получение, поскольку в данном случае нарушены требования             части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ПАО «Промсвязьбанк» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

Члены                                                                                                С. Д. Солодяшкина

Комиссии:                                                                                        А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны