Решение №4165/04-01 Решение от 6 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                              ПО «ПО-НР»

 

                                                                            наб. Лужнецкая, д. 2/4, стр. 19,

этаж 2, пом. 240, г. Москва, 119270

№ 4165/04-01 от 06.06.2019

                                             ООО «ВФП»

                                                                          наб. Пресненская, д. 8, стр. 1,

                                                                                    оф. 551С, г. Москва, 123112

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/88-18

«23» мая 2019 года                                                                                              г. Ярославль

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

             председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

              члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы              Семенюк А. В.,  главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д., 

               рассмотрев дело № 04-01/88-18 по факту распространения рекламы Потребительского Общества «Потребительское Общество Национального Развития» (далее – ПО «ПО-НР»), ООО «ВФП» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                         УСТАНОВИЛА:

            ПО «ПО-НР», ООО «ВФП», привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, уполномоченных на участие в рассмотрении дела представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.

             В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

22.05.2019 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, в  рассмотрении дела № 04-01/88-18 объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 23.05.2019 г.

23.05.2019 г. в 15 часов 00 минут рассмотрение дела № 04-01/88-18 продолжено.

Ярославским УФАС России рассмотрены материалы Центрального Банка РФ, поступившие в Управление 12 ноября 2018 года относительно распространения в № 44 (213) Ярославского выпуска печатного издания «Ва-банкъ» от 02.11.2018 г. рекламы Потребительского Общества «Потребительское Общество Национального Развития» (далее – ПО «ПО-НР»), ООО «ВФП» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 2, части 14          статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ПО «ПО-НР», ООО «ВФП».

          Рассмотрев материалы дела, представленные сторонами пояснения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к потребительскому обществу «ПО-НР», а также к его деятельности по приему сбережений от граждан под проценты, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

Согласно статье 1 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;

пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке;

вступительный взнос - денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку;

кооперативные выплаты - часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Таким образом, поскольку рекламируемая организация ПО «ПО-НР» является потребительским обществом, то ее деятельность должна соответствовать требованиям Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1  "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

В части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» указано, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции" (далее – ФЗ "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В ответе на запрос Отделением по Ярославской области Главного управления по Центральному федеральному округу Банка России  (вх. № 16148 от 26.11.2018) указано, что ПО «ПО-НР», ООО «ВФП» не являются кредитными организациями и не вправе оказывать финансовые услуги, принимать денежные средства и сбережения во вклады.

В материалах, поступивших из Центрального Банка 12 ноября 2018 года также указано, что исходя из содержания, данная реклама может создавать впечатление у потребителей, что объектом рекламирования выступают финансовые услуги по приему денежных средств во вклады.

В соответствии со статьей 5 Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями, в частности, привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Представитель ПО «ПО-НР» на заседании Комиссии  10.01.2019 г. пояснил, что рекламируемую деятельность оказывает данная организация через сеть офисов ООО «ВФП», с которым заключен договор возмездного оказания услуг № 1-03/18 от 20.03.2018 г.

 В соответствии с пунктом 1.2 данного договора исполнитель ООО «ВФП» обязуется по заданию заказчика ПО «ПО-НР» оказать услуги по обслуживанию пайщиков ПО «ПО-НР».

 Копия указанного договора представлена в материалы дела.

             Представитель ООО «ВФП» на заседании Комиссии 26.02.2019 г. пояснил, что ПО «ПО-НР» берет у пайщиков взаймы денежные средства с гарантированным возвратом долга и оплатой процентов, пайщики данной организации получают выплаты с процентами, указанными в рекламе, выплаты производятся в срок. Денежные средства и сбережения граждан во вклады не принимаются. Слово «сбережения», а не паевые и вступительные взносы употребляется для удобства понимания гражданами рекламируемого продукта. Размер паевого и вступительного взносов в общей сложности составляет 1100 рублей для всех пайщиков.

           В материалы дела представлены копии договоров займа, заключенных              ПО «ПО-НР» в лице ООО «ВФП» с физическими лицами, являющимися займодавцами.

Таким образом, поскольку деятельность по приему потребительским обществом заемных средств от пайщиков и других лиц законодательством РФ не запрещена, а во вклады денежные средства не принимаются ПО «ПО-НР», то в данном случае  не установлено нарушения части 14  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В рассматриваемой рекламе указаны сведения «доходность до 14, 8% (13,8 % годовых по программе «Несгораемый %» и + 1% по акции «Увеличь свой доход»), то есть гарантируется определенный процент доходности.

Вместе с тем, как установлено, Потребительское общество не является финансовой организацией и не оказывает в данном случае финансовые услуги.

Кроме того, представитель ПО «ПО-НР» на заседании Комиссии               10.01.2019 г. пояснил, что высокий процент доходности, указанный в рекламе, обеспечивается иными видами деятельности ПО «ПО-НР», что позволяет данной организации получать прибыль и выплачивать указанные в рекламе проценты пайщикам. В частности, одним из видов дополнительной деятельности ПО «ПО-НР» является выдача займов пайщикам под более высокий процент, чем указан в рекламе, а также деятельность в сфере сельского хозяйства. ПО «ПО-НР» осуществляет деятельность как потребительское общество, пайщики данной организации получают выплаты с процентами, указанными в рекламе, выплаты производятся в срок. Гарантирование процента доходности употребляется исключительно в смысле обязанности (гарантии) ПО «ПО-НР» осуществить возврат принятых от граждан денежных средств и начисленных процентов.

В связи с этим признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» не установлено.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе указано, что «сбережения и финансовые риски застрахованы».

Вместе с тем, представитель ООО «ВФП» на заседании Комиссии 11.03.2019 г. пояснил, что застрахованы не сбережения граждан в данном случае, как указано в рекламе, а все риски ПО «ПО-НР», и в случае банкротства данной организации все пайщики получат выплаты.

В материалы дела представлена копия договора страхования предпринимательских рисков № ПР-18/0026 от 27.03.2018 г., заключенного между ООО СК «Орбита» и ПО «ПО-НР».

Согласно пункту 2.1 данного договора страховым риском, на случай которого заключается договор страхования, является риск возникновения убытков страхователя от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств заемщиками страхователя.

В приложении к указанному договору «Подтверждение факта страхования» в качестве объекта страхования указаны имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств  контрагентами страхователя (страхование предпринимательских рисков).

Поскольку в рассматриваемой рекламе указано, что «сбережения застрахованы», в то время как из материалов дела следует, что застрахованы только риски возникновения убытков от предпринимательской деятельности               ПО «ПО-НР», то в данном случае установлено нарушение  пункта 2  части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            В содержании рекламы указано, что сбережения принимает ПО «ПО-НР» через сеть офисов ООО «ВФП», что соответствует сведениям и документам, представленным в материалы дела.

           Кроме того, информация в рассматриваемой рекламе, размещенной в № 44 (213) от 02.11.2018 Ярославского выпуска печатного издания «Ва-банкъ» от 02.11.2018 г. указана читаемым шрифтом.

           В связи с этим, в данном случае не установлено нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 данного закона, несет рекламодатель.

            Представитель ПО «ПО-НР» на заседании Комиссии 10.01.2019 г. пояснил, что рекламу данной организации размещает ООО «ВФП» на основании заключенного договора № 1 от 27.03.2018. ПО «ПО-НР» утверждает рекламный бюджет  и рекламу для размещения в каждом случае.

           В материалы дела представлена копия указанного договора.

            Представитель ООО «ВФП» на заседании Комиссии 11.03.2019 г.  представил в материалы дела копии согласованного с ПО «ПО-НР» макета рекламы, платежных поручений № 1128 от 08.11.2018 г., № 1359 от 16.11.2018 г., акта № 4176 от 30.11.2018 г.

          Также представлены копии договора № 221 от 14.08.2018 г. на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов в печатных изданиях, заключенного между ООО «ВФП» и ООО «Медиа групп», акта № 3151 от 31.10.2018 г.

На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является                   ПО «ПО-НР».

Следовательно, ПО «ПО-НР» как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

          Ответственность за нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                                                 РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу Потребительского Общества «Потребительское Общество Национального Развития» (далее – ПО «ПО-НР»), размещенную в № 44 (213) Ярославского выпуска печатного издания «Ва-банкъ» от 02.11.2018 г., с указанием недостоверной информации, о том, что сбережения граждан застрахованы, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать предписание ПО «ПО-НР» об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Решение изготовлено в полном объеме «06» июня 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                           А. В. Семенюк

                                                                                                         С.Д. Солодяшкина                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны