Решение №373/05-02 Решение от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «БЛ ЭНЕРГО»

 

129626, г. Москва, 1-ый Рижский переулок, д. 6, стр. 2, пом. 13

e-mail: bl.energy@bk.ru

 

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»

 

152901, Ярославская обл., г. Рыбинск,

ул. Стоялая, д. 19

e-mail: rtca@mail.ru

 

Акционерное общество «Электронные торговые системы»

 

123112, г. Москва, ул. Тестовская,

д. 10, этаж 25

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-1277/2020

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года                           г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>, главный специалист – эксперт отдела контроля закупок управления <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «БЛ ЭНЕРГО» (далее также – ООО «БЛ ЭНЕРГО», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (далее также – МБУ «Управление городского хозяйства», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

оператор электронной торговой площадки, акционерное общество «Электронные торговые системы», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «БЛ ЭНЕРГО» на действия заказчика –                           МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096) (далее – конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014                           № 727/14,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «БЛ ЭНЕРГО» на действия заказчика – МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком с нарушением следующих требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. в пункте 24 и 27 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены противоречивые сведения относительно применения/неприменения при проведении данной закупки антидемпинговых мер;

2. в нарушение части 12 статьи 34 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком в конкурсную документацию (проект контракта) не включен график исполнения контракта;

3. подпунктами 1 и 2 пункта 2.1 раздела 2 Приложения  № 3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1)» и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2)» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в которых, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно ограничил перечень документов, которыми может подтверждаться такой опыт, а именно: оценке подлежат только контракты/договоры при исполнении которых установлено не менее 9 904 штук светильников (то количество светильников, которое необходимо установить в ходе исполнения энергосервисного контракта, заключенного по результатам данной закупки), вместе с тем цена таких контрактов/договоров (не менее 113 000 000,00 рублей) значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки (тем самым заказчик ограничил количество участников закупки).

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика – незаконными, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.11.2020 размещено извещение № 0371300147320000096 вместе с документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

24.11.2020, 27.11.2020 и 16.12.202 заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

Начальная (максимальная) цена контракта 305 633 834,80 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013         № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Первый довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Пунктом 24 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, условия обеспечения исполнения контракта:

«Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (п. 24 раздела 1 Информационная карта конкурса), на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта

В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Предусмотренное частями 7 и 7.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не применяются.

В случае, предусмотренном частью 9 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, возвращаются Заказчиком Поставщику (подрядчику, исполнителю) в течение тридцати дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного частью 30 статьи 34, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме банковской гарантии в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии».

Пунктом 27 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлено, что антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае заключения энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 Федерального закона №44-ФЗ не применяются. (Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2015 г. N Д28и-3611 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»).

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации условия обеспечения исполнения контракта относительно применения/неприменения при проведении данной закупки антидемпинговых мер в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, установлено неоднозначным, противоречивым образом, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Второй довод подателя жалобы признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013                  № 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Частью 12 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

Вместе с тем, законодательством о контрактной системе не определены требования к графику исполнения контракта, соответственно, заказчики самостоятельно определяют требования к составу и содержанию такого графика.

В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 проекта энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области, являющегося частью конкурсной документации, (далее – проект энергосервисного контракта) настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 90 полных календарных   месяцев с момента его подписания.

Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта рассматриваемой закупки составляет 305 633 834,80 рублей, и энергосервисный контракт по итогам рассматриваемой закупки заключается на 7 с половиной лет, соответственно, проект энергосервисного контракта должен включать в себя график исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 проекта энергосервисного контракта предметом Контракта является выполнение Исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) Заказчиком (далее – мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Контракту).

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые Исполнитель обязан выполнить, указан в разделе 2 Технического задания (Приложение № 1 к настоящему Контракту). Сроки начала и окончания реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также сроки реализации каждого из мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлены пунктом 4.2. настоящего Контракта (пункта 2.2. раздела 2 проекта энергосервисного контракта).

Согласно пункту 2.3 раздела 2 проекта энергосервисного контракта исполнитель обязуется обеспечить предусмотренную в пункте 8.1. Контракта экономию расходов Заказчика на оплату энергетического ресурса (электрической энергии) в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении, а Заказчик обязуется выплачивать Исполнителю в течение срока действия Контракта процент от экономии расходов Заказчика на оплату энергетического ресурса (электрической энергии) в стоимостном выражении, определенный в разделе 9. Контракта.

Исходя из пункта 4.2 раздела 4 проекта энергосервисного контракта исполнитель обязан выполнить работы по реализации Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в следующие сроки:

Начало реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности – в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения настоящего Контракта.

Окончание реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - не позднее шести месяцев с момента заключения контракта.

Сроки реализации каждого из мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются календарным планом (графиком) выполнения работ, предоставленным Исполнителем до начала реализации мероприятий (Форма календарного плана (графика) – Приложение №4 к настоящему Контракту).

Период реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий, не включается в срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии. Экономия, полученная в период реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий, остается у Заказчика.

Пунктом 8.1. раздела 8 проекта энергосервисного контракта установлено, что размер экономии энергетического ресурса (электрической энергии), который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения настоящего Контракта в натуральном выражении определяется исходя из размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате определения исполнителя путем проведения конкурса, и стоимости единицы энергетического ресурса (электрической энергии), действующей на дату размещения извещения о проведении закупки, и должен составлять указанного объема в кВт/ч Плановой величины экономии энергетического ресурса (электрической энергии) (Приложение №6).

Исходя из пункта 8.6. раздела 8 проекта энергосервисного контракта начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем после подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанного в Приложении №10 к Контракту.

Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергоэффективные мероприятия, указанные в Приложении № 1 к Контракту, включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Сроки периодов достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии (доли размера плановой экономии) - ежемесячно.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 84 месяцев (7 лет) с момента реализации ЭЭМ (с даты подписания Акта о реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение № 10 к Контракту).

В соответствии с пунктом 8.7 раздела 8 проекта энергосервисного контракта сторонами устанавливается, что периодом достижения доли размера экономии, предусмотренной п. 8.1 Контракта, является 1 (один) календарный месяц.

Таблицей № 1 раздела 2 технического задания (приложение № 1 к проекту энергосервисного контракта) установлен перечень работ, сроки их выполнения:

 

№ п/п

Наименование работ

Ед. измерения

Количество

Сроки выполнения работ

Электромонтажные работы

 

1

Разработка и согласование с Заказчиком адресного перечня, включающего места установки согласно типам энергосберегающих светильников наружного освещения

шт.

1

30 календарных дней с даты заключения

2

Демонтаж и вывоз существующих светильников на склад Заказчика 

шт.

9 904

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

3

Монтаж энергосберегающих светодиодных светильников

шт.

9 904

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

4

Установка кронштейнов и регулировка угла наклона светильника*

шт.

2590

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

Пуско-наладочные работы

 

5

Пуско-наладочные работы

шт.

1

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

 

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав проект энергосервисного контракта (в том числе положения проекта энергосервисного контракта приведенные выше по тексту настоящего решения) со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью, приходит к выводу о том, что заказчиком в проект энергосервистного контракта включен график исполнения контракта, а именно: в проект контракта включен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их выполнения (таблица № 1 раздела 2 технического задания (приложение № 1 к проекту энергосервисного контракта), предусмотрены периоды достижения доли размера экономии (начальный срок достижения размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем после подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанного в Приложении №10 к Контракту; конечный срок достижения предусмотренного размера экономии – по истечении 84 месяцев (7 лет) с момента реализации ЭЭМ (с даты подписания Акта о реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение № 10 к Контракту) (раздел 8 проекта энергосервисного контракта), соответственно, довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Третий довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Разделом 2 Приложения № 3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1);

- показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2);

- показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3);

- показатель «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» (НЦБi4).

Подпунктом 1 пункта 2.1 раздела 2 Приложения № 3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) заказчиком установлен:

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии)  при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных)  контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена которых не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников не менее 9 904 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) выполнение всех энергосервисных мероприятий, предусмотренных договором (контрактом), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком энергосервисных мероприятий, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

4) достижение доли размера экономии электрической энергии в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в договоре (контракте), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом), заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки.

Предельно необходимое максимальное значение – 4 контракта

Значимость показателя –10%, коэффициент значимости показателя (КЗ1п) – 0,1.

 

Контракт (договор), предметом которого является совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на установках уличного освещения, начальная максимальная цена которых не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников не менее 9 904 штук

Количество баллов

0 контрактов

0

1 контракт

25

2 контракта

50

3 контракта

75

4 контракта

100

 

Подпунктом 2 пункта 2.1 раздела 2 Приложения № 3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) заказчиком установлено:

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена которых не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников не менее 9 904 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) поставка осветительного оборудования по представленным договорам должна быть подтверждена копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком осветительного оборудования цена которых не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников не менее 9 904 штук, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

            Предельно необходимое максимальное значение – 4 контракта.

Значимость показателя –10%, коэффициент значимости показателя (КЗ2п) – 0,1.

 

Контракт (договор), предметом которого является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена которых не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников не менее 9 904 штук

Количество баллов

0 контрактов

0

1 контракт

25

2 контракта

50

3 контракта

75

4 контракта

100

 

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав требования к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, а именно: то что оценке подлежат только контракты/договоры, цена которых свыше 113 000 000,00 руб., а также контракты/договоры, при исполнении которых установлено не менее 9 904 штук светильников, не усматривает в действиях заказчика по установлению данных требований (условий) нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку

- во-первых, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит требований к цене контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ;

- во-вторых, установленная заказчиком цена контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки;

- в-третьих, при исполнении энергосервисного контракта, заключенного по итогам рассматриваемой закупки, исполнитель должен будет установить 9 904 штук светильников, соответственно, требование к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, о том, что при их исполнении должно быть установлено не менее 9 904 штук светильников, является сопоставимым с объектом рассматриваемой закупки;

- в-четвертых, такие требования к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, направлены на выявление наиболее квалифицированного исполнителя работ, что полностью соответствует принципам законодательства о контрактной системе (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ). 

Довод подателя жалобы о том, что заказчик неправомерно ограничил перечень документов, которыми может подтверждаться такой опыт, а именно: оценке подлежат только контракты/договоры при исполнении которых установлено не менее 9 904 штук светильников (то количество светильников, которое необходимо установить в ходе исполнения энергосервисного контракта, заключенного по результатам данной закупки), вместе с тем цена таких контрактов/договоров (не менее 113 000 000,00 рублей) значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки, является несостоятельным, поскольку заказчиком не устанавливается при описании  порядка оценки  показателей «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» требований к цене и техническим характеристикам самих светильников (цена светильников может быть меньше, а технические характеристики хуже, чем требуется по условиям энергосервисного контракта, являющегося объектом настоящей закупки). Также заказчиком при описании оспариваемого порядка оценки не указан срок действия  энергосервисных контрактов и других договоров, которые могут быть представлены в качестве подтверждения необходимого опыта (срок может быть меньше, чем требуется по условиям рассматриваемой закупки).

Вместе с тем, по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Ярославского УФАС России усматривает в действиях заказчика при установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, поскольку

- во-первых, заказчиком по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) критерия  «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» неоднозначно определено какие контракты/договоры будут учитываться при оценке: цена которых составляет не менее 113 000 000,00 рублей или начальная максимальная цена которых составляет не менее 113 000 000,00 рублей;

- во-вторых, при анализе порядка оценки показателей «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия  «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» становится непонятным следующее обстоятельство: участник закупки должен подтвердить опыт, представив контракты/договоры цена каждого из которых составляет свыше 113 000 000,00 рублей и при исполнении каждого из которых установлено не менее 9 904 штук светильников, или можно представить несколько контрактов/договоров на общую сумму не менее 113 000 000,00 рублей и при исполнении которых в совокупности установлено не менее 9 904 штук светильников.

Наличие подобных противоречий при описании порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме недопустимо и, безусловно, не может не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки и членов конкурсной комиссии заказчика, которые в дальнейшем будут оценивать заявки по данному порядку.

Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные при формировании конкурсной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «БЛ ЭНЕРГО» (ИНН: 9717088809, ОГРН: 1197746729531) на действия заказчика – муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»  (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение                                                         № 0371300147320000096), обоснованной в части нарушения пункта 9 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), нарушившим пункты 8 и 9 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Не выдавать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»                          (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в связи с тем, что обязательное к исполнению предписание по идентичным нарушениям выдано в рамках рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ПРОФЭСКО» на действия заказчика – муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096) (решение и предписание Ярославского УФАС России по делу № 076/06/54.3-1277/2020).

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

 

                                                                                                             <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны