Определение №4347/04-01 Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела... от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «МорскойЭкспресс»

191123, город Санкт-Петербург, 

улица Восстания, дом 40 литер F, пом/ком 19-н/5)

e-mail: nic.ru@seaexpress.ru

 

<...>

<...>

e-mail: <...>

 

ИП <...>

<...>

АО «Альфа-банк»

107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27

e-mail: mail@alfabank.ru

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ И
ПРОДЛЕНИИ СРОКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 076/05/18-479/2021

 «21» июня 2021 года                                                                                                 город Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – руководитель Управления Паутов И. Г.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., специалист-эксперт Артамонов А.О.,

рассмотрев дело № 076/05/18-479/2021, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту получения электронных писем и телефонного звонка посредством электросвязи рекламного характера без согласия абонента на их получение,

УСТАНОВИЛ:

ООО «МорскойЭкспресс», АО «Альфа-банк», ИП <...>, привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.

<...>, привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явился, представителей не направил, в материалах дела отсутствует информация о надлежащем уведомлении.

Отделом контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС России рассмотрено обращение (вх. № 2819 от 25.03.2021) о получении рекламы посредством сетей электросвязи, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

01.06.2020 в 19:40 на электронную почту <...> с электронной почты info@seamail.ru поступило сообщение с рекламой
АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Специально для вас кредитная карта с лимитом до 500 000 руб! Потрясающие условия только для вас...».

04.06.2020 в 13:13 на электронную почту <...> с электронной почты <...> поступило сообщение с рекламой АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Специально для вас кредитная карта с лимитом до 500 000 руб! 100 дней без процентов за покупки и снятие наличных...».

18.11.2020 на номер <...> поступил телефонный звонок с номера <...> также с рекламой услуг АО «Альфа-Банк» следующего содержания: «Здравствуйте. Для Вас имеется уникальное предложение по РКО и кредиту от Альфа-Банка. Чтобы узнать подробности, нажмите цифру «1» и с Вами свяжется оператор».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация обладает всеми вышеперечисленными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, рассматриваемая реклама поступила на абонентский номер и электронную почту без согласия заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Исходя из содержания рекламы, поступившей посредством телефонного звонка с номера <...>, указанная реклама распространялась без участия человека.

В Ярославское УФАС России поступило дополнение к обращению
(вх. № 5948 от 18.06.2021) о наличии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе данные сведения отсутствуют, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как пишет Федеральная антимонопольная служба в Письме от 13 августа 2010 г. № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»: «…в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (в том числе по страхованию рисков).

В рекламе содержится информация о сумме кредита: «до 500 000 рублей».

Вместе с тем в рекламе, поступившей 01.06.2020 отсутствуют сведения о размере процентной ставки и сроке предоставления кредита. Указанная в рекламе, поступившей 04.06.2020, информация о сроке и процентной ставке кредита является неполной: «100 дней без процентов за покупки и снятие наличных». В данном случае отсутствуют условия о размере процентной ставки после истечения 100 дней, а также полный срок предоставления кредита.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона
«О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Вместе с тем согласно содержанию рекламы, поступившей заявителю 04.06.2020 в 13:13 на с электронной почты <...>, комиссия за снятие наличных составляет 0 %.

Как следует из обращения, комиссия за выдачу наличных с рекламируемой карты банка, согласно тарифному плану, составляет 2,9 %, минимум – 290 рублей.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В частности, в рассматриваемой рекламе, поступившей 18.11.2020 посредством звонка на номер заявителя с номера <...>, отсутствует информация о комиссии, взымаемой банком за выдачу наличных денежных средств.

На основании изложенного Комиссией в рассматриваемой рекламе усматриваются дополнительно признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель, за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона – рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона – рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно представленным АО «РСИЦ» пояснениям
(вх. № 3551 от 13.04.2021) администратором домена второго уровня seamail.ru является ООО «МорскойЭкспресс».

Согласно представленным ООО «Регистратор Р01» пояснениям
(вх. № 3754 от 19.04.2021) администратором домена второго уровня ie.ru является физическое лицо <...>.

Согласно представленным ПАО «ВымпелКом» пояснениям
(вх. № 4346 от 11.05.2021) абонентский номер +7 (965) 411-89-73 выделен ИП <...> на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 773245558 от 29.10.2020.

<...>, ИП <...> документы, запрашиваемые определением от 25.05.2021 не представили.

На основании изложенного Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств по делу.

Руководствуясь пунктами 31, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Рассмотрение дела № 076/05/18-479/2021 отложить.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 076/05/18-479/2021 до « » 2021 г.

3. Назначить дело № 076/05/18-479/2021 к рассмотрению на « » июля 2021 года в ___ часов ___ минут по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46.

4. АО «Альфа-банк» не позднее « » 2021 года представить следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- полные условия предоставляемой рекламируемой кредитной карты (с лимитом 500 000 руб., беспроцентным периодом равным 100 дням), действующей на дату распространения рекламы (01.06.2020, 04.06.2020, 18.11.2020) с приложением подтверждающих документов;

- перечень контрагентов по договорам, в рамках которых возможно распространение указанной рекламы;

- сведения о наличии договорных отношений с <...>, ИП <...>, ООО «МорскойЭкспресс».

5. <...> представить не позднее « » 2021 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- паспортные данные;

- сведения о порядке согласования текста указанной рекламы, поступившей на электронную почту <...>, с рекламодателем;

- документы, на основании которых распространялась реклама (договоры, документы, свидетельствующие об оплате указанной рекламы; акты приема-сдачи выполненных работ (при наличии));

- согласие владельца электронной почты <...> на получение данной рекламы;

- письменные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением соответствующих документов;

- письменные пояснения в случае отсутствия указанных документов.

6. ИП <...> представить не позднее « » 2021 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРИП;

- сведения о порядке согласования текста указанной рекламы, поступившей на номер <...>, с рекламодателем;

- документы, на основании которых распространялась реклама (договоры, документы, свидетельствующие об оплате указанной рекламы; акты приема-сдачи выполненных работ (при наличии));

- согласие абонента <...> на получение данной рекламы;

- письменные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением соответствующих документов;

- письменные пояснения в случае отсутствия указанных документов.

Явка ООО «МорскойЭкспресс», <...>, <...>, АО «Альфа-банк», в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, (либо их представителей с доверенностью с указанием «на участие в деле № 076/05/18-479/2021») для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Председатель Комиссии

 

И. Г. Паутов

     

Члены Комиссии:

 

А. В. Семенюк

   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны