Определение №7847 определение от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Редакция телеканала

«Переславль»

 

ул. 50 лет Комсомола, д. 8,

г. Переславль-Залесский, 152025

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 076/05/14-896/2021

«30» ноября 2021 г.                                                                                  г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления  Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Артамонов А. О., рассмотрев дело № 076/05/14-896/2021, возбужденное по признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе», Закон) по факту превышения продолжительности рекламы при трансляции СМИ «Телеканал «Переславль», вещание которого осуществляет ОАО «Редакция телеканала «Переславль», в присутствии директора ОАО «Редакция телеканала «Переславль»                        ,

УСТАНОВИЛА:

 

29.11.2021 г. в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), в рассмотрении дела № 076/05/14-896/2021 объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 30.11.2021 г.

30.11.2021 г. в 16 часов 30 минут рассмотрение дела № 076/05/14-896/2021 объявлялся перерыв до 17 часов 30 минут 30.11.2021 г.

30.11.2021 г. в 17 часов 30 минут рассмотрение дела № 076/05/14-896/2021 продолжено.

Ярославским УФАС России рассмотрены материалы, поступившие 30.07.2021 г., 04.08.2021 г. из Управления Роскомнадзора по Ярославской области, по факту превышения общей продолжительности рекламы при трансляции СМИ «Телеканал «Переславль», вещание которого осуществляет ОАО «Редакция телеканала «Переславль».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 3 статьи 14  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ОАО «Редакция телеканала «Переславль».

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

Управлением Роскомнадзора по Ярославской области предоставлена запись эфира СМИ «Телеканал «Переславль» (https://disk.yandex.ru/d/t_qPYV7vi7eBDw), вещание которого осуществляет СМИ «Телеканал «Переславль», за 05.07.2021, 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г., а также предоставлена справка анализа записи эфира данного телеканала за 05.07.2021, 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г.

Согласно справки анализа записи эфира данного телеканала за 05.07.2021 г., 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г., предоставленной Управлением Роскомнадзора по Ярославской области, продолжительность рекламы в течение суток на данном телеканале превысила 15 % и составила 19, 1%, 18, 3 %, 18,6 %, 19, 2 %, 18, 4 %, в связи с чем, в данном случае усматривались признаки нарушения части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

Представитель ОАО «Редакция телеканала «Переславль» пояснил, что с вменяемым нарушением данная организация не согласна, поскольку превышения продолжительности рекламы 05.07.2021 г., 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г. в эфире СМИ «Телеканал «Переславль» не было, процент показа рекламы в эти дни не превышает 12, 7% в течение суток.

Кроме того, представитель ОАО «Редакция телеканала «Переславль» пояснил, что, по мнению данной организации, расчет, представленный Управлением Роскомнадзора по Ярославской области, является некорректным. В частности, рекламным Управлением Роскомнадзора по Ярославской области признано информационное сообщение следующего содержания: «Уважаемые абоненты кабельного телевидения! Редакция телеканала «Переславль» сообщает об изменении с 1 января 2021 года тарифов за услуги кабельного телевидения. Абонентская плата от населения 170 рублей за месяц». Если из общего времени трансляции рекламы вычесть время трансляции данного информационного сюжета, то превышения времени вещания рекламы в течение суток 05.07.2021 г., 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г. не будет.

Также представителем ОАО «Редакция телеканала «Переславль» в материалы дела представлено Письмо ФАС России № КТ/82567/21 от 30.09.2021 г., в котором указано, что данное сообщение об изменении абонентской платы за услуги доступа к трансляции СМИ «Телеканал «Переславль», может быть признано не являющимся рекламой, если данное сообщение транслируется непосредственно в эфире телеканала «Переславль».

Представитель ОАО «Редакция телеканала «Переславль» сообщил, что ранее до изменения тарифа абонентская плата составляла 160 рублей, и доведение информации до потребителей об изменении тарифов, в том числе через СМИ, является обязанностью ОАО «Редакция телеканала «Переславль» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от   22.12.2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания».

Также представитель ОАО «Редакция телеканала «Переславль» сообщил, что пометка «реклама», размещенная рядом с рассматриваемым видеосюжетом, является служебной надписью, обозначающей при монтаже место размещения окна информации в шаблоне для формирования видеоряда информационного канала. После преобразования на головной станции сформированного на компьютере видеосигнала информационного канала в телевизионный сигнал, данная служебная надпись на экране телевизора не отображается и не доступна для просмотра абонентам кабельного ТВ. Для подтверждения данного факта представлены записи эфира, сделанные с выхода абонентского оборудования. Наличие данной пометки «реклама» в записи эфира, представленной Управлением Роскомнадзора по Ярославской области, объясняется тем, что данная запись осуществлялась со входа головной станции, где сигнал сформированного на компьютере видеоряда еще не подвергся обработке для формирования телевизионного сигнала.

ОАО «Редакция телеканала «Переславль» в материалы дела представлен график выхода в эфир (эфирная справка) сюжета с информацией об изменении абонентской платы за 05.07.2021 г., 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г.

Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения                  ОАО «Редакция телеканала «Переславль», Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

             Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

              Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

             В пункте 15 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Комиссия на основании материалов дела, с учетом всех изложенных сторонами обстоятельств, делает вывод о том, что в данном случае видеосюжет с информацией об изменении абонентской платы за услуги кабельного телевидения представляет собой адресованное абонентам ОАО «Редакция телеканала «Переславль» информационное сообщение.

В силу статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В пункте 11 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г.           № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» указано, что оператор связи для исполнения договора обязан предоставлять информацию, которая включает в себя указание действующего тарифа на услуги связи для целей телерадиовещания».

В публичном договоре между ОАО «Редакция телеканала «Переславль» и абонентом в пункте 3.1.3 раздела «Обязанности и права сторон» указано, что оператор обязуется извещать абонента об изменении абонентской платы на услуги кабельного ТВ через СМИ, в офисе оператора или иными способами не менее, чем за 10 дней до введения новой абонентской платы.

Следовательно, размещение информации для абонентов об изменении абонентской платы за услуги кабельного телевидения является обязанностью ОАО «Редакция телеканала «Переславль».

Доказательств, свидетельствующих о распространении данного видеосюжета в рекламных целях, при рассмотрении дела не установлено. Такой признак как «направленность на привлечение внимания», указанный в определении рекламы  не является в настоящем случае определяющим при определении характера спорной информации, поскольку данный признак имеет отношение и к информации в принципе, целью которых является, в том числе, привлечение внимания абонентов к изменению стоимости абонентской платы на услуги кабельного ТВ.

В данном видеосюжете не содержится призывов к подключению данного тарифа лицами, не являющимися абонентами ОАО «Редакция телеканала «Переславль», данная информация транслировалась только в сети                          ОАО «Редакция телеканала «Переславль», и, следовательно, была адресована только лицам, уже являющимся абонентами ОАО «Редакция телеканала «Переславль».

          Для отнесения информации к рекламе все признаки рекламы, указанные в части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», должны присутствовать в совокупности.

          В настоящем случае  спорный информационный видеосюжет не содержит всех необходимых законодательных признаков рекламы, в частности, строго заданной цели – продвижения конкретного товара на товарном рынке.

         Таким образом, рассматриваемый информационный видеосюжет не подпадает под законодательное определение рекламы  и, следовательно, не должен оцениваться на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, и не должно включаться в расчет общей продолжительности рекламы, транслируемой в течение суток в эфире СМИ «Телеканал «Переславль».

          Также Комиссией установлено, что пометка «реклама» ошибочно размещена рядом с рассматриваемым видеосюжетом, поскольку данная служебная пометка ошибочно без разделения обозначает как рекламные сюжеты, так и информационные (в том числе, объявления о госуслугах, услугах пожарных служб и тому подобное).

           Следовательно, размещение данной пометки, по мнению Комиссии, не может само по себе достоверно свидетельствовать о рекламном характере видеосюжета, рядом с которым она размещена.

           К тому же, Комиссией установлено, что представленные ОАО «Редакция телеканала «Переславль» видеозаписи, сделанные с выхода абонентского оборудования, не содержат пометку «реклама» около информационных сюжетов, и, следовательно, данная пометка не транслировалась в эфире для абонентов ОАО «Редакция телеканала «Переславль».

Кроме того, Комиссией установлено, что согласно представленному             ОАО «Редакция телеканала «Переславль» в материалы дела графику выхода в эфир (эфирной справке) сюжета с информацией об изменении абонентской платы, 05.07.2021 г. данный сюжет выходил 482 раза, 06.07.2021 г .- 471 раз, 07.07.2021 г. – 460 раз, 08.07.2021 г. – 482 раза, 09.07.2021 г. – 473 раза, каждый из выходов сюжета имел продолжительность 10 секунд. Следовательно, общая продолжительность выходов в эфир сюжета с информацией об изменении абонентской платы 05.07.2021 г. составила 4820 секунд, 06.07.2021 г. – 4710 секунд, 07.07.2021 г. – 4600 секунд, 08.07.2021 г. – 4820 секунд, 09.07.2021 г. – 4730 секунд.

Согласно справке анализа записи эфира данного телеканала за 05.07.2021 г., 06.07.2021 г., 07.07.2021 г., 08.07.2021 г., 09.07.2021 г., предоставленной Управлением Роскомнадзора по Ярославской области, продолжительность рекламы в течение суток на данном телеканале 05.07.2021 г. составила 4 часа 35 минут 27 секунд (16 527 секунд), 06.07.2021 г. – 4 часа 24 минуты 08 секунд          (15 848 секунд), 07.07.2021 г. – 4 часа 28 минут 11 секунд (16 091 секунд), 08.07.2021 г. – 4 часа 36 минут 15 секунд (16 575 секунд), 09.07.2021 г. – 4 часа 25 минут 23 секунды (15 923 секунды).

При вычете из общей продолжительность рекламы в течение суток вычесть общую продолжительность выходов в эфир сюжета с информацией об изменении абонентской платы, то продолжительность рекламы 05.07.2021 г. составляет 11707 секунд (16 527 секунд-4820 секунд), 06.07.2021 г. – 11 138 секунд (15 848 секунд-4710 секунд), 07.07.2021 г. – 11 491 секунд (16 091 секунд - 4600 секунд), 08.07.2021 г. - 11 755 секунд (16 575 секунд - 4820 секунд), 09.07.2021 г. – 11 193 секунды (15 923 секунды - 4730 секунд).

Таким образом, процентное содержание рекламы в течение суток после вычета продолжительности выходов в эфир сюжета с информацией об изменении абонентской платы, с учетом того, что в сутках 86 400 секунд, 05.07.2021 г. составляет 13, 549% (11 707*100/86 400), 06.07.2021 г. – 12, 891 % (11 138*100/86 400), 07.07.2021 г. – 13, 299 % (11 491*100/86 400), 08.07.2021 г. – 13, 605 % (11 755*100/86 400), 09.07.2021 г. – 12, 954 % (11 193*100/86 400), и, следовательно, не превышает 15 % времени вещания в течение суток, что соответствует требованиям части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, а также имеющихся в деле документов и доказательств Комиссией установлено неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 40                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 076/05/14-896/2021 прекратить.

 

Председатель Комиссии                          _________________ Е. В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                      _________________ С.Д. Солодяшкина

 

                                                      _________________ А. О. Артамонов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны