Решение №5718/03-03 Решение о прекращении дела от 27 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Яргортеплоэнерго»

 

150054, г. Ярославль,

ул. Чехова, д. 28 «а»

ЗАО «ВУК»

 

150060, г. Ярославль

ул. Панина, д. 40 «а»

АО «ЯЭС»

150055, г. Ярославль,

ул. Красноборская, д. 5, корп. 1

 

Решение о прекращении рассмотрения дела № 076/01/10-146/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

13 июля 2022 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объёме 27 июля 2022 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С.,

члены Комиссии — начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Бубнов А.М., государственный инспектор отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Ярославского УФАС России
Мартынов А.В.,

в отсутствии представителя АО «Яргортеплоэнерго», рассмотрев дело
№ 076/01/10-146/2022 в отношении акционерного общества «Яргортеплоэнерго» (далее АО «Яргортеплоэнерго», Общество) (ИНН 7606047507, ОГРН 1037600808046, юридический адрес: 150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д.28 «а»), возбуждённое по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

настоящее дело возбуждено приказом руководителя Ярославского УФАС России от 01.03.2022 № 82 на основании заявления ЗАО «ВУК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в поставке горячей воды ненадлежащего качества в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ярославль, 4-ый Норский пер., д. 1, и г. Ярославль, ул. Б. Норская, д. 15. 14.06.2022 Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в действиях Общества содержатся иные признаки нарушения антимонопольного законодательства, чем те, по которым дело возбуждено изначально, а именно: превышение допустимого количества дней, установленных законодательством для отключения системы горячего водоснабжения в связи с проведением профилактических работ.

АО «Яргортеплоэнерго» является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке конечному потребителю тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения. Ярославским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на товарном рынке по поставке тепловой энергии в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии, в ходе которого выявлено, что Общество занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по поставке тепловой энергии в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии.

Ярославским УФАС России проведён проведён анализ состояния конкуренции на товарном рынке по поставке тепловой энергии в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии, в ходе которого выявлено, что Общество занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по поставке тепловой энергии в пределах границ балансовой принадлежности тепловых сетей, посредством которых осуществляется передача тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта по указанной норме в качестве последствий нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены следующие:

- недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

-ущемление интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

- ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Позиция заявителя изложена в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства АО «Яргортеплоэнерго», направленном в Ярославское УФАС России 01.12.2021 (вх. № 12153) и состоит в том, что между АО «Яргортеплоэнерго» и ЗАО «ВУК» заключён договор поставки тепловой энергии и теплоносителя
№ 09-01/43-30 от 10.12.2014 (далее – Договор теплоснабжения). Согласно данному договору Общество осуществляет поставку коммунального ресурса горячего водоснабжения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, 4-ый Норский пер., д. 1.

Согласно пункту 2.1. Договора теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель в точку поставки потребителя, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принимаемые коммунальные ресурсы в объеме, сроках и на условиях настоящего договора.

Управляющая компания полагает, что АО «Яргортеплоэнерго» не обеспечивает поставку (передачу) коммунального ресурса горячего водоснабжения надлежащего качества по температурному режиму в отношении вышеназванных многоквартирных домов. Свою позицию заявитель обосновывает представленными в Ярославское УФАС России журналами учёта тепловой энергии и теплоносителя в водяной системе теплопотребления. Согласно данным ведомостям коммунальный ресурс горячего водоснабжения в названные многоквартирные дома поставлялся ненадлежащего качества по температурному режиму в следующие периоды: с 23.08.2021 по 25.08.2021, с 07.09.2021 по 12.09.2021, с 18.09.2021 по 19.09.2021.

АО «Яргортеплоэнерго» не согласно с доводом заявителя в силу следующего.

Письмом от 16.03.2022 (вх. № 2514) Общество направило в Ярославское УФАС России сведения, согласно которым горячее водоснабжение многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ярославль, 4-ый Норский пер., д 1 и г. Ярославль, ул. Большая Норская, д. 15, производится от котельных № 43 и № 45
АО «Яргортеплоэнерго».

Общество полагает, что коммунальный ресурс горячего водоснабжения за период с 21 августа 2021 по 19 сентября 2021 года по указанным многоквартирным домам поставлялся без нарушений температурного режима.

В период с 23.08.2021 по 25.08.2021 проводились гидравлические испытания на сетях горячего водоснабжения перед началом отопительного сезона. В журнале учёта среднесуточной температуры горячего водоснабжения зафиксирована подача коммунального ресурса горячего водоснабжения ненадлежащего качества, что может быть связано с наличием отключения для производства работ в сетях горячего водоснабжения, эксплуатируемых АО «Ярославские энергетические системы».
АО «Яргортеплоэнерго» также указывает на то, что показания журнала учёта горячей воды по дому № 1 по 4-му Норскому переулку г. Ярославль за период с 07.09.2021 по 12.09.2021 свидетельствуют о неисправности общедомового прибора учёта. Кроме того, теплоснабжающая организация полагает, что показания прибора учёта по котельным 43 и 45 подтверждают факт работы котельных в обычном режиме.

АО «Яргортеплоэнерго» направило в Ярославское УФАС России приказ директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 07.04.2021 № 38 об утверждении графика проведения гидравлических испытаний, тепловых сетей, работ по профилактическому ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплоснабжения в 2021 году. (далее – Приказ № 38). Согласно Приказу № 38 для котельной № 43, находящейся в эксплуатационной ответственности АО «Яргортеплоэнерго» первые испытания тепловых сетей установлены с 22.05.2021 по 27.05.2021. В период со 2 августа 2021 года по 15 августа 2021 года проводились профилактические работы, а в период с 23.08.2021 по 25.08.2021 происходили вторые испытания тепловых сетей.

Исследовав доводы сторон Комиссия Ярославского УФАС России отклоняет довод заявителя о том, что Общество в периоды: с 23.08.2021 по 25.08.2021, с 07.09.2021 по 12.09.2021, с 18.09.2021 по 19.09.2021 осуществляло поставку коммунального ресурса горячего водоснабжения, поскольку с 23.08.2021 по 25.08.2021 коммунальный ресурс горячего водоснабжения не поставлялся в связи с проведением испытаний тепловых сетей, а в периоды с 07.09.2021 по 12.09.2021 и с 18.09.2021 по 19.09.2021 поставка коммунального ресурса горячего водоснабжения осуществлялась Обществом без нарушения температурного режима, что подтверждается выпиской показаний прибора учёта по котельным 43 и 45, находящихся в эксплуатационной ответственности АО «Яргортеплоэнерго».

Относительно действий АО «Яргортеплоэнерго» в части превышения допустимого количества дней, установленных законодательством Российской Федерации, для отключения системы горячего водоснабжения с проведением ежегодных профилактических работ Комиссией установлено следующее.

В соответствии с приложением № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, производительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Исследовав положения Приказа № 38, Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что суммарный срок гидравлических испытаний и ремонтных работ в год составило 17 дней.

Согласно пункту 3.1.11. СанПина 2.1.4.2496-09, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009
N 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Вместе с тем, вышеназванный СанПин утратил юридическую силу с 1 марта 2021 года и признан недействующим в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» вышеуказанный СанПин повторно признан утратившим юридическую силу с 1 марта 2021 года.

Согласно примечанию к Правилам № 354 в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5.1.6 Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления. Следовательно, с 1 марта 2021 года в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует императивная норма, устанавливающая количество дней отключения системы горячего водоснабжения в связи с проведением ежегодных профилактических работ. Вышеуказанное постановление Госстроя действует по состоянию на дату вынесения решения о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что на данный момент законодательством устанавливается лишь рекомендованное количество дней отключения системы горячего водоснабжения в связи с проведением ежегодных профилактических работ.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В рассматриваемом случае отсутствует злоупотребления доминирующим положением и действия АО «Яргортеплоэнерго» не противоречат действующему на момент вынесения решения Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Иные акты, регулирующие установление количества дней отключения системы горячего водоснабжения для проведения ежегодных профилактических работ на данный момент в действующем Российском законодательстве отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела
№ 076/01/10-146/2022 пришла к выводу об отсутствии в действиях Общества признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

решила:

прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 076/01/10-146/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбуждённого в отношении АО «Яргортеплоэнерго» в связи с отсутствием в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии А.С. Шушкова

 

Члены Комиссии А.М. Бубнов

 

А.В. Мартынов

Связанные организации

Связанные организации не указаны