Предупреждение б/н Ярославское УФАС России предупреждает Департамент лесного хо... от 29 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Департамент Лесного хозяйства Ярославской области
150058, г. Ярославль
ул. Красноборская, д. 8
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
№ 06-08/20-19
29 июля 2019 года г. Ярославль
В результате рассмотрения коллективной жалобы лесозаготовителей Ярославской области, поступившейиз ФАС России (вх. № 3945 от 29.04.2019), а также от Депутата Ярославской областной думы седьмого созыва <...> (вх № 4753 от 24.05.2019), о нарушении Департаментом лесного хозяйства Ярославской области антимонопольного законодательства , установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации (Далее — ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ)
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен Главой V.6. Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 33.39 ЗК РФ данной главы предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случае капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ установлено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 данной указанной статьи действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244. В соответствии с указанными Правилами разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, выдается на основании заявления лица о выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Из системного анализа указанных выше норм следует, что положения главы V.6 ЗК РФ применяются только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В отношении земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, могут быть заключены договоры аренды (субаренды) или соглашения по установлению сервитута.
Данная позиция подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д23и-2862.
В ходе рассмотрения коллективной жалобы установлено, что Приказом Департамента от 15.05.2017 № 532 ООО «Газпром трансгаз Ухта» выдано разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в Ставотинском участковом лесничестве ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество» Гаврилов-Ямского муниципального района, в лесном квартале 1020 лесотаксационных выделов 7, 19, 20, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 38, площадью 4, 7654 га с кадастровым номером 76:04:000000:0020, без предоставления земельного участка и установления сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта — узла подключения на магистральном газопроводе «Грязовец-КГМО», принадлежащего обществу на праве собственности (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 76 АА 539485 от 20.04.2007). Приказом Департамента от 15.05.2017 № 532 предусмотрен срок проведения работ с 15.05.2017 по 31.12.2017 с рубкой лесных насаждений.
Вместе с тем, материалами подтверждается факт предоставления указанного лесного участка ООО "Оазис" на основании договора аренды № 111 от 03.11.2009.
Таким образом, разрешение на использование ООО «Газпром трансгаз Ухта» указанного выше земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта, выдано Департаментом в нарушение норм действующего законодательства. При этом разрешение на использование земельного участка влечет предоставление обществу преимущественного положения на рынке услуг транспортировки газа, поскольку возникшее право использования в отличие от договора аренды или сервитута носит безвозмездный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Департамента лесного хозяйства Ярославской области по изданию Приказа от 15.05.2017 № 532 о разрешении ООО «Газпром трансгаз Ухта» использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в Ставотинском участковом лесничестве ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество» Гаврилов-Ямского муниципального района, в лесном квартале 1020 лесотаксационных выделов 7, 19, 20, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 38, площадью 4, 7654 га с кадастровым номером 76:04:000000:0020, предоставленного на праве аренды иному лицу, без предоставления земельного участка и установления сервитута, свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Департамент лесного хозяйства Ярославской области о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:
принять меры, в том числе организационно-правового характера, направленные на информирование ответственных лиц (путем проведения совещаний, иных мероприятий, либо направления информационных писем и т. д.) о порядке предоставления разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ, и о необходимости принятия решения об отказе в выдаче такого разрешения в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «30» августа 2019 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Врио руководителя Управления Е.В. Гудкевич