Предупреждение б/н Ярославское УФАС России предупреждает Департамент лесного хо... от 29 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Департамент Лесного хозяйства Ярославской области

 

150058, г. Ярославль
ул. Красноборская, д. 8

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06-08/20-19

29 июля 2019 года г. Ярославль

 

В результате рассмотрения коллективной жалобы лесозаготовителей Ярославской области, поступившейиз ФАС России (вх. № 3945 от 29.04.2019), а также от Депутата Ярославской областной думы седьмого созыва <...> (вх № 4753 от 24.05.2019), о нарушении Департаментом лесного хозяйства Ярославской области антимонопольного законодательства , установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации (Далее — ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ)

Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.

Порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен Главой V.6. Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 33.39 ЗК РФ данной главы предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случае капитального или текущего ремонта линейного объекта.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Частью 1 статьи 39.34 ЗК РФ установлено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 данной указанной статьи действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244. В соответствии с указанными Правилами разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, выдается на основании заявления лица о выдаче разрешения.

В соответствии с пунктом 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Из системного анализа указанных выше норм следует, что положения главы V.6 ЗК РФ применяются только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В отношении земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, могут быть заключены договоры аренды (субаренды) или соглашения по установлению сервитута.

Данная позиция подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д23и-2862.

В ходе рассмотрения коллективной жалобы установлено, что Приказом Департамента от 15.05.2017 № 532 ООО «Газпром трансгаз Ухта» выдано разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в Ставотинском участковом лесничестве ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество» Гаврилов-Ямского муниципального района, в лесном квартале 1020 лесотаксационных выделов 7, 19, 20, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 38, площадью 4, 7654 га с кадастровым номером 76:04:000000:0020, без предоставления земельного участка и установления сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта — узла подключения на магистральном газопроводе «Грязовец-КГМО», принадлежащего обществу на праве собственности (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. 76 АА 539485 от 20.04.2007). Приказом Департамента от 15.05.2017 № 532 предусмотрен срок проведения работ с 15.05.2017 по 31.12.2017 с рубкой лесных насаждений.

Вместе с тем, материалами подтверждается факт предоставления указанного лесного участка ООО "Оазис" на основании договора аренды № 111 от 03.11.2009.

Таким образом, разрешение на использование ООО «Газпром трансгаз Ухта» указанного выше земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута для проведения капитального ремонта линейного объекта, выдано Департаментом в нарушение норм действующего законодательства. При этом разрешение на использование земельного участка влечет предоставление обществу преимущественного положения на рынке услуг транспортировки газа, поскольку возникшее право использования в отличие от договора аренды или сервитута носит безвозмездный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия Департамента лесного хозяйства Ярославской области по изданию Приказа от 15.05.2017 № 532 о разрешении ООО «Газпром трансгаз Ухта» использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в Ставотинском участковом лесничестве ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество» Гаврилов-Ямского муниципального района, в лесном квартале 1020 лесотаксационных выделов 7, 19, 20, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 38, площадью 4, 7654 га с кадастровым номером 76:04:000000:0020, предоставленного на праве аренды иному лицу, без предоставления земельного участка и установления сервитута, свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Департамент лесного хозяйства Ярославской области о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:

принять меры, в том числе организационно-правового характера, направленные на информирование ответственных лиц (путем проведения совещаний, иных мероприятий, либо направления информационных писем и т. д.) о порядке предоставления разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ, и о необходимости принятия решения об отказе в выдаче такого разрешения в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «30» августа 2019 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Врио руководителя Управления Е.В. Гудкевич

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны