Постановление №5442/03-07 Постановление по делу №076/04/9.21-113/2019 от 18 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва,

ул. 2-я Ямская, 4

 

Филиал ПАО «МРСК Центра» – «Ярэнерго»

150003, г. Ярославль,

ул. Воинова, д.12

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела №076/04/9.21-113/2019

об административном правонарушении

 

17 июля 2019 г. г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России <...>, рассмотрев протокол по делу №076/04/9.21-113/2019 об административном правонарушении от 20 мая 2019 г., составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России <...>, материалы дела №076/04/9.21-113/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившемся в отказе <...> (далее также - Заявитель) в переносе прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего Заявителю, в отсутствие представителя ПАО «МРСК Центра», уведомленного надлежащим образом (почтовое отправление 15099136504263 получено 01.07.2019),

 

установил:

 

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление <...> (вх. №17271 от 24.12.2018) о неправомерных действиях ПАО «МРСК Центра», выразившихся в навязывании потребителю обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения), а именно в навязывании потребителю места установки прибора учета вне границ земельного участка <...>.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что энергопринимающие устройства, принадлежащие <...> и расположенные по адресу: <...>, надлежащим образом присоединены к сетям ПАО «МРСК Центра», что подтверждается договором №41212740/ТП-16 от 01.01.2016, актом №81254591 Я/16 (АТП) от 19.05.2016 об осуществлении технологического присоединения,актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРБ) от 19.05.2016 и №81254591 Я/16 (АРЭ) от 19.05.2016 соответственно.

19 апреля 2016 г. в отношении энергопринимающих устройств <...> был допущен в эксплуатацию прибор учета №25413716, расположенный на опоре ВЛ-0,4 кВ №3.

В соответствии с актом разграничения балансовой ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРБ) от 19.05.2016 и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон №81254591 Я/16 (АРЭ) от 19.05.2016 указанные границы установлены в месте присоединения отпаечной ВЛ-0,4 кВ в сторону энергопринимающих устройств заявителя к проводам на опоре магистральной ВЛ-0,4 кВ №3 от ТП 478. Зажимы в месте присоединения, отпаечная ВЛ-0,4 кВ — принадлежность Заявителя, опора, магистральная ВЛ-0,4 кВ №3 от ТП 478 — принадлежность сетевой организации. На границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон у сетевой организации находится ТП 478, ВЛ-0,4 кВ №3, у Заявителя — ответвление (перекидка), щит учета.

3 сентября 2018 г. <...> обратилась в ПАО «МРСК Центра» с заявкой на перенос прибора учета на границу принадлежащего ей земельного участка.

21 ноября 2018 г. ПАО «МРСК Центра» уведомило Заявителя о неправомерности требования по установке прибора учета на границе земельного участка в силу положений п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее — Основные положения).

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила технологического присоединения).

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункту 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу пункта 19 указанных Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

Согласно пункту 144 Основных положений (в редакции, действовавшей на 21.11.2018), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета (абз.3 пункта 145 Основных положений).

Целесообразность установки прибора учета в границах земельного участка <...> обусловлена возложенной на потребителя обязанностью по обеспечению целостности прибора учета, а также необходимостью несения дополнительных затрат по установки и обслуживанию такого прибора на опоре ВЛ, собственником которой потребитель не является. Размещение прибора учета вне границ земельного участка заявителя обеспечивает свободный доступ к нему не только работников сетевой и энергоснабжающей организации, но и неограниченного круга лиц, способных причинить ущерб имуществу потребителя, для которого обеспечение безопасности прибора учета и его сохранности влечет дополнительные затраты.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Правил технологического присоединения, настоящие Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Действия ПАО «МРСК Центра» по отказу от согласования переноса прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего <...>, были произведены сетевой организацией не в рамках отношений по технологическому присоединению принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств, следовательно, в рассматриваемом случае положения Правил технологического присоединения не подлежат применению.

Из вышеизложенного следует, что действия ПАО «МРСК Центра» по отказу <...> в переносе прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего Заявителю, не могут быть квалифицированы как нарушение пунктов 19, 16.1 Правил технологического присоединения.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как установлено должностным лицом Ярославского УФАС России, действия ПАО «МРСК Центра» по согласованию переноса прибора учета на границу земельного участка, принадлежащего <...>, не образуют нарушение Правил технологического присоединения, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь частью 1 статьи 24.5, 29.10 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

 

постановил:

 

производство по делу №076/04/19.8-23/2019 об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление им не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич

Связанные организации

Связанные организации не указаны