Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 8 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент имущественных и земельных отношений

Ярославской области

 

150000, г. Ярославль,

пл. Челюскинцев, д. 10/3

 

 

ООО «Выбор»

 

150040, г. Ярославль, пр-кт Октября, д. 46, пом. 25

 

ООО ЖК «Гончаров»

 

150048, г. Ярославль,
ул. Гончарова, д. 4, оф. 1

 

 

<…>

 

 

 

Заключение

об обстоятельствах дела № 076/01/17-325/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

08.11.2021

г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС в составе:

председатель Комиссии — заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В.
,

члены Комиссии: врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий  специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,

рассмотрев дело № 076/01/16-608/2021, возбужденное по признакам нарушения департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области,
ООО «Выбор», ООО ЖК «Гончаров» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по признакам нарушения ООО «Выбор» и ООО ЖК «Гончаров» статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения при проведении закупок на право заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот (извещения
№ 0171200001918001174, 0171200001918001503, 0171200001918001753)
,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ                           «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

 

В соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее — Закона о защите конкуренции) перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

 

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

 

В Ярославское УФАС России поступило заявление УФСБ России по Ярославской области (вх. № 5575 от 09.06.2021), содержащее сведения о наличии признаков антиконкурентного соглашения между департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, ООО ЖК «Гончаров», ООО «Выбор» при проведении закупок на право заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом установлено следующее.

19.09.2018 департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее — ДИЗО ЯО ) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №  0171200001918001174 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 84 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Начальная (максимальная) цена — 143 964 000,00 руб.

Техническим заданием предусмотрены следующие требования к закупаемым квартирам. Общая площадь жилых помещений - 84 квартир не менее 3 096 кв.м. (без учета площади балконов/лоджий, веранд и террас), в том числе: 60 квартир общей площадью не менее 34 кв.м. каждая; 24 квартиры общей площадью не менее 44 кв.м. каждая. Срок начала строительства объекта не ранее 2018 года. Срок ввода в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного дома - не позднее 01.12.2019 года. Передача квартир – не позднее 15.12.2019 года.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 19.10.2018 на участие в вышеназванной закупке поступили заявки ООО ЖК «Гончаров», ООО «Выбор».

В соответствии с Протоколом подведения итогов от 25.10.2018 заявка
ООО «Выбор» признана не соответствующей требованиям закупочной документации (в составе заявки отсутствуют копия разрешения на строительство многоквартирного дома, копия правоустанавливающего документа на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства). Победителем закупочной процедуры признано ООО ЖК «Гончаров».

16.11.2018 ДИЗО ЯО на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №  0171200001918001503 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории
г. Ярославль 120 жилых помещений (квартир), в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Начальная (максимальная) цена — 197 400 000,00 руб.

Техническим заданием предусмотрены следующие требования к закупаемым квартирам. Общая площадь жилых помещений - 120 квартир не менее 4200,00 кв.м. (без учета площади балконов/лоджий, веранд и террас), в том числе: 120 квартир общей площадью не менее 35,00 кв.м. каждая. Срок начала строительства объекта не ранее 2018 года. Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию с получением разрешения на ввод в эксплуатацию производится не позднее 01.12.2020 года. Срок передачи готовых к эксплуатации объектов: не позднее 15.12.2020 года.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок от 04.12.2018 на участие в вышеназванной закупке поступили заявки ООО ЖК «Гончаров», ООО «Выбор».

Согласно Протоколу подведения итогов от 12.12.2018 заявка
ООО ЖК «Гончаров» признана не соответствующей требованиям закупочной документации (в составе заявки отсутствуют копия разрешения на строительство многоквартирного дома, копия правоустанавливающего документа на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства). Победителем закупочной процедуры признано ООО «Выбор».

03.12.2018 ДИЗО ЯО на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0171200001918001753 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 27 жилых помещений (квартир), в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Начальная (максимальная) цена — 51 103 500,00 руб.

Техническим заданием предусмотрены следующие требования к закупаемым квартирам. Общая площадь жилых помещений - 27 квартир не менее 1 099,00 кв.м. (без учета площади балконов/лоджий, веранд и террас), в том числе: 19 квартир общей площадью не менее 33,00 кв.м. каждая; 4 квартиры общей площадью не менее 47,00 кв.м. каждая; 4 квартиры общей площадью не менее 71,00 кв.м. каждая.  Срок начала строительства объекта не ранее 2017 года. Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию с получением разрешения на ввод в эксплуатацию: не позднее 15.12.2018. Срок передачи готовых к эксплуатации объектов: не позднее 25.12.2018.

Согласно Протоколу проведения запроса предложений от 12.12.2018 на участие в закупке поступила единственная заявка — ООО «Выбор».

В соответствии с Итоговым протоколом от 14.12.2018 запрос предложений признан несостоявшимся, принято решение о заключении договора с ООО «Выбор».

По результатам анализа документаций о проведении закупок
№ 0171200001918001174, №  0171200001918001503, № 0171200001918001753 Комиссией установлено наличие в каждой из них ряда идентичных положений.

Как установлено пунктом 11.2 Информационной карты электронного аукциона,  участниками аукциона в составе заявки должны быть представлены:

«1) копия полученного в установленном порядке разрешения на строительство;

2) копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которого будет входить объект долевого строительства;

или

копия прошедшего государственную регистрацию договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будет входить объект долевого строительства...».

Согласно разделу 2 аукционной документации объектом закупки является приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 84 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Данным разделом также установлена требуемая заказчику дата ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1.1 проекта государственного контракта, являющегося приложением к рассматриваемой аукционной документации (далее — проект контракта), предметом настоящего контракта является приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 84 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Пунктом 1.2 проекта контракта установлено, что по настоящему контракту застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом с жилыми помещениями (квартирами), после получения разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию передать жилые помещения (квартиры) в определенные настоящим контрактом сроки участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять жилые помещения (квартиры) в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Согласно пункту 2.1 проекта контракта застройщик осуществляет строительство жилых помещений (квартир) в многоквартирном жилом доме, в том числе на основании  разрешения на строительство, проектной декларации, включающей в себя информацию о застройщике и о проекте строительства многоквартирного жилого дома.

В пунктах 2.4, 2.6, 4.1 проекта контракта, а также приложении № 2 к проекту контракта также содержится указание на то, что заказчик по результатам закупки приобретает право участия в долевом строительстве квартир, расположенных в одном многоквартирном доме.

Таким образом, из содержания данных аукционных документаций следует, что застройщик, намеренный принять участие в какой-либо из рассматриваемых закупок (извещения № 0171200001918001174, №  0171200001918001503,
№ 0171200001918001753) должен на момент публикации извещения осуществлять строительство многоквартирного дома, в котором проектной документацией предусмотрено наличие 84, 120 либо 27 квартир требуемой заказчику площади. Положений, свидетельствующих о возможности расположения необходимого количества квартир в нескольких многоквартирных домах, аукционные документации не содержат.

Департаментом строительства в ответ на запрос Ярославского УФАС России (исх. № 3444/06-04 от 14.05.2021) представлены сведения о 33 хозяйствующих субъектах (за исключением ООО ЖК «Гончаров»), которым в 2017-2018 г. выданы разрешения на строительство многоквартирных домов, расположенных в г. Ярославле, и которые могли быть потенциально заинтересованы принять участие в рассматриваемых закупках.

В адрес указанных хозяйствующих субъектов Ярославским УФАС России направлены запросы о наличии у них возможности участия в какой-либо из рассматриваемых закупок с учетом установленных заказчиком требований к закупаемым квартирам (исх. № 3896/06-04 от 02.06.2021), в ответ на которые ни один из застройщиков не подтвердил наличие у него такой возможности.

В ходе рассмотрения настоящего дела представители ДИЗО ЯО сообщили, что соответствие установленному в Техническом задании требованию к сроку начала строительства многоквартирного дома не предполагало необходимость его подтверждения в составе заявки, то есть должно быть продекларировано участником закупки.

Вместе с тем, данное требование может восприниматься заинтересованными в участии в закупке хозяйствующими субъектами как обязательное.

Кроме того, как указал заказчик, застройщик мог начать строительство через значительный период времени после получения разрешения на строительство, в связи с чем при определении круга потенциально заинтересованных в участии в закупках
№ 0171200001918001174, №  0171200001918001503, № 0171200001918001753 хозяйствующих субъектов, по мнению ДИЗО ЯО, необходимо также учитывать лиц, получивших разрешения на строительство с 2015 года, в связи с чем заказчиком в материалы дела представлен список застройщиков, разрешения на строительство которым выданы департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля в период с 2015 по 2017 годы (165 хозяйствующих субъектов за исключением ООО «Выбор»).

В адрес указанных хозяйствующих субъектов Ярославским УФАС России также направлены запросы о наличии у них возможности участия в какой-либо из рассматриваемых закупок с учетом установленных заказчиком требований к закупаемым квартирам (исх. № 5329/04-01 от 06.08.2021), в ответ на которые ни один из застройщиков не подтвердил наличие у него такой возможности.

Напротив, ООО «Спарта Плюс» в письме (вх. № 8981/1 от 06.09.2021) указало на наличие экономической заинтересованности в участии в закупке на право заключения контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в связи с несоответствием  строящегося ООО «Спарта Плюс» многоквартирного дома требованиям закупочной документации (извещение № 0171200001918001753) о количестве расположенных в данном доме квартир определенной площади, общество было лишено возможности участия в закупке.

Представленные в Ярославское УФАС России данные Ярославльстата о средней стоимости 1 кв.м. новых квартир в г. Ярославле за 3-4 кварталы 2018 г. (вх. № 4733 от 19.05.2021) свидетельствуют о соответствии начальных (максимальных) цен рассматриваемых закупок среднерыночным показателям, и, следовательно, о потенциальной экономической привлекательности участия в закупках для застройщиков. Кроме того, как полагает Комиссия, участие в долевом строительстве предполагает более низкую стоимость приобретения жилого помещения, нежели приобретение жилья, строительство которого завершено на момент продажи.

Однако, согласно пояснениям ООО «Выбор», с учетом коммерческой деятельности общества начальные (максимальные) цены закупок рассматривалась им как несоответствующие фактическим затратам и рыночным условиям, по которым ООО «Выбор» могло предложить данные квартиры в рамках свободной продажи.

Представитель ООО «ЖК Гончаров», напротив, указал на экономическую привлекательность предложенных заказчиком цен для общества.

Как следует из содержания письменных пояснений ДИЗО ЯО (№ ИХ.28-8440/21 от 13.07.2021), начальные (максимальные) цены контрактов, заключаемых по результатам рассматриваемых закупок, сформированы заказчиком на основании полученных от хозяйствующих субъектов ответов на запросы коммерческих предложений. Комиссией установлено, что данные запросы заказчика на содержат подписи должностного лица ДИЗО ЯО, а также даты и номера регистрации. Департаментом в материалы дела не представлены доказательства направления данных запросов в адрес хозяйствующих субъектов.

Как указывает ДИЗО ЯО при формировании начальной (максимальной) цены контракта по закупке № 0171200001918001174 заказчиком получены коммерческие предложения 3 хозяйствующих субъектов (вх. № 7195, 7196, 7167 от 17.08.2018).

По результатам анализа данных коммерческих предложений Ярославским УФАС России установлено, что письма вх.  № 7195, 7196, поступившие от
ООО «Вектор» (ИНН: 7604327058) и ООО «Ярпроектстрой» (ИНН: 7604127884) не содержат сведений об осуществлении строительства многоквартирного дома, жилые помещения в котором соответствуют установленным заказчиком требованиям. Напротив, данные письма содержат лишь сведения о наличии у застройщиков однокомнатных и двухкомнатных квартир в различных районах города, без указания сведений о местонахождении домов, количестве квартир, срока начала строительства и ввода дома в эксплуатацию).

Единственным коммерческим предложением, подтверждающим наличие у застройщика строящегося многоквартирного дома с необходимыми жилыми помещениями является коммерческое предложение ООО ЖК «Гончаров» (вх. № 7197 от 17.08.2021).

Кроме того, согласно выпискам из ЕГРЮЛ, размещенным на официальном сайте https://egrul.nalog.ru, управляющей организацией ООО «Ярпроектстрой» является ООО «Вектор», а учредителем всех трех юридических лиц — <…>.

При формировании начальной (максимальной) цены контракта по закупке
№ 0171200001918001503 заказчиком получены коммерческие предложения 4 хозяйствующих субъектов (вх. № 9807 от 29.10.2018, вх. № 9837, 9840, 9885 от 30.10.2018).

Коммерческое предложение ООО «Выбор» (вх. № 9807 от 29.10.2018) содержит указание на адрес многоквартирного дома и характеристики расположенных в нем квартир. Вместе с тем, коммерческие предложения иных хозяйствующих субъектов - ООО «Импульс М», ООО «Вектор», ООО «Ярсантехмонтаж» не содержат точных сведений о месте нахождения строящихся многоквартирных домов, то есть не позволяют идентифицировать предлагаемые застройщиками объекты.

При формировании начальной (максимальной) цены контракта по закупке
№ 0171200001918001753 заказчиком получены коммерческие предложения 3 хозяйствующих субъектов — ООО «Выбор», ООО «Глобал», ООО «Импульс М»
(вх. № 9054, 9055, 9056 от 11.10.2018).
Вместе с тем, коммерческие предложения иных хозяйствующих субъектов - ООО «Импульс М», ООО «Глобал» не содержат точных сведений о месте нахождения строящихся многоквартирных домов.

С целью подтверждения наличия у вышеперечисленных хозяйствующих субъектов строящихся многоквартирных домов, жилые помещения в которых соответствуют требованиям заказчика, антимонопольным органом направлены запросы о предоставлении сведений об адресах данных домов и документации, подтверждающей фактическое осуществление строительства. Вместе с тем, ответы на запросы антимонопольного органа хозяйствующими субъектами не представлены.

Изложенное также подтверждает отсутствие хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Выбор» и ООО ЖК «Гончаров», осуществляющих строительство многоквартирных домов на территории г. Ярославля, соответствующих установленным заказчиком требованиям и способных принять участие в рассматриваемых закупках.

18.06.2021 в Ярославское УФАС России в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ поступило заявление <…>  (вх. № 5892), осуществлявшего общее руководство производственно-строительным холдингом ГК «ФОРА», в который входит, в том числе, ООО «Выбор», ООО «Фора-Констракшн». Согласно данному заявлению ДИЗО ЯО осуществляло координацию деятельности ООО «Выбор» и
ООО ЖК «Гончаров» по участию в рассматриваемых закупочных процедурах.

08.12.2017 между ДИЗО ЯО и ООО «Выбор» заключен государственный контракт № 835901 на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории
г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (
далее — Контракт).

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта цена Контракта составляет 148 534 000  рублей 00 копеек.

Согласно пункту 3.4 Контракта расчет с застройщиком по уплате денежных средств осуществляется участником долевого строительства (ДИЗО ЯО) в следующем порядке:

- аванс в размере 15 % от цены Контракта перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня передачи участнику долевого строительства настоящего Контракта с отметкой о проведенной государственной регистрации настоящего Контракта органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании выставленного застройщиком счета.

- платежи, осуществляемые ежемесячно пропорционально степени готовности объектов, зафиксированной сторонами актами о ходе строительства, в течение 30 календарных дней с даты подписания указанных актов;

- окончательный расчет, осуществляется в течение 15 календарных дней после подписания участником долевого строительства акта приема-передачи жилых помещений (квартир).

Как следует из представленных ДИЗО ЯО платежных поручений, подтверждающим исполнение обязательств участником долевого строительства по Контракту, а также реестра актов о ходе строительства (вх. № 10498 от 19.10.2021) заказчиком не осуществлялась надлежащая оплата предусмотренных Контрактом работ.

Первый акт о ходе строительства, согласно которому работы выполнены на
21.5 % подписан 28.05.2018, следовательно, ДИЗО ЯО надлежало осуществить оплату в размере 3 193 481 руб. не позднее 27.06.2018.

Однако данные денежные средства в установленный срок не были перечислены заказчиком на счет ООО «Выбор»

Работы по акту о ходе строительства от 31.07.2018 (40,2 %) в установленный Контрактом срок (до 30.08.2018) оплачены заказчиком не в полном объеме.

Вместе с тем, исходя из представленных ДИЗО ЯО сведений об оплате иных договоров/контрактов по статье расходов, предусмотренной для оплаты контрактов для приобретения жилых помещений для детей-сирот, в период с июня по август 2018 года заказчиком в адрес иных хозяйствующих субъектов перечислено в совокупности 30 089 576,40 руб. Доказательств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по оплате предусмотренных Контрактом работ в указанный период, ДИЗО ЯО не представлено.

Как сообщает <…>, а также подтверждается пояснениями представителя ООО «Выбор», в ходе устных переговоров с сотрудниками ДИЗО ЯО <…> было указано на необходимость участия ООО «Выбор» совместно с ООО ЖК «Гончаров» в проводимых заказчиком закупках  на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, как обязательного условия получения обществом оплаты по Контракту. Вместе с тем, как было указано выше, участие в рассматриваемых закупок являлось для ООО «Выбор» экономически нецелесообразным.

Комиссией установлено, что сумма подлежащих перечислению ДИЗО ЯО в адрес ООО «Выбор» денежных средств за период с июня по конец сентября 2018 составляла 20 741 287,80 руб.

При этом с момента подготовки и размещения закупочной документации и извещения № 0171200001918001174 (сентябрь 2018), а также заключения с
ООО «Выбор» устного соглашения об участии в рассматриваемых закупках,
ДИЗО ЯО осуществило перечисление в адрес ООО «Выбор» денежных средств в размере 16 646 152, 70 руб. С учетом начислений за сентябрь сумма перечисленных по Контракту денежных средств (31 849 580,30 руб.) без учета авансового платежа  существенно превысила сумму, подлежащую уплате в соответствии с пунктом 3.4 Контракта (20 741 287,80 руб.).

Как указывает <…>, при проведении вышеназванных закупок требования к количеству и общей площади жилых помещений, установленные в  Техническом задании, формировались заказчиком на основании полученной от
ООО «Выбор» и ООО ЖК «Гончаров» информации о наличии у них строящихся многоквартирных домов.

Кроме того, как сообщает <…>, при проведении закупки (извещение №  0171200001918001174), техническое задание которой было сформировано с учетом характеристик строящегося ООО ЖК «Гончаров» многоквартирного дома, ДИЗО ЯО указало ООО «Выбор», что обществу также следует подать заявку с целью создания видимости конкурентной процедуры.

Комиссией установлено, что ООО «Выбор» при участии в закупке  (извещение № 0171200001918001174) в составе заявки не представлены копия разрешения на строительство многоквартирного дома, копия правоустанавливающего документа на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, в состав которого будет входить объект долевого строительства, что свидетельствует об отсутствии у данного хозяйствующего субъекта строящегося многоквартирного дома, отвечающего требованиям заказчика, и, соответственно, реального намерения и возможности претендовать на заключение контракта.

Аналогичная ситуация сложилась при проведении закупки (извещение
№  0171200001918001503), техническое задание по которой сформировано с учетом характеристик строящегося ООО «Выбор» многоквартирного дома.

ООО ЖК «Гончаров», участвуя в  данной, так же, как и ООО «Выбор» не представило в заявке вышеперечисленные документы.

Таким образом, анализ содержания заявок ООО «Выбор» и
ООО ЖК «Гончаров» на участие в закупках №  0171200001918001174, 0171200001918001503 однозначно свидетельствует о поочередном фиктивном участии каждого из указанных обществ в данных закупках.

В материалы дела <…> также представлена электронная переписка между <…> (учредитель ООО ЖК «Гончаров») и <…> (сотрудник ООО «Выбор») по вопросам участия в рассматриваемых закупках.

Кроме того, как указывает <…> и подтверждается представленными в материалы дела документами, для фиктивного участия ООО «Выбор» в закупке
№  0171200001918001174 и внесения обеспечения в размере 719 820 руб., данные денежные средства перечислены ООО ЖК «Гончаров» на счет ООО «Выбор»
(п/п № 7 от 15.10.2018). После завершения закупки данные денежные средства возвращены ООО ЖК «Гончаров» как ошибочно перечисленные.

При проведении закупки №  0171200001918001503 денежные средства для обеспечения заявки ООО ЖК «Гончаров» перечислены на счет данного общества ООО «Фора-Констракшн» (п/п № 942 от 28.10.2018), а также ООО «Агроинвестиции» (п/п № 234 от 22.11.2018), учредителем которого является <…> После окончания проведения закупки данные денежные средства были возвращены
ООО «Фора-Констракшн» (п/п № 942 от 13.12.2018).

Комиссией также установлен факт неправомерного допуска заявки
ООО «Выбор» к участию в закупке (извещение №
0171200001918001753).

Пунктом 18 информационной карты закупочной документации (извещение
0171200001918001753) установлено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать  предложение участника об условиях исполнения контракта. Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями Раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе. Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Так, согласно Разделу 2 закупочной документации при описании в составе заявки предмета закупки участнику надлежит самостоятельно указать значения ряда показателей, в том числе, жилой площади, количества комнат квартир, площади кухни, площади помещений вспомогательного использования.

Анализ заявки ООО «Выбор» на участие в данной закупке показал, что значения показателей «Жилая площадь», «Количества комнат», «Площадь кухни», «Площадь помещений вспомогательного использования» в нарушение положений закупочной документации указаны как «Не устанавливается», что свидетельствует о наличии оснований для отклонения заявки общества, и, соответственно, обязанности закупочной комиссии по принятию данного решения.

Однако, согласно Протоколу  проведения запроса предложений в электронной форме от 12.12.2018 закупочной комиссией, в которую согласно приказам ДИЗО ЯО № 2009 от 30.11.2018, № 2081 от 12.12.2018 входят исключительно сотрудники заказчика, принято решение о соответствии заявки ООО «Выбор» установленным в документации требованиям и заключении с обществом контракта.

Вышеперечисленные обстоятельства подтверждают наличие между ДИЗО ЯО и ООО «Выбор», а также между ДИЗО ЯО и ООО ЖК «Гончаров» антиконкурентного соглашения при проведении закупок на право заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот (извещения
№ 0171200001918001174, № 0171200001918001503, 0171200001918001753).

Как было указано ранее, рынок долевого строительства на территории
г. Ярославля является высоко конкурентным и представлен минимум 198  хозяйствующими субъектами (без учета ООО «Выбор» и ООО ЖК «Гончаров»), осуществляющими строительство многоквартирных домов на территории
г. Ярославля. Согласно справке департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (исх. № 2713/01-05 от 26.10.2021) рынок долевого строительства на территории г. Ярославля также является высоко конкурентным.

Однако вменяемое ДИЗО ЯО, ООО «Выбор» и ООО ЖК «Гончаров» нарушение не позволило ни одному из данных хозяйствующих субъектов принять участие в рассматриваемых закупках.

С учетом даты размещения извещения № 0171200001918001174 (19.09.2018) и на основании статьи 41.1 Закона о защите конкуренции факт заключения антиконкурентного соглашения между вышеназванными субъектами при проведении данной закупки не может быть вменен Комиссией ответчикам по причине истечения срока давности по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, определением об отложении рассмотрения дела №  076/01/16-608/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 6673/06-03 от 08.10.2021) квалификация вменяемого ООО ЖК «Гончаров» и
ООО «Выбор» правонарушения дополнена указанием на наличие в согласованных действиях данных лиц по участию в рассматриваемых закупках признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако, в ходе дальнейшего рассмотрения дела факт наличия в действиях данных хозяйствующих субъектов признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции не нашел своего подтверждения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ДИЗО ЯО, ООО «Выбор», ООО ЖК «Гончаров», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения при проведении закупок на право заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот (извещения № 0171200001918001503, 0171200001918001753), нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    Е.В. Гудкевич  

 

Члены Комиссии                                                                                                   С.А. Шарутина

 

 

                                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны