Решение №988/23 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 31 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик (организатор торгов) -
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая
компания № 2»
Заявитель –
Общество с ограниченной
ответственностью «Независимый
консалтинговый центр «Эталонъ»
Электронная площадка -
Акционерное общество «Единая
электронная торговая площадка»
(для сведения)
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-56/2023
27 января 2023 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 31.01.2023 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии – начальник отдела органов власти и рекламы – Савичева К.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ» – Тимощук Е.В. (по доверенности),
от Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» - Червяков А.М. (по доверенности), Федосеева И.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Независимый консалтинговый центр «Эталонъ» (исх. № ТО23/011 от 13.01.2023, вх. № 429-ЭП/23 от 13.01.2023) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) – Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211947868) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Независимый консалтинговый центр «Эталонъ» (далее - ООО «НКЦ «Эталонъ», Заявитель) (исх. № ТО23/011 от 13.01.2023, вх. № 429-ЭП/23 от 13.01.2023) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) – Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее - ПАО «ТГК-2», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211947868).
Обжалуемые действия (бездействия): проведение торгов с нарушением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ (необоснованное отклонение зачвки заявителя).
На заседании Комиссии 20.01.2023, 27.01.2023 ПАО «ТГК-2» с доводами, указанными в жалобе, не согласилось.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
13.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети «Интернет»: https://zakupki.gov.ru/ и на сайте Единая Электронная Торговая Площадка «Электронная торговая площадка» (Росэлторг) по адресу в сети «Интернет»: https://com.roseltorg.ru/ было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО "ТГК-2" (реестровый номер № 32211947868) (далее – Извещение).
Начальная цена: 650 000,00 ₽.
ООО «НКЦ «Эталонъ» выразило своё согласие на оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО "ТГК-2" (заявка № 3).
Дата начала подачи заявок: 13.12.2022г.;
Дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи: 11:00 (по местному времени Организатора закупки) 21.12.2022г.
Дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки: 20.01.2023г.
30.12.2022г. был опубликован Протокол рассмотрения заявок участников и подведения итогов по закупке (№ 32211947868) № 000807-0001/Р-2022/2, согласно которому закупочной комиссией Заказчика было принято решение о недопуске заявки ООО «НКЦ «Эталонъ» к закупке, по следующему основанию: «Заявка участника не соответствует требованиям Извещения о закупке, а именно: Отсутствует подтверждение опыта верификации отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ в ПАО "Промсвязьбанк" в период с 2021-2022 гг., что противоречит требованиям Технического Задания. На основании пп. «д» п. 5.7.2.1 Извещения, указанное несоответствие требованиям извещения и интересам Заказчика, является достаточным основанием для отклонения предложения данного участника».
Заявитель считает данное отклонение своей заявки необоснованным.
Согласно пункту 7.2.1 раздела 7 Извещения «Техническое задание» дополнительным требованием к участникам закупки в данной закупке является наличие опыта верификации отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ в ПАО «Промсвязьбанк» в период 2021-2022 г. (подтверждение согласования со стороны ПАО «Промсвязьбанк» отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ).
Согласно Приложению № 1 к Извещению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Извещения («ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ») в качестве требования к оценочной организации / оценщику устанавливается наличие Опыта верификации отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ в ПАО «Промсвязьбанк» в период 2021-2022 г. (подтверждение согласования со стороны ПАО «Промсвязьбанк» отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ).
В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что ООО «НКЦ «Эталонъ» в своей заявке в качестве подтверждения опыта проведения оценки акций представило 3 договора возмездного оказания услуг, предметом которых являлись услуги по определению стоимости пакетов акций российских компаний:
Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта
№ п/п |
Реквизиты (№ и дата) договора |
Предмет договора |
Цена договора, руб. |
Информация о наличии неустоек (штрафов, пеней) с указанием сведений о ее погашении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Договор № СОМ 02042000009 (СОМ26042200110) от 06.05.2022 г. |
объект оценки: акции обыкновенные в количестве 21 683шт. |
786 050,00 |
нет |
2. |
Договор № 01/2008182 от 18.08.2020 г. с АО"ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ", адрес юридического лица: 420091, Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, ул. Беломорская, д. 260 (заказчик) |
объект оценки: 100% пакет акций |
1 174 000,00 |
нет |
3. |
Договор № 01/2103231 от 23.03.2021 г. с АО “Красная Пресня”, Адрес юридического лица: 108814, г.Москва, вн.тер.г. поселение Сосенское, км Калужское шоссе 24-й (п. Сосенское), д. 1, стр. 1, помещ. 1Н/4 (заказчик) |
объект оценки: 100% пакет акций АО |
860 000,00 |
нет |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Вместе с тем по условиям настоящей закупки требовался опыт верификации отчета об оценке рыночной стоимости акций компании-нерезидента РФ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закона о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Следовательно, сама по себе невозможность Заявителя подтвердить наличие у него опыта, отвечающего требованиям Заказчика, не означает, что действия Организатора закупки повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Согласно пункту 5.7.2.1 Извещения заявка участника закупки отклоняется в рамках отборочной стадии, когда, по мнению членов закупочной комиссии, она не соответствует требованиям, установленным Извещением, в случаях:
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным Извещением;
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что поскольку заявка ООО «НКЦ «Эталонъ» не соответствует требованиям Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО "ТГК-2" (реестровый номер № 32211947868) от 13.12.2022, ПАО «ТГК-2» не допустило данную заявку к дальнейшему участию в закупке обосновано.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Эталонъ» (исх. № ТО23/011 от 13.01.2023, вх. № 429-ЭП/23 от 13.01.2023) на действия (бездействие) заказчика (организатора торгов) – ПАО «ТГК-2», при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по определению рыночной стоимости 100% акций Bitar Holdings Ltd. по состоянию на 30.09.2022г. для нужд ПАО «ТГК-2» (извещение № 32211947868) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Т.В. Потемкина |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
К.А. Савичева |
|
|
|
|
|
Я.В. Хлынина |