Решение б/н обращение ОАО «РЖД» (вх. № 6503 от 10.06.2022) о включении в... от 22 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ОАО «РЖД»

 

e-mail: cdzs@center.rzd.ru

goncharovaoa@center.rzd.ru

            

 

                                                                                 Лицо,

уклонившееся от подписания договора  -                                                                            ООО «РЖТ-Путь»

 

e-mail: ooo.rzhtput@mail.ru

 

 

 

Заключение № 076/10/5-544/2022

по результатам проверки факта

уклонения победителя закупки от заключения договора

 

20 июня 2022 года                                                                                                       г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 22.06.2022)                                                                                                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Управления Потемкина Т.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

рассмотрев обращение ОАО «РЖД» (вх. № 6503 от 10.06.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «РЖТ-Путь» (ИНН 3257019680) – победителя открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 812/ОАЭ-ТЭ/22 на право заключения договора выполнения работ по ремонту автомотрис (в объеме ТР-1 и ТР-2) (изв. 32211180569) в связи с уклонением ООО «РЖТ-Путь» от подписания договора по результатам указанной закупки в присутствии:

от ОАО «РЖД» - Гончаровой О.А. (по доверенности),

от ООО «РЖТ-Путь» - Самохваловой М.И. (генеральный директор),

у с т а н о в и л а:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение ОАО «РЖД» (вх. № 6503 от 10.06.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «РЖТ-Путь» (ИНН 3257019680) – победителя открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 812/ОАЭ-ТЭ/22 на право заключения договора выполнения работ по ремонту автомотрис (в объеме ТР-1 и ТР-2) (изв. 32211180569) в связи с уклонением ООО «РЖТ-Путь» от подписания договора по результатам указанной закупки.

Рассмотрев представленные Заявителем, Обществом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ярославского УФАС России, установлено следующее.

28.02.2022 ОАО «РЖД» на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовало извещение № 32211180569 об осуществлении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 812/ОАЭ-ТЭ/22 на право заключения договора выполнения работ по ремонту автомотрис (в объеме ТР-1 и ТР-2).

02.03.2022 ООО «РЖТ-Путь» подало заявку на участие в закупке № 32211180569.

Протоколом заседания аукционной комиссии ОАО «РЖД» от 21.04.2022 ООО «РЖТ-Путь» признано победителем аукциона.

Порядок заключения договора по итогам Закупки установлен пунктом 3.20.6 аукционной документации, согласно которому участник аукциона, с которым заключается договор, посредством программно-аппаратных средств ЭТЗП должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации), иные документы, если аукционной документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны на ЭТЗП договор не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика. В случае непредставления подписанного договора, перечисленных документов в установленный срок, участник признается уклонившимся от заключения договора, если иное не установлено аукционной документацией.

05.05.2022 заказчик посредством функционала электронной площадки направил победителю аукциона проект договора.

Так, ООО «РЖТ-Путь» в срок до 12.05.2022 надлежало направить в адрес заказчика подписанный со своей стороны проект договора.

По состоянию на 12.05.2022 договор ООО «РЖТ-Путь» подписан не был. В связи с этим согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 26.05.2022 ООО «РЖТ-Путь» признано уклонившимся от заключения договора в связи с непредставлением подписанного со своей стороны договора в течение 5 календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика.

08.06.2022 ОАО «РЖД» направило в антимонопольный орган соответствующие сведения о включении ООО «РЖТ-Путь» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «РЖТ-Путь» считает обращение заказчика необоснованным по следующим основаниям. В письменных пояснениях (вх. № 6816 от 20.06.2022) указывает, что на момент подачи заявки на участие в торгах условия закупки соответствовали рыночным условиям, однако на момент определения победителя у участника возникли обстоятельства, не позволяющие исполнить контракт, а именно: поставщики увеличили сроки поставки запасных частей, в связи с чем выполнить работы в срок (16 дней) в соответствии с техническим заданием и договором не представлялось возможным. Кроме того, изменилась стоимость поставляемых запасных частей, что, соответственно, увеличило стоимость ремонта (представлены счета на оплату от ИП <...>).

Таким образом, ООО «РЖТ-Путь» пришло к выводу, что в случае заключения контракта оно по объективным обстоятельствам не сможет выполнить принятые на себя обязательства.

Из имеющихся материалов следует, что ООО «РЖТ-Путь» направило ОАО «РЖД» письмо (исх. № 71 от 18.04.2022), в котором сообщило об увеличении цен, дефиците запасных частей, в связи с чем общество не готово было выполнить работы по ремонту автомотриса по ценам, указанным в аукционной документации. Однако 21.04.2022 ОАО «РЖД» признало ООО «РЖТ-Путь» победителем аукциона.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ № 164/13).

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее - Сведения).

Согласно пункту 2.1 Приказа № 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «РЖТ-Путь», направленного на  уклонение от подписания договора. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Ярославского УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что общество допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы сторон, имеющиеся материалы дела, Комиссия полагает, что у ООО «РЖТ-Путь» имелись объективные обстоятельства, повлиявшие на решение об отказе от заключения договора.

Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков неадекватна существу допущенного обществом нарушения - неподписание договора при наличии у заказчика возможности заключить договор с иными участниками, заявки которых также были признаны соответствующими аукционной документации.

При принятии решения Комиссия Ярославского УФАС России учитывает, что у ООО «РЖТ-Путь» имелись объективные причины для неподписания договора: подписание договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также вследствие существенного изменения обстоятельств, из которых исходило ООО «РЖТ-Путь», подавая заявку на участие в аукционе. Так, в связи с введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, возникли трудности с производством некоторых запасных частей, необходимых для выполнения договора, в результате чего поставщики увеличили сроки поставки запасных частей, в связи с чем выполнить работы в срок (16 дней) в соответствии с техническим заданием и договором не представлялось возможным. Кроме того, изменилась стоимость поставляемых запасных частей, что, соответственно, увеличило стоимость ремонта (ООО «РЖТ-Путь» представило счета на оплату от ИП Мирмова Е.Г., из которых, в частности, следует, что выросли цены на масло И-20А, масляный фильтр, топливный фильтр). Если бы общество могло предвидеть возможность наступления таких обстоятельств, заявка на участие в аукционе им бы не подавалась или была бы подана на значительно отличающихся условиях (с указанием более высокой цены).

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ярославского УФАС России считает, что при сложившихся обстоятельствах, основания для включения ООО «РЖТ-Путь» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Ярославского УФАС России,

заключила:

не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ОАО «РЖД», в отношении ООО «РЖТ-Путь» (ИНН 3257019680).

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                        Т.В. Потемкина  

 

Члены Комиссии                                                                                                     Н.А. Конькова

 

                                                                                                                         Е.И. Иванова

Связанные организации

Связанные организации не указаны