Решение б/н Решение по делу № 06-03/03-10 в отношении Департамента по ох... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 06-03/03-10

 
 
 
30 августа 2010 года                                                                                    г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2010 года)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Богомазова О.С. при участии:
от Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области (далее – Департамент) –<…>;
от индивидуального предпринимателя Чертока В.Н. (далее – Заявитель) — <…>;
от ООО «Берендей» - <…>,
рассмотрев на заседании 30.08.2010 дело № 06-03/03-10, возбужденное по признакам нарушения Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
                                                у с т а н о в и л а:
 
дело было возбуждено в отношении Департамента по признакам нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поводом для возбуждения которого послужили заявления ИП В.Н. Чертока и ООО «Берендей».
На заседании Комиссии представитель Чертока В.Н. поддержал доводы, указанные в заявлении, и пояснил, что Департамент в нарушение установленного Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Закон о животном мире) порядка провел процедуры согласования условий предоставления участков территории области, необходимых для осуществления пользования животным миром с собственниками земель и землевладельцами, при отсутствии каких-либо заявок соискателей лицензии и объявил конкурс при отсутствии сведений о двух и более претендентов, разместив на сайте Правительства Ярославской области 17.11.2009 года извещение о проведении открытого конкурса по предоставлению участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром. Полагает, что Департаментом был допущен ряд иных нарушений процедуры предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром, что повлекло, по мнению Заявителя, необоснованное препятствие со стороны Департамента осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Представители ООО «Берендей» согласились с позицией Чертока В.Н. и подтвердили, что процедура предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром была проведена Департаментом с существенными нарушениями действовавшего на тот момент законодательства. Кроме того, ООО «Берендей» принимало участие в конкурсе по предоставлению участков территории Ярославской области Переславского района (участки №№ 18 и 19) для осуществления долгосрочного пользования животным миром. Кроме ООО «Берендей» в конкурсе на вышеуказанные участки претендовало Ярославская региональная общественная организация «Областное общество охотников и рыболовов» (далее — Общество), которое и выиграло данное право. Однако, ООО «Берендей» считает, что процедура определения победителя в данном случае не соответствовала антимонопольному законодательству, так как не было понятно на каком основании конкурсной комиссией было принято решение победе Общества, а не ООО «Берендей».
Представитель Департамента не признал нарушения Закона о защите конкуренции и пояснил, что процедура согласования, определения и предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром, проведенная Департаментом в 2009 году, в полной мере соответствовала действовавшему на тот момент федеральному законодательству, регулирующему отношения в сфере охоты, антимонопольному законодательству, порядку, установленному на территории Ярославской области, соответствующим постановлением.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте по охране и использованию объектов животного мира Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации области от 12.09.2007 № 274, Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, проводящим единую государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность по охране, воспроизводству, регулированию, государственному контролю и надзору в области использования животного мира и водных биологических ресурсов на территории Ярославской области.
На момент проведение Департаментом открытого конкурса на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром данные отношения регулировались действовавшей на тот момент статьей 37 Закона о животном мире и Постановлением Правительства области от 09.04.2008 № 150-п «О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов», которым было утверждено Положение о предоставлении животного мира в долгосрочное пользование на территории Ярославской области (далее — Положение). Вышеуказанное постановление утратило силу с 09.03.2010 года в связи с изданием Постановления Правительства Ярославской области от 09.03.2010 N 140-п.
Статьей 37 Закона о животном мире был установлен следующий порядок получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, а именно — заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования животным миром;
перечень объектов животного мира;
границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в информационном издании «Северный край» от 14.10.2009 года было опубликовано извещение Департамента о согласовании условий предоставления участков территории области, необходимых для осуществления пользования животным миром с собственниками земель и землевладельцами.
Как следует из письменных пояснений Департамента от 08.02.2010 № 39-01/117 данная процедура была инициирована Департаментом по поручению Правительства Ярославской области в связи с тем, что у ряда охотопользователей Ярославской области 13.12.2009 года истекал срок действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром. Вышеуказанное извещение, как следует из пояснений Департамента, было размещено также в печатных изданиях каждого муниципального района области и на сайте Правительства Ярославской области.
13.11.2009 заместителю Губернатора Ярославской области Боровицкому М.В. и директору Департамента Рощину Е.М. Обществом было направлено описание границ территории Ярославской области (от 13.11.2009 № 74), на которые Общество планирует подавать заявку на участие в предстоящем конкурсе на предоставление территорий под долгосрочное пользование животным миром.
17.11.2009 года Департаментом в печатном издании «Документ-Регион» № 25 и на сайте Правительства Ярославской области размещено извещение о проведении 24.12.2009 года конкурса по предоставлению участков территории области для пользования животным миром. Как следует из письменных пояснений Департамента, при определении границ участков для предоставления их в долгосрочное пользование по результатам торгов Департамент использовал описание границ, указанных в обращении Общества от 13.11.2009 № 74.
Таким образом, в нарушении статьи 37 Закона о животном мире Департамент начал процедуру проведения торгов в отсутствии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам. Необоснованное требование в данном случае выразилось в необходимости хозяйствующим субъектам, заинтересованным в получении участков территории для пользования животным миром, участвовать в конкурсной процедуре, нести связанные с этим финансовые затраты, при том что участок территории, на который претендует тот или иной хозяйствующий субъект мог быть выставлен на торги только в том исключительном случае, когда на один и тот же участок претендуют два или более участников, равных по приоритету.
Кроме того, применив неустановленный законодательством порядок предоставления участков территории для пользования животным миром Департамент совершил действия, направленные на устранение конкуренции на рынке предоставления услуг по организации охоты, поскольку этот порядок не позволяет хозяйствующим субъектам законно конкурировать на вышеуказанном рынке.
Заявка ИП Чертока В.Н. от 11.12.2010 года на получение долгосрочной лицензии на пользование животным миром на участке территории в Тутаевском районе Ярославской области и участии в объявленном конкурсе была обоснованно отклонена Департаментом в связи с тем, что она была подана по несоответствующей форме и без приложения необходимых документов, предусмотренных статьей 37 Закона о животном мире и пунктом 2.3. Положения. Таким образом, Черток В.Н. имел возможность обратиться в Департамент с заявкой по установленной форме и претендовать на получение объектов животного мира в пользование на участке территории в Тутаевском районе.
 Департаментом было нарушено антимонопольное законодательство также и при проведении самого конкурса по предоставлению участков территории области № 18 и 19 для пользования животным миром, а именно:
17 декабря 2009 года ООО «Берендей» подало в Департамент заявку на получение объектов животного мира в пользование. Фактически данная заявка являлась заявкой на участие в объявленном Департаментом конкурсе. В соответствии с данной заявкой ООО «Берендей» претендовало на два участка, расположенных в Переславском района Ярославской области (участки 18,19), как указано в заявке — границы участков территории скопированы из извещения о проведении конкурсов на сайте Правительства Ярославской области.
Как указано в протоколах заседаний Ярославской областной конкурсной комиссии по предоставлению участка территории области для долгосрочного пользования животным миром от 24.12.2009 года (далее — Протоколы) в комиссию поступило 2 заявки на данные участки территорий — от ООО «Берендей» и Общества. Как следует из Протоколов — заявка и сопровождающие документы ООО «Берендей» представлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с заключением Департамента ООО «Берендей» обладает финансовыми, техническими и организационными возможностями для осуществления заявленной деятельности. Заявки ООО «Берендей» и Общества были приняты комиссией к рассмотрению. Далее в Протоколах следуют выступления представителей хозяйствующих субъектов, вопросы членов комиссии к ним и результаты тайного голосования — за Общество - 8 голосов, за ООО «Берендей» - 1. Победителем конкурса на право пользования участками территорий для ведения охотничьего хозяйство (участки № 18, 19) признано Общество. По результатам данного конкурса с Обществом были заключены договоры о предоставлении в безвозмездное пользование участков территорий области для осуществления долгосрочного пользования животным миром №№ 23 и 32 от 11.02.2010 года и выданы долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Порядок проведения конкурса на получении участков территории для пользования животным миром на территории Ярославской области на тот момент регламентировался Положением. В соответствии с данным Положением задачами конкурсной комиссии являются (пункт 3.8.):
- рассмотрение заявок, других документов, представленных претендентами, участвующими в конкурсе;
- оценка представленных участниками конкурса материалов и определение победителя конкурса.
Решение комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии. В случае равенства голосов председательствующий имеет право решающего голоса (пункт 3.9.).
Победителем конкурса признается претендент, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия пользования животным миром на заявленном участке территории.
При этом учитывается следующее:
- наличие у претендента преимущества в предоставлении животного мира в пользование в соответствии с действующим законодательством;
- отсутствие задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды и готовность претендента инвестировать денежные средства на охранные и биотехнические мероприятия;
- наличие в собственности претендента материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления пользования, а также наличие охотничьих баз и других помещений на испрашиваемой территории;
- наличие в штате специалиста-охотоведа;
- мнение местного населения о закреплении охотничьих угодий, если таковое представлено претендентом;
- наличие нарушений претендентом законодательства о животном мире;
- невыполнение претендентом условий договора о предоставлении в пользование участка территории или условий действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром, если он ранее осуществлял долгосрочное пользование животным миром;
- полнота документации и представленных претендентом сведений либо недостоверность представленной информации (пункт 3.10.).
В протоколе итогового заседания конкурсной комиссии содержится:
- список присутствовавших на заседании членов конкурсной комиссии;
- сведения об участниках конкурса;
- предложения участников конкурса;
- заключение конкурсной комиссии с указанием победителя конкурса и обоснованием его выбора (пункт 3.12.).
Протоколы заседания конкурсной комиссии от 24.12.2009 года не содержат информации: о конкурсных предложениях претендентов, об оценке предложений претендентов и применении критериев при определении победителя, о том, на основании каких показателей предложения Общества были признаны наилучшими. Сводные ведомости голосования содержат лишь сведения о фактическом голосовании членов комиссии и не содержат критериев и данных, на основании которых было проведено голосование и отдано предпочтение победителю. Представленные заключения Департамента по результатам рассмотрения заявок до проведения конкурса свидетельствуют лишь о соответствии поданных заявок и документов претендентов требованиям к документации участников конкурса. Таким образом, надлежащих доказательств соблюдения требований статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3.10, 3.12. Положения, а именно: определения победителя в соответствии с установленными критериями, на основании сопоставления предложенных документов, выявления лучших условий, не представлено. При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что при проведении конкурса на участки территорий №№ 18, 19 были допущены существенные нарушения вышеуказанных норм права, что привело к нарушению прав ООО «Берендей», как участника оспариваемого конкурса.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
р е ш и л а:
 
1.                    Признать Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.                    Обратиться в Арбитражный суд Ярославской области с иском о признании судом недействительными результатов конкурса по предоставлению участков территории области № 18 и № 19 для пользования животным миром, оформленных протоколами от 24.12.2009 года. 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны