Акт внеплановой камеральной проверки б/н 1. Признать заказчика, Федеральное государственное бюджетное... от 28 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт № 103П-20

по результатам внеплановой камеральной (выборочной) проверки

г. Ярославль «28» июля 2020 года

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославского УФАС России) от «27» июля 2020 года № 158, нами, руководителем инспекции, заместителем руководителя управления Лебедевой С.Н., членами инспекции: главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок Печниковым А.Г., главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок Савичевой К.А., проведена внеплановая камеральная (выборочная) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о закупках заказчиком, Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» (далее – заказчик, государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) для нужд Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» (извещение № 0371100009120000005).

Проверка проводилась: 27-28 июля 2020 года.

Юридический адрес проверяемой организации: Россия, 152151, Ярославская область, город Ростов, Кремль.

Проверяемая закупка: аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) для нужд Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Заказчик, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник», о времени, дате и месте проведения внеплановой проверки уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении внеплановой проверки в отсутствие представителя, указал на необходимость выдачи предписания об аннулировании данной закупки.

В ходе внеплановой камеральной (выборочной) проверки Инспекцией изучены следующие документы и сведения: извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0371100009120000005; аукционная документация; заявки на участие в аукционе в электронной форме № 0371100009120000005.

Рассмотрев и изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 18 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14  Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
- Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт

Данные о конкретных показателях, предлагается представить рекомендуемой Формой 1 в приложении 1 к разделу информационная карта.

Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом 1 «Описание объекта закупки»  документации об электронном аукционе, при этом участник размещения заказа указывает четко характеристики предлагаемого для поставки товара.

Данные сведения участнику закупки рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением 1 к разделу 1 Информационная карта аукциона.

Таким образом, из анализа положений аукционной документации следует, что заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к содержанию и составу первой части заявки установлены не соответствии с положениями действующей редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку информация о стране происхождения товара привязана к наличию / отсутствию установленных в извещении и аукционной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Исходя из части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 7.2 раздела 7 «Обеспечение исполнения обязательств по контракту» проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, способ обеспечения Контракта из вышеперечисленных способов Поставщик определяет самостоятельно. В случае если Поставщик в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по контракту выбрал внесение денежных средств и если Поставщик исполнил взятые на себя по Контракту обязательства надлежащим образом, Заказчик обязан возвратить ему денежные средства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика, по истечении срока установленного в п. 7.1. настоящего контракта.

До подписания контракта, Поставщик должен представить Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный в п.6.3. счет Заказчика в размере ______________ рублей на период с момента заключения контракта до ________________. Обеспечение предоставляется в отношении требований, возникших по основному обязательству, уплате неустоек (штрафов, пеней) и убыткам (пункт 7.2 раздела 7 «Обеспечение исполнения обязательств по контракту» проекта государственного контракта).

Таким образом, заказчик, установив в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, начало течения пятидневного срока для возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в зависимости от наступления двух обязательных в силу положений данного проекта государственного контракта условий (по истечении определенного заказчиком периода времени и получение заказчиком соответствующего письменного требования поставщика), при этом согласно положениям законодательства о контрактной системе такое обеспечение необходимо вернуть при выполнении единственного условия: поставщик исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, тем самым допустил нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Как было отмечено выше, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно пункту 8.8 раздела 8 «Ответственность сторон» проекта государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком.

Проанализировав положения раздела 8 «Ответственность сторон» проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Инспекция установила, что в рассматриваемом проекте контракта порядок определения размера пени за каждый день просрочки исполнения и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства установлен не в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вместо «ключевая ставка» указана «ставка рефинансирования»). Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе информация, предусмотренная статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Исходя из части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ аукционная документация должна содержать, в том числе информацию, указанную в протоколе.

Исходя из пункта 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ).

До 01 июля 2020 года действовало постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656), согласно которому в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением ряда случаев.

Соответствующими приложениями определены перечни отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечни).

Перечни построены по принципу включения кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Код) и наименования.

В данном случае в качестве предмета закупки определена поставка автомобиля Toyota Camry (или эквивалент) для нужд Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», в качестве кода определен 29.10.22.000.

Данные код включен в соответствующий Перечень.

Вместе с тем извещение о проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме и документация об аукционе в электронной форме размещены в единой информационной системе 13 июля 2020 года, в том числе в обозначенную дату утверждена данная аукционная документация, то сеть за пределами срока действия постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656.

В пункте 7 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 №656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 №656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для подтверждения производства товаров на территории Российской Федерации в составе второй части заявки необходимо представить один из следующих документов (действует до 01.07.2020):

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации,

в случае если товары соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения, для целей осуществления закупок такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719;

производятся юридическими лицами, осуществляющими либо по состоянию на 01.01.2015 осуществлявшими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о возе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705ТН ВЭД ЕАЭС, их узлов и агрегатов, заключенных с Министерством экономического развития Российской Федерации, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений или хозяйствующими субъектам, которые до 01.04.2016 осуществляли производство в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 с выполнением на территории следующих операций:

монтаж силового агрегата;

монтаж передней полуоси (передней подвески);

монтаж задней подвески;

монтаж выхлопной системы;

монтаж рулевого механизма;

монтаж электрооборудования;

монтаж элементов интерьера и экстерьеа;

сварка кузова (кабины);

окраска кузова (кабины);

сборка кузова (кабины);

монтаж специального оборудования (при наличии);

изготовление лонжеронов рам (при наличии);

сборка, сварка и покраска несущей рамы (при наличии);

проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

Таким образом, учитывая период действия постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 и принимая во внимание период утверждения и размещения закупочной документации (извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме), заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 №656, что, соответственно, является нарушением пункта 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

По результатам проведения проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» инспекцией Ярославского УФАС России принято решение:

1. Признать заказчика, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник», нарушившим части 7 и 27 статьи 34, пункт 10 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Выдавать заказчику, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник», обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

3. Передать материалы настоящего акта уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящий акт может быть обжалован в судебном порядке в установленный законом срок.

Акт составлен в 2 экземплярах на 13 листах.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Савичева К.А.

Ерофеева И.С.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны