Постановление №АШ/2961/23 076/04/9.21-1310/2023 от 4 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении дела № 076/04/9.21-1310/2023
об административном правонарушении
04 декабря 2023г. г. Ярославль
Заместитель руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 21 ноября 2023 года специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Антоновой М.В. и материалы дела №076/04/9.21-1310/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,
АО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела №076/04/9.21-1310/2023 об административном правонарушении (определение исх. №АБ/2359/23 от 21.11.2023 в соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 80098190245284 вручено ПАО «Россети Центр» 28.11.2023), направило – начальника управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...> (по доверенности №Д-ЯР/100 от 06.06.2023),
установил:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Правила №861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В пунктах 9, 10 Правил №861 перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке в зависимости от конкретных условий, и приведен перечень документов, прилагаемых к заявке.
В соответствии с пунктом 11 Правил №861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Пунктом 14 Правил №861 выделена специальная категория заявителей: физические лица, которые направляют заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, сетевая организация в течение одного рабочего дня после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями составляет уведомление об обеспечении возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением № 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и размещает его на своем официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или едином портале (далее – личный кабинет заявителя).
Согласно пункту 105 Правил № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
счет на оплату технологического присоединения по договору;
подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В соответствии с пунктом 106 Правил №861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
В соответствии с пунктом 108 Правил №861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004, уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям – документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 Правил №861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, и подтверждающий технологическое присоединение к электрическим сетям в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
В рамках рассмотрения заявления Попова К.С. антимонопольным органом в адрес филиала ПАО «Россети Центр» – «Ярэнерго» был направлен запрос о предоставлении документов и сведений.
Из документов и материалов, представленных ПАО «Россети Центр» письмом № МР1-ЯР/18-1/12-2 от 01.11.2023, установлено следующее:
23.03.2023 <...> через личный кабинет подал в ПАО «Россети Центр» заявку (зарегистрирована за № 17352104) на осуществление технологического присоединения энергопринимающих, расположенных по адресу: <...>.
27.03.2023 ПАО «Россети Центр» в адрес заявителя направило уведомление № МР1-ЯР/21/1733 о предоставлении недостающих сведений (в соответствии с пунктами 10 «в», 14 «г» Правил №861):
– перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;
– запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя («уровень напряжения 0,23 (однофазное) не обеспечит максимальную мощность 15 кВт»).
В уведомлении указано на возможность аннулирования заявки в случае непредставления недостающих сведений в течение 20 рабочих дней с момента получения уведомления.
27.03.2023 Попов К.С. представил недостающие сведения по заявке.
04.04.2023 ПАО «Россети Центр» письмом № МР-ЯР/Р6-1/458 направило Попову К.С. технические условия № 20778688 для присоединения к электрическим сетям и договор № 42350703 об осуществлении технологического присоединения по заявке № 17352104.
04.04.2023 ПАО «Россети Центр» разместило в личном кабинете заявителя:
– договор № 42350703 об осуществлении технологического присоединения с <...>;
– технические условия для присоединения к электрическим сетям № 20778688 (приложение №1 к договору);
– счет № 97007534 от 04.04.2023 Попову К.С. на оплату услуг по договору технологического присоединения.
По условиям договора № 42350703 об осуществлении технологического присоединения с <...> (пункт 21) договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
В соответствии с платежным поручением № 957292 от 06.04.2023 <...> внесена плата за услуги по договору технологического присоединения.
Договор об осуществлении технологического присоединения № 42350703 заключен 06.04.2023.
В соответствии с пунктом 1 договора № 42350703 от 06.04.2023 об осуществлении технологического присоединения ПАО «Россети Центр» принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
В соответствии с пунктом 5 договора № 42350703 от 06.04.2023 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Установленный договором № 42350703 от 06.04.2023 и подпунктом «б» пункта 16 Правил №861 срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям истек 06.10.2023.
Письмом № МР1-ЯР/18-1/12-2 от 01.11.2023 ПАО «Россети Центр» сообщило, что в настоящее время договор № 42350703 от 06.04.2023 исполняется сторонами.
Таким образом, ПАО «Россети Центр» в установленный срок (до 06.10.2023) не исполнило обязательства по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств <...>, в период с 07.10.2023 по настоящее время отношения между ПАО «Россети Центр» и <...> по исполнению обязательств, вытекающих из Договора, не урегулированы, дополнительное соглашение к Договору № 42350703 от 06.04.2023 о продлении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению не заключалось, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям не выполнены.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям, выразившиеся в нарушении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленного договором № 42350703 от 06.04.2023 с Поповым К.С. и подпунктом «б» пункта 16 Правил №861, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Потерпевший по делу –<...>
Место совершения административного правонарушения – <...> (место расположения земельного участка заявителя).
Время совершения административного правонарушения – 07.10.2023 (следующий день после окончания срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором и подпунктом «б» пунктом 16 Правил №861).
Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении
или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электрическим сетям сетевой организации).
Объективная сторона заключается в нарушении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям срока, установленного договором № 42350703 от 06.04.2023 с <...> и подпунктом «б» пункта 16 Правил №861.
До рассмотрения дела №76/04/9.21-1310/2023 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» представило ходатайство (исх. № МР1-ЯР/18-1/12-5 от 30.11.2023) о приобщении к делу дополнительных документов и прекращении производства по делу в отношении ПАО «Россети Центр».
ПАО «Россети Центр» указало, что согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
ПАО «Россети Центр» представило документы на должностное лицо – техника отдела маркетинга и взаимодействия с клиентами Ярославского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...>, который в соответствии с пунктом 2.4.1. Должностной инструкции участвует в формировании плана выполнения мероприятий по договорам технологического присоединения.
ПАО «Россети Центр» указало, что ответственным за исполнение договора является <...>, которому были предоставлены все средства для своевременного исполнения договора.
Таким образом, с учетом представленных ПАО «Россети Центр» документов и сведений субъектом административного правонарушения является должностное лицо – техник отдела маркетинга и взаимодействия с клиентами Ярославского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...>.
Субъективная сторона: вина должностного лица Николаева Г.И. в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ответственным за исполнение договора технологического присоединения является Николаев Г.И., которому ПАО «Россети Центр» были предоставлены все средства для своевременного исполнения договора, что подтверждается объяснением самого <...>.
Событие административного правонарушения подтверждается протоколом от 21.11.2023 по делу № 76/04/9.21-1310/2023 об административном правонарушении (исх. № 2349/23 от 21.11.2023), а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В действиях ПАО «Россети Центр» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьей 29.10 КоАП РФ,
постановил:
1. Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» удовлетворить.
2. Дело № 076/04/9.21-1310/2023 об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» прекратить.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя
Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С.