Предупреждение №06-08/10-19 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 10 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации Тутаевского

муниципального района

Ярославской области

 

152300, Ярославская обл., г. Тутаев,

ул. Романовская, д. 35

e-mail: mail@admtmr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/10-19                                                                                          10 апреля 2019 года г. Ярославль

 

В результате рассмотрения обращения (вх. № 86 от 10.01.2019) о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Администрации Тутаевского муниципального района (далее — Администрация ТМР), выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по организации благоустройства, а также в создании дискриминационных условий, установлено следующее.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения.

Частью 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

В соответствии с Уставом Тутаевского муниципального района Ярославской области, принятым референдумом жителей Тутаевского муниципального округа 26.12.1995, Администрация Тутаевского муниципального района исполняет полномочия Администрации городского поселения Тутаев на основании абзаца 3 части 2 статьи 34 Закона № 131-ФЗ и в соответствии с Уставом муниципального образования городское поселение Тутаев.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Вместе с тем, подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017
№ 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Как следует из пункта 1.2 Устава МУ «Агентство по развитию Тутаевского муниципального района» (далее — Агентство), утвержденного Постановлением Администрации ТМР от 20.01.2017 № 0027-п (далее — Устав), Агентство является бюджетным учреждением, созданным Тутаевским муниципальным районом. Функции и полномочия учредителя от имени Тутаевского муниципального района осуществляет Администрация ТМР.

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктом 5 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Следовательно, осуществление полномочий органа местного самоуправления бюджетным учреждением возможно исключительно в рамках исполнения публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава одной из основных целей создания Агентства является организация благоустройства территории городского поселения Тутаев. Во исполнение указанной цели согласно пункту 2.2. Устава Агентство вправе осуществлять организацию благоустройства территории городского поселения Тутаев.

Осуществление организации благоустройства, отнесенное Уставом к видам деятельности Агентства, не является публичным обязательством перед физическими лицами, подлежащим исполнению в денежной форме.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции закреплено, что хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

В ходе рассмотрения обращения было установлено, что Агентство обладает вышеназванными признаками хозяйствующего субъекта, так как в соответствии с пунктом 2.3 Устава оно вправе осуществлять приносящую доход деятельность.

Таким образом, Уставом, утвержденным Постановлением Администрации Тутаевского муниципального района от 20.01.2017 № 0027-п, хозяйствующий субъект (Агентство) наделен функцией органа местного самоуправления по организации благоустройства, что содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрации ТМР от 10.01.2018 № 02-п утверждено муниципальное задание на оказание Агентством муниципальных услуг (выполнение работ) в 2018 году. Указанным муниципальным заданием (с изменениями, утвержденными Постановлением Администрации ТМР от 10.05.2018 № 301-п) на Агентство возложена обязанность по выполнению работ по благоустройству, а именно, по уборке территории и иной деятельности, направленной на содержание в чистоте территории города. Аналогичная обязанность возложена на Агентство муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2019 году, утвержденным Постановлением Администрации ТМР от 28.01.2019
№ 48-п.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные услуги (работы) – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, выполнение работ по благоустройству городского поселения.

Частью 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 заключенного между Администрацией ТМР и Агентством Дополнительного соглашения № 15 к Соглашению № 2 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 30.11.2018 размер предоставляемой Агентству в течение 2018 года субсидии на мероприятия по внешнему благоустройству составляет 5 695 440,52 руб.

Следовательно, применение Закона № 44-ФЗ является обязательным при использовании средств местного бюджета, выделенных на оплату работ для муниципальных нужд, к которым также относятся работы по благоустройству.

Однако, как следует из письменных пояснений Агентства и информации, размещенной Агентством в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», часть работ по благоустройству выполняется Агентством самостоятельно.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Установив безальтернативный порядок выполнения работ по благоустройству посредством выдачи муниципального задания Агентству без проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур, Администрация ТМР создала необоснованные преимущества осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Администрацию Тутаевского

муниципального района Ярославской области о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: принять меры по прекращению наделения хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, а также по прекращению предоставления преимущественного положения хозяйствующему субъекту на конкурентном рынке выполнения работ по благоустройству.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «01» мая
2019 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Пелевина Светлана Алексеевна

тел.: (4852) 72-92-88

Связанные организации

Связанные организации не указаны