Решение №11838/22 Решение по делу № 076/01/10-119/2022 от 13 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/01/10-119/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

 

 

13 декабря 2022 года                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 27 декабря 2022)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России А.С. Шушкова;

члены Комиссии: начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами А.В. Белокурова, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами А.Н. Сиберзянов,

рассмотрев дело № 076/01/10-119/2022, возбужденное в отношении Акционерного общества «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля (далее – АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля, Общество) ИНН 7604372910, ОГРН 1217600000694, зарегистрированного по адресу: 150049, г. Ярославль, ул. Магистральная, д. 1, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях,

 

у с т а н о в и л а:

 

Дело № 076/01/10-119/2022 возбуждено по заявлению Депутата муниципалитета города Ярославля (вх. № 11760 от 22.11.2021) о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости на услугу по копке могил.

В ходе рассмотрения указанного заявления Ярославским УФАС России установлено, что услугу по копке могил осуществляет, в том числе АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля.

Письмом от 03.12.2021 № 423 АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля сообщило, что при определении стоимости услуги по копке могилы Общество руководствуется следующими документами (актами, приказами):

1. Цена материалов;

2. Цена прочих материалов;

3. Заработная плата землекопов с учетом персональной надбавки 20%, вредности 5%, ежемесячной премии до 100%, резерва на отпуск, а также с учетом увеличении за период с 2019-2021 гг.;

4. Страховые взносы 30,2 %;

5. Нормы расхода ГСМ, масел, смазок на 100 л общего расхода топлива для автомобилей общего и специального назначения;

6. Накладные расходы – 199,93 %;

7. Процент плановых накоплений для определения отпускной цены;

8. Цены в прейскурантах округляются до полного рубля.

Согласно утвержденным директором АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля» нормам и расценкам по погребению в летне-зимних условиях стоимость услуги по погребению взрослого вручную для летне-зимних условий на территории кладбища «Селифонтово», «Осташинское», «Игнатовское», «Северное», «Западное», «Норское», «Петрово», «Леонтьевское», в период с 12.03.2021 составила 12 017,00 руб.

В период с 01.02.2020 до 12.03.2021 стоимость услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях на территории указанных выше кладбищ составляла 8 076,00 руб.

Анализ калькуляции стоимости указанной услуги на момент установления цен 12.03.2021 и 01.02.2020 показал рост следующих статей затрат:

 

 

Статьи затрат

01.02.2020

12.03.2021

Рост, %

Материалы

422,00

580,34

27,28

Оплата труда

1753,92

2056,60

14,72

Страховые взносы

529,68

621,09

14,72

ТО, ремонт, амортизация, страхование автотранспорта, пассажиров, транспортный налог

 

140,89

100

Прямые затраты

2705,60

3398,92

20,39

Накладные расходы

3506,60

4111,76

14,72

Себестоимость

6212,20

7510,68

17,29

Накопления

1863,66

4506,41

58,64

Итого

8075,86

12017,08

32,79

Отпускная цена

8076,00

12017,00

32,79

 

Таким образом, рост стоимости услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях на территории кладбища «Селифонтово», «Осташинское», «Игнатовское», «Северное», «Западное», «Норское», «Петрово», «Леонтьевское» связан с ростом всех статей затрат, входящих в данную услугу.

Вместе с тем, статья «Накопления» фактически не является затратами, а исполняет роль рентабельности и показывает какую прибыль получает организация от оказания каждой такой услуги.

На основании изложенного, приказом Ярославского УФАС России № 58 от 22.02.2022 в отношении АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля было возбуждено дело № 076/01/10-119/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях.

В ходе рассмотрения дела № 076/01/10-119/2022 Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Применение запрета, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обусловливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 

1. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

В ходе рассмотрения дела № 076/01/10-119/2022 Ярославским УФАС России был составлен аналитический отчет по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по погребению (копка могил) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, который показал, что доминирующее положение на указанном рынке занимает АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля с долей 71,35 %.

На основе проведенного исследования, сопоставления и анализа количественных и качественных показателей, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что указанный товарный рынок является с недостаточно развитой конкуренцией.

 

2. Совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Цель данного законодательного запрета состоит в исключении ситуаций, когда хозяйствующий субъект, обладающий рыночной властью в силу своего доминирующего положения, приобретает возможность оказывать влияние на ценовые условия сделок, заключаемых с покупателями (потребителями) товара, и извлекать из этого экономическую выгоду, которая не могла быть получена за счет покупателей (потребителей) в условиях конкуренции.

Исходя из требований части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, для определения монопольно высокой цены товара используются два метода: затратный метод и метод сопоставимых рынков.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, следовательно, установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

Таким образом, оценку цены товара на предмет того, является ли она монопольно высокой или монопольно низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условием доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции. Установление наличия сопоставимого конкурентного рынка осуществляется антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства с учетом сведений, представленных лицами, участвующими в деле.

Для применения данного метода Ярославским УФАС России был сделан запрос территориальным органам Федеральной антимонопольной службы (от 24.02.2022 за исх.№ 963/03-02), о предоставлении информации о наличии на территории территориальных органов ФАС России сопоставимого рынка с указанием перечня хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги и стоимость их оказания.

В ответ на указанное письмо УФАС по Курской области, УФАС по Липецкой области, УФАС по г. Москве направили информацию, в соответствии с которой на подведомственных территориях территориальных органов отсутствует сопоставимый товарный рынок. От иных территориальных органов ФАС России информации не поступило, в связи с чем Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу об отсутствии сопоставимого товарного рынка (рынка услуг по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях).

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России был проведен анализ следующих документов, представленных АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля:

1) устав Общества;

2) расшифровки материальных и трудовых затрат с оборотно-сальдовыми ведомостями;

3) акты по определению затрат, включаемых в калькуляцию для расчета по копке могил;

4) учетная политика Общества с изменениями;

5) копия коллективного договора Общества с изменениями;

6) трудовые договоры с сотрудниками;

7) отчет о финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2019, 2020 года;

8) нормы и расценки по погребению в летне-зимних условиях;

9) приказы об индексации заработной платы;

10) приказы об установлении заработной платы;

7) представленные калькуляции услуги по копке могил.

Как указывалось ранее, в состав услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях (копка могилы) входят следующие затраты и накопления:

1) материалы;

2) оплата труда;

3) страховые взносы;

4) то, ремонт, амортизация, страхование автотранспорта, пассажиров, транспортный налог;

5) накладные расходы;

6) накопления.

 

Материалы.

Письмом от 18.03.2022 за исх. № 123 АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль представило копии расшифровок материальных и трудовых затрат с оборотно-сальдовыми ведомостями. Так, в состав материальных затрат входят рушник, прочие материалы и бензин АИ-92. Итого стоимость по указанной статье затрат принята в размере 580,34 руб.

 

Оплата труда.

В состав расходов на оплату труда входит оплата труда водителя и землекопа.

Расчет оплаты труда водителя определен как норма времени (47,3 км/ср. скорость 25 км/ч =1,89) умноженная на тариф (159,98) и составляет по данным Общества 302,68 руб.

В состав расходов на оплату труда землекопа (2056,60) входит:

а) рытье могилы в летне-зимних условиях. Рассчитываются как сумма оплаты труда на работы по рытье могилы вручную зимой и летом.

Для зимних условий – расчистка и разметка места для рытья могилы, рытье могилы вручную, корчевание булыжников, обломков ж/бет. конструкций вручную с перемещением до 0,5м с помощью лома с поднятием на край поверхности с глубины 0,5-1 м. Для зимнего времени (7 месяцев) норма времени определена 31,53 ч.

Для летних условий – рытье могилы вручную в стесненных условиях для немерзлого грунта, корчевание булыжников, обломков ж/бет. конструкций вручную с перемещением до 0,5м с помощью лома с поднятием на край поверхности с глубины 0,5-1 м. Для летнего времени (5 месяцев) норма времени определена 14,37 ч.

Часовая тарифная ставка для расчета затрат была принята в размере 71,53 руб/ч.

б) захоронение, забивка крышки гроба и опускание в могилу, засыпка могилы и устройство могильного холма, установка регистрационной таблички на могиле. Норма времени для зимних условий 3,34 ч., для летних условий – 2,76 ч., часовая тарифная ставка 71,53 руб/ч.

 

Оценивая указанный расчет Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что Обществом произведен неправильный расчет оплаты труда водителя, входящий в состав услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях (копка могилы), так как норма времени водителя 1,89, умноженная на тариф 159,98 руб, составляет 302,36 руб., а не 302,68 руб., как указано в расчете Общества.

 

Страховые взносы.

Страховые взносы определены Обществом в размере 30,2 % от оплаты труда и составили 621,09 руб., входящих в состав услуги.

 

Затраты на Техническое обслуживание, ремонт, амортизация, страхование автотранспорта, пассажиров, транспортный налог приняты в размере 140,89 руб.

В качестве обоснования АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль представило оборотно-сальдовую ведомость по счету 01 (основные средства авто ГАЗ-32212 О653АО76 № 653) за 2020 г. оборотно-сальдовую ведомость по счету 02, сведения о транспортном налоге, страховые полисы.

 

Накладные расходы.

Согласно акту от 22.01.2021 г., направленному АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль письмом от 18.03.2022 за исх. № 123, накладные расходы приняты Обществом в размере 199,33 %. Для обоснования указанного процента АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля представило выписку, в соответствии с которой процент накладных расходов рассчитывается как соотношение размера косвенных расходов к оплате труда основных работников.

Косвенные расходы в указанной выписке составили 51 562 307,59 руб.

Вместе с тем, согласно учетной политике Общества, косвенные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Общехозяйственные расходы (счет 26) были приняты Обществом в размере 18 401 322,33 руб.

Таким образом, АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль произвело неправильный расчет размера процента накладных расходов, который должен составлять 71,35 % (отношение Общехозяйственных расходов в размере  18 401 322,33 руб. к оплате труда основных работников 25 789 742,83 руб.).

При рассмотрении дела Комиссией Ярославского УФАС представителям Общества был задан вопрос об обоснования данного расчета. Представители АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль пояснить применения процента в размере 199,33 % не смогли.

Однако, письмом от 29.04.2022 за исх. № 183 Общество представило акт от 22.01.2021 г., калькуляцию от 12.03.2021, утвержденные и.о. директора АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль А.В. Халевиным и подробную расшифровку по счету 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с которыми процент накладных расходов составил 71,36 %.

При этом, с учетом изменения процента накладных с 199,33 % на 71,36 % стоимость услуги для конечного потребителя осталась неизменной, поскольку в указанном расчете Обществом был увеличен процент «накоплений».

            На заседании Комиссии 24.11.2022 начальник планово-экономического отдела Общества Е.М. Гусева пояснила, что новый расчет, который был представлен АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль, был произведен для приведения калькуляции в соответствии с учетной политикой. Составлен и утвержден был в рамках рассмотрения дела № 076/01/10-119/2022.

 

Накопления

Письмом от 03.12.2021 за исх. № 423 АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль пояснило, что процент плановых накоплений для определения отпускной цены применительно разный, в зависимости от спроса населения.

Рассмотрев калькуляцию, представленную Обществом тем же письмом, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что размер накоплений, учитываемых Обществом составил 4 506,41 руб, что составляет 60 % от себестоимости услуги (7 510,68 руб.).

Вместе с тем, согласно калькуляции, представленной АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль письмом от 29.04.2022 за исх. № 183, себестоимость услуги составила 4 866,63 руб. Соответственно, при применении 60 %, накопления в стоимости услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях должны составлять 2 919,98 руб., а не 7 150,37 руб. как указано Обществом.

Кроме того, по мнению Комиссии Ярославского УФАС России, указанный процент начисляемой прибыли является необоснованно высоким. Так, согласно Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" средняя рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах в 2021 году составила 14,5 % (по данным Росстата).

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что стоимость услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях установленная АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Кроме того, по мнению Комиссии Ярославского УФАС России услуга по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях не может составлять единую услугу, поскольку затраты на копку могилы в зимнее время превышает размер затрат на копку могилы в летних условиях. Таким образом покупатели услуги в летний период оплачивают дополнительные расходы, повышающие стоимость услуги, при этом фактически Общество эти расходы в летний период не несет.

 

3. Наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, а также наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

 

В данном случае, Комиссией Ярославского УФАС России установлено ущемление интересов неопределенного круга потребителей – лиц, приобретающих услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях, поскольку указанные потребители несут дополнительные расходы, которые не входят в состав приобретаемых услуг.

Следовательно, в данном случае при наличии доминирующего положения АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль в 2020 году Общество установило 21 марта 2021 года монопольно высокую стоимость на услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях, что привело к негативным последствиям в виде несения дополнительных расходов неопределенного круга потребителей.

 

Позиция АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль была представлена в материалы дела, а также высказана на заседаниях Комиссии и заключается в следующем.

1. По мнению Общества, АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль не занимает доминирующее положение, поскольку Ярославским УФАС России некорректно определены географические границы товарного рынка. Так Общество указывает на то, что географическими границами товарного рынка необходимо принимать Ярославскую область.

2. Цена на услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях не является монопольно высокой, поскольку решение об увеличении стоимости данной услуги с 8 076,00 руб. до 12 017,00 руб. предшествовало проведение анализа хозяйственной деятельности общества за последние 2 года, согласно которому выручка, полученная от копки могил за период с 2019-2020 г.г. неизменно снижается. Кроме того, Общество ссылается на приобретение нового автобуса, перечисление дивидендов в доход городского бюджета, индексацию заработной платы с 01.02.2022 года. Таким образом, в целях выполнения программы развития предприятия, требований коллективного трудового договора, обязательств по выплате дивидендов, а также для обеспечения бесперебойной работы Общества с 12.03.2021 года была установлена новая расценка на погребение в летне-зимних условиях в размере 12 017,00 руб.

В расчет стоимости цены на копку могил ручным способом были включены затраты, непосредственно связанные с оказанием данной услуги, а также процент накладных расходов в размере 71,36 % (обоснование – фактические расходы за 2020 год) и плановые накопления, которые включают в себя затраты на развитие Общества.

При установлении новой расценки так же был учтен рост цен на приобретаемые Обществом сопутствующие товары.

Таким образом, увеличение стоимости услуги по погребению было необходимым, экономически обоснованным и проведено с целью обеспечения экономической эффективности собственной деятельности Общества, как участника рынка.

3. Общество полагает, что его поведение по установлению новой расценки на погребение с 12.03.2021 не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку указанные действия не способны привести и не привели к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и имеют разумное оправдание.

 

Как указано в заключении об обстоятельствах дела № 076/01/10-119/2022 о нарушении от 28.11.2022 за исх. № 10546/22, Комиссией Ярославского УФАС России доводы АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль не были приняты по следующим основаниям:

1. Определение географических границ товарного рынка было произведено Ярославским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Согласно пункту 4.1 Порядка географические границы товарного рынка определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобрести товар на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

В соответствии с п. 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Аналогичная обязанность возложена на органы местного самоуправления городского округа пунктом 23 части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Статьей 17 Закона № 131-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе создание муниципальных учреждений.

На территории Ярославской области созданы ряд специализированных служб, осуществляющих организацию похоронного дела.

Поскольку настоящий анализ проводится с целью установления положения                  АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля, географические границы товарного рынка целесообразно определить по территории осуществления деятельности специализированной службой наделенной полномочиями органа местного самоуправления на территории г. Ярославля – МКУ «Служба городских кладбищ» г. Ярославля.

Указанное казенное учреждение выполняет функции уполномоченного органа города Ярославля в сфере погребения и похоронного дела на территории следующих кладбищ:

- «Осташинское»;

- «Игнатовское»;

- «Северное»;

- «Западное»;

- «Норское»;

- «Петрово»;

- «Селифонтово»;

- «Леонтьевское».

Как указано в аналитическом отчете по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по погребению (копка могил) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 от 17.11.2022, спрос на услуги погребения (в частности услуга по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях (копка могил)) является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек проживал до наступления смерти, где проживают его близкие. Рынок является локальным прежде всего потому, что выбор места захоронения привязывается к поселению, с которым человек был связан при жизни. В редких и очень конкретных случаях сравнительная стоимость услуг может оказать влияние на перемещение спроса за пределы локальной территории, только если жизнь человека была тесно связана с различными местами, и если сам человек при жизни высказывал соответствующие пожелания. Кроме того, следует принимать во внимание православную в своей основе традицию регулярно посещать места захоронения близких. Могилы формируются таким образом (огораживаются оградками), что требуют постоянного индивидуального ухода.

Таким образом, географическими границами рынков услуг погребения являются деятельности специализированных служб Ярославской области – в данном службе по месту осуществления деятельности МКУ «Служба городских кладбищ» г. Ярославля (кладбища «Осташинское», «Игнатовское», «Северное», «Западное», «Норское», «Петрово», «Селифонтово», «Леонтьевское») и не могут определяться географическими границами товарного рынка как Ярославская область.

2. Оценивая довод Общества относительного того, что стоимость услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних является экономически обоснованным Комиссия Ярославского УФАС России пришла к следующему выводу.

Анализ установленной стоимости услуги по погребению взрослого вручную в летне-зимних показал, что АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль включает затраты, которые Общество фактически не несет. Так, Обществом произведен неправильный расчет оплаты труда водителя, использован неверный расчет накоплений, которые в свою очередь компенсируют расходы Общества на иные услуги (как указал представитель АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославль Гусева Е.М. согласно протоколу заседания Комиссии от 24.11.2022). Кроме того, как указывалось ранее покупатели услуги в летний период оплачивают дополнительные расходы, повышающие стоимость услуги, при этом фактически Общество эти расходы в летний период не несет.

 3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется в том числе наступлением или возможностью наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.

В данном случае, Комиссией Ярославского УФАС России установлено ущемление интересов неопределенного круга потребителей – лиц, приобретающих услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних условиях, поскольку указанные потребители несут дополнительные расходы, которые не входят в состав приобретаемых услуг.

На основании изложенного, Комиссия Ярославского УФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля, по установлению монопольно высокой цены на услугу по погребению взрослого вручную в летне-зимних приводят к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга потребителей, что является злоупотреблением доминирующим положением и образует состав нарушения, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В связи с тем, что со стороны АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля нарушение законодательства прекращено не было, последствия нарушения не устранены, то Комиссии полагает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении                                      АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» г. Ярославля в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                       А.С. Шушкова

 

Члены Комиссии                                                                   А.В. Белокурова       

                                                                                             

                                                                                                 А.Н. Сиберзянов

Связанные организации

Связанные организации не указаны