Решение б/н жалоба ООО «Легион» (вх. № 598 от 24.01.2022) на действия (б... от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

ПАО «ТГК-2»

e-mail: energy@tgc-2.ru

           

 

Заявитель

ООО «Легион»

e-mail: a4antond@yandex.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «ЕЭТП»

e-mail: ko@roseltorg.ru

(для сведения)

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-33/2022

04 февраля 2022 года                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 09.02.2022 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,

с участием:

от заявителя – ООО «Легион» <…> (по доверенности),

от заказчика - ПАО «ТГК-2» <…> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Легион» (вх. № 598 от 24.01.2022) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Легион» (вх. № 598 от 24.01.2022) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2», при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями для нужд ПАО «ТГК-2»
(изв. № 32110886718).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерные действия заказчика по запросу дополнительных документов у ООО «АВК» и отказу от направления запроса в адрес ООО «Легион», а также неправомерное признание победителем закупки ООО «АВК».

На заседании Комиссии представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 27.01.2022 № 340/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Направление запроса ООО «АВК» о предоставлении дополнительных документов и отказ от направления запроса в адрес ООО «Легион», а также неправомерное признание победителем закупки ООО «АВК» свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

На основании изложенного жалоба ООО «Легион» (вх. № 598 от 24.01.2022) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

30.11.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО «ТГК-2» размещено извещение № 32110886718 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями для нужд ПАО «ТГК-2».

При организации и проведении конкурса Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупочной деятельности ПАО «ТГК-2» (ред. № 4), утвержденным решением Совета директоров ПАО «ТГК-2» от 24.09.2019 г. 
(далее – Положение о закупках), документацией о проведении запроса предложений в электронной форме,участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями для нужд
ПАО «ТГК-2» (далее – Документация), техническим заданием, а также извещением о проведении закупки.

Подпунктом «д» пункта 12.7.4 Положения о закупках установлено, что в рамках проведения отборочной стадии рассмотрения заявок участников предусмотрена возможность затребовать от участников закупки разъяснения положений заявок и представления недостающих документов (при необходимости). При этом не допускаются запросы или требования о представлении недостающих документов, направленные на изменение существа заявки, включая изменение коммерческих условий заявки (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, иных коммерческих условий) или технических условий заявки (перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий). Не допускаются также запросы на представление отсутствующего обеспечения заявки или изменения ранее представленного обеспечения.

В соответствии с пунктами 4.12.1, 4.12.1.1 Документации в рамках процедуры рассмотрения первых частей заявок, вторых частей заявок и ценовых предложений участников организатор вправе направить в адрес участника запрос разъяснений и/или дополнения положений его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки, в случае, если в составе заявки отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде документы или сведения, необходимые для определения:

а) соответствия участника требованиям документации о закупке в части обладания гражданской и специальной правоспособностью учредительные документы, лицензии, другие разрешительные документы, в том числе подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, и т.д.), наличия полномочий лица на подписание заявки от имени участника, соответствия участника требуемым квалификационным параметрам (в отношении опыта, материально-технических, кадровых, финансовых и прочих ресурсов);

б) соответствия заявки требованиям документации о закупке в части характеристик предлагаемой продукции и договорных условий, расчета цены договора.

Пунктом 4.12.3 Документации предусмотрено, что при направлении дополнительных запросов разъяснений заявок не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки.

Таким образом, документация содержит запрет на совершение заказчиком действий по направлению запросов разъяснений положений заявки, ставящих отдельного участника или отдельных участников в преимущественное положение относительно остальных участников закупки.

17.12.2021 закупочной комиссией заказчика были рассмотрены первые части заявок на участие в закупке, что подтверждается соответствующим протоколом от 17.12.2021 № 000255-0001/P-2021/2.

По результатам рассмотрения первых частей заявок к дальнейшему участию в закупке допущены 3 заявки.

В ходе процедуры рассмотрения вторых частей заявок закупочной комиссией был направлен запрос разъяснений и / или дополнений в адрес одного из трех участников - ООО «АВК».

10.01.2022 по результатам рассмотрения вторых частей, ценовых предложений заявок участников закупки закупочной комиссией принято решение о допуске к дальнейшему участию в закупке заявки ООО «АВК», а также об отклонении заявок ООО «Легион» и ИП <…>., что подтверждается протоколом от 10.01.2022 № 000255-0001/P-2021/2.

Также протоколом от 10.01.2022 № 000255-0001/P-2021/2 принято решение о признании данной процедуры несостоявшейся. Кроме того, комиссией принято решение, на основании подпункта «а» пункта 4.16.4 Документации, заключить договор с ООО «АВК», как с единственным участником закупки.

ООО «Легион» полагает, что путем направления запроса исключительно в адрес ООО «АВК» заказчиком созданы преимущественные условия участия обществу в закупке, когда заявитель был лишен возможности подтвердить свое соответствие условиям закупки на равных условиях с допущенным участником.

ПАО «ТГК-2» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 901 от 01.02.2022), указало, что заказчик принял решение о направлении  запроса только в адрес ОО «АВК», поскольку представленная им справка о материально-технических ресурсах и перечисленные в ней транспортные средства, в отличие от справки ООО «Легион», полностью соответствовала требованиям Технического задания, а запрос был направлен на предоставление недостающих документов, позволяющих оценить заявку участника на предмет соответствия требованиям Документации в части специальной правоспособности, соответствия участника требуемым квалификационным параметрам, а также характеристик указанных в справке транспортных средств.  

Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что Приложением № 1 к Техническому заданию установлены основные технические характеристики транспортных средств. Согласно данному Приложению перечень включает в себя, в том числе, 6 единиц полноприводных пассажирских автомобилей с колесной формулой 4х4.

Согласно пункту 6.2.1 Технического задания исполнитель должен иметь в собственности или на ином законном праве весь перечень техники, согласно Приложению №1 к Техническому заданию в указанном количестве.

В соответствии с протоколом от 10.01.2022 № 000255-0001/P-2021/2 заявка ООО «Легион» отклонена по следующим основаниям:

1) в справке о материально-технических ресурсах указан только 1 автомобиль с колесной формулой 4х4;

2) в пункте 2 справки указан собственник транспортного средства 
ООО «Спецмонтаж» и приложен договор аренды между ООО «Спецмонтаж» и ООО «Легион», при этом регистрация данного транспортного средства на  
ООО «Спецмонтаж» отсутствует в ГИБДД.

ПАО «ТГК-2» в подтверждение обоснованности отклонения заявки
ООО «Легион»  по первому основанию представило на заседание Комиссии руководства по эксплуатации автомобилей семейства «Газель», согласно которым автомобили, указанные в справке, предоставленной ООО «Легион» в составе заявки имеют колесную формулу 4х4.

В подтверждение обоснованности отклонения заявки ООО «Легион» по второму основанию ПАО «ТГК-2» указало (вх. № 901 от 01.02.2022), что  согласно ПТС на указанное в пункте 2 справки транспортное средство регистрация в ГИБДД оформлена на ООО «Северснаб» с 22.03.2013 года.

Доказательств, подтверждающих возможность поставки автомобилей, указанных в справке о материально-технических ресурсах с колесной формулой 4х4, а также доказательств, подтверждающих факт нахождения автомобиля, указанного в пункте 2 справки на законном праве у ООО «Легион», заявитель не представил.

Согласно пункту 4.12.2 Документации не допускаются запросы со стороны Организатора, а также ответы со стороны Участников, изменяющие суть заявки (предмет, объем, цена, номенклатура предлагаемой Участником продукции).

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает, что ненаправление запроса в адрес ООО «Легион» является правомерным, поскольку в ином случае запрос был бы ориентирован на изменение предмета закупки, что противоречит требованиям Документации.  

Кроме того, согласно пункту 4.12.4 дополнительные запросы направляются одновременно (в один день) всем участникам, у которых был выявлен факт несоответствий, в случаях, установленных в пункте 4.12.1, за исключением следующего – дополнительные запросы не направляются участнику в случае, если в соответствии с пунктами 4.7.5 / 4.9.6 / 4.11.5 имеются прямые основания для отклонения заявки такого участника, не относящиеся к случаям, перечисленным в пункте 4.12.1.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4.9.6 Документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки, в том числе, в случае несоответствия заявки/участника требованиям, установленным Документацией о закупке.

Заявителем факт правомерного отклонения его заявки, а также несоответствия справки о материально-технических ресурсах и перечисленных в ней транспортных средствах не отрицается.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что, поскольку имелись прямые основания для отклонения заявки ООО «Легион», ненаправление заказчиком дополнительного запроса в адрес общества не могло повлиять на факт отклонения его заявки.

В адрес ООО «АВК» заказчиком был направлен запрос о предоставлении в адрес заказчика следующих документов:

  1. Копии документа, подтверждающего право владения транспортными средствами или договора аренды на период исполнения контракта или договора лизинга, копии ПТС или СТС. (требования пункта 6.2.1 Технического задания).
  2. Водительские удостоверения (требования пункта 6.5.1. Технического задания).
  3. Акты установки средств системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или     аналог) (требования пункта 6.2.2 Технического задания).
  4. Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданную территориальным органом ФНС России, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ИФНС России, по форме (код по КНД 1120101), и полученную ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки (требования подпункта «д» пункта 2.2.1.4 Документации).
  5. Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, выданную территориальным органом ФНС России, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью ИФНС России, по форме (код по КНД 1160080), и полученную ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки (требования подпункта «д» пункта 2.2.1.4 Документации). 

Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с доводом представителя заказчика относительно того, что пункты 1-3 запроса относятся к случаю, предусмотренному пунктом 4.12.1.1 Документации, когда заказчик имеет право на запрос разъяснений и / или дополнений положений заявки участника закупки, влияющих на отклонение заявки такого участника.

Так, запрос о предоставлении копий документов, подтверждающих право владения транспортными средствами или договоры аренды на период исполнения контракта или договора лизинга, копии ПТС или СТС, а также  водительских удостоверений направлен в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.12.1.1 Документации, а именно с целью подтверждения соответствия участника требуемым квалификационным параметрам (в отношении материально-технических и кадровых ресурсов).

Запрос о предоставлении актов установки средств системы спутникового слежения направлен в соответствии с подпунктом «б» пункта 4.12.1.1 Документации с целью подтверждения соответствия заявки требованиям в части характеристик предлагаемой продукции.

Запрос о предоставлении документов, предусмотренных пунктами 4-5 запроса, по мнению Комиссии, не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 4.12.1 Документации, при которых направление такого запроса является правомерным.

 Вместе с тем, Комиссия учитывает тот факт, что участниками закупки могут быть лишь субъекты малого и среднего предпринимательства, а также учитывает положение подпункта «в» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, согласно которому в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято.

Таким образом, непредставление документов, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2.2.1.4 Документации, в составе заявки не могло повлиять на отклонение заявки участника закупки, следовательно, направление в адрес участника закупки требования о предоставлении документов, предусмотренных пунктами 4-5 запроса, является неправомерным.  

В рамках рассмотрения жалобы также установлено, что в ответ на запрос разъяснений и /или дополнений ООО «АВК», вместо актов установки средств системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или аналог), направило в адрес заказчика информационное письмо, в соответствии с которым на транспортные средства, указанные в справке о материально-технических ресурсах, представленной в составе заявки, установлено оборудование системы мониторинга KGK GLOBAL T7.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.1.1 раздела 6 Документации «Техническое задание» предоставляемая Исполнителем автотранспортная техника должна быть оборудована средствами системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или эквивалент). В

Пунктом 6.1.2 Технического задания установлено, что соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Участником закупки в составе заявки актов установки средств системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или аналог). Несоответствие вышеуказанному требованию будет являться достаточным основанием для отклонения Заявки.

Представитель заявителя в рамках рассмотрения жалобы заявил дополнительный довод о том, что заявка ООО «АВК» подлежала отклонению как несоответствующая пункту 6.2.2 Технического задания, поскольку в составе заявки ООО «АВК» отсутствовали акты установки средств системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или аналог).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Заявитель полагает, что его права были нарушены тем, что признание
ООО «АВК» победителем закупки лишило ООО «Легион» права на участие в повторных торгах.

Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что факт признания закупки несостоявшейся по причине отсутствия заявок, соответствующих требованиям документации,  не свидетельствует о наличии обязанности у заказчика проводить закупку повторно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.10.2.29 Положения закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе, в случае, когда конкурентная процедура закупки, проведенная ранее, не состоялась (не подано ни одной заявки или по результатам рассмотрения заявок комиссией принято решение о признании всех поданных заявок несоответствующими требованиям извещения/документации о закупке). При этом договор может быть заключен только на условиях, указанных в извещении и/или документации несостоявшейся конкурентной процедуры закупки.

Следовательно, признание закупки несостоявшейся влечет право заказчика на осуществление закупки у единственного поставщика, следовательно, признание победителем закупки ООО «АВК» не может нарушить право заявителя на участие в повторных торгах.

Вместе с тем, факт признания победителем ООО «АВК» без представления актов установки средств системы спутникового слежения (ГЛОНАСС или аналог), непредставление которых  является достаточным основанием для отклонения Заявки, будет рассмотрен антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, на предмет нарушения признаков статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Легион» (вх. № 598 от 24.01.2022) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151), при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание автотранспортных услуг легковыми автомобилями для нужд ПАО «ТГК-2»
(изв. № 32110886718) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 27.01.2022 № 340/06-07.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Рассмотреть заявки с учетом изложенных

 

 

Председатель Комиссии

 

Е.В. Гудкевич

 

 

 

Члены Комиссии

 

С.Д. Солодяшкина

 

 

 

 

 

А.М. Давыдова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны