Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор закупки):

ОАО «РЖД»

 

"..."

 

Заявитель:

ООО «МИКСОПТТОРГ»

 

"..."

 

РТС-тендер

"..."

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1108/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2023                        г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 05.10.2023

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е.К, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Зинохина А.С.,

с участием:

от ОАО «РЖД» - "..."(по доверенностям), "..."(в качестве слушателя);

от ООО «МИКСОПТТОРГ» - "..."(по доверенностям);

рассмотрев жалобу ООО «Миксоптторг» (вх. № 12916-ЭП/23 от 21.09.2023; 12870-ЭП/23 от 21.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение: 1847/ОКЭ-ЦДТВ/23) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба ООО «Миксоптторг» (вх. № 12916-ЭП/23 от 21.09.2023; 12870-ЭП/23 от 21.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение: 1847/ОКЭ-ЦДТВ/23).

Обжалуемые действия (бездействие): положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие положения документации:

(1) В пункте 3 таблицы Приложения № 1.4 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» заказчик установил следующие порядок оценки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», согласно содержанию которого сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящего конкурса в случае:

расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору;

наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, в том числе урегулированных как в судебном, так и досудебном порядке, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника, за исключением претензий, признанных необоснованными в досудебном/судебном порядке при предоставлении документов, подтверждающих отказ от претензий к участнику/судебного акта, вступившего в законную силу;

уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.

Примененный Заказчиком порядок снижения баллов по вышеназванному критерию не может быть использован в равной степени к участникам закупки.

(2) Заказчиком установленные излишние критерии в пункте 2.2 таблицы Приложения № 1.4 к конкурсной документации, касающиеся квалифицированного персонала. Отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, указанных в пунктах 2.2. Документации не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.

(3) В документации неправомерно установлено право Заказчика запрашивать у участников закупки информацию и документы для подтверждения соответствия участников закупки требованиям Документации, а также осуществлять проверку сведений, содержащихся в составе заявки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил:

(1) Установленные ОАО «РЖД» в закупочной документации порядок оценки заявок участников применяется в равной мере ко всем участникам закупки. Кроме того, для выявления в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, необходимо предоставить приоритет участникам, имеющим положительный опыт исполнения договоров, посредством установления соответствующих критериев оценки.

(2) В пунктах 2.2.1. - 2.2.6. приложения № 4 к конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критериям «Квалификация персонала».

Установленные формулы позволяют объективно оценить все заявки и присвоить им справедливое количество баллов на основании документов, представленных в составе заявки.

При этом закупочная документация содержит перечень документов, который необходимо предоставить для оценки заявок, что позволяет участникам оценить свое соответствие установленным критериям оценки заявок.

Порядок оценки заявок определен таким образом, что в процессе выполнения работ Заказчик должен быть уверен, что в случае выбытия персонала, работы будут продолжены в те же сроки и в тех же объемах, как установлено условиями заключенного договора.

Отсутствие квалифицированного персонала не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, поскольку указанные требования установлены в качестве оценочных критериев и никак не может ограничить круг потенциальных участников закупки.

Данный порядок оценки заявок применяется в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры и позволяет выявить наилучшее предложение исполнения условий договора.

(3) В закупочной документации отсутствует право Заказчика осуществлять запрос информации в отношении документов и сведений у участников конкурса.

Право Заказчика осуществлять проверку сведений, содержащихся в заявке, установлено пунктом 3.6.3 конкурсной документации, согласно которому заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Сведения об участнике закупки проверяются заказчиком, в том числе на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/, выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенной на сайте https://ofd.nalog.ru/, информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru, о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

На сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (https://www.rts-tender.ru/) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения (извещение № 1847/ОКЭ-ЦДТВ/23).

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «31» августа 2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок - «29» сентября 2023 г. в 09:00 ч. московского времени.

(1) В пункте 3 таблицы Приложения № 1.4 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» заказчик установил следующие порядок оценки заявок:

3.

Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами

Сумма баллов, присвоенных заявке участника по всем вышеуказанным критериям,  снижается на 5 баллов

 

Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящего конкурса в случае:

расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору;

наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, в том числе урегулированных как в судебном, так и досудебном порядке, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника, за исключением претензий, признанных необоснованными в досудебном/судебном порядке при предоставлении документов, подтверждающих отказ от претензий к участнику/судебного акта, вступившего в законную силу;

уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.

Комиссия Ярославского Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы соглашается с позицией Заявителя и считает необходимым отметить, что данный порядок оценки заявок является необъективным, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.

При этом, согласно пункту 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (далее - Обзор от 16.05.2018), если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или используемой формулой.

Так, частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке, которое, в частности, устанавливает порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок исполнения договоров, в том числе порядок определения ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, регламентируется положением о закупке заказчика.

Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников конкурса.

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

(2) В пунктах 2.2.1. - 2.2.6. приложения № 4 к конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критериям «Квалификация персонала».

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Основным документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться Заказчики при закупке товаров, работ, услуг, включая разработку положения о закупке, в частности, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции (пункт 2); целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3).

Таким образом, Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20- 24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

При этом Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В рассматриваемом случае Заявителем не доказано, что при формировании оспариваемых положений закупочной документации заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

Напротив, установленные заказчиком критерии и способы подтверждения соответствия не препятствуют участию в конкурсе, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

Соответственно, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России признает данный довод необоснованным.

(3) В жалобе (вх. № 12916-ЭП/23 от 21.09.2023) Заявитель ссылался на пункт 3.6.8 Документации и отметил, что согласно данному пункту Заказчик вправе до подведения итогов закупки в письменной форме однократно (в отношении каждого документа/информации) запросить у участников закупки информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в документации о закупке.

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России, изучив оспариваемую конкурсную документацию, установила, что Заявитель поверхностно ознакомился с условиями документации и некорректно трактует ее положения, поскольку в конкурсной документации отсутствует такое право Заказчика – осуществлять запрос информации в отношении документов и сведений у участников конкурса.

Вместе с тем, дополнением к жалобе (вх. № 13307-ЭП/23 от 29.09.2023; вх. № 13335-ЭП/23 от 29.09.2023) Заявитель скорректировал данный довод и отметил, что в документации неправомерно установлено право Заказчика осуществлять проверку сведений, содержащихся в составе заявки (пункты 3.6.9, 3.6.10 документации).

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России не соглашается с данным доводом ввиду нижеследующего.

Согласно пункту 204 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28 июня 2018 г. (протокол № 26) (далее – Положение о закупке)

Заказчик вправе до подведения итогов конкурентной закупки в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки участника, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям документации о конкурентной закупке.

Заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям документации о конкурентной закупке (извещения о проведении запросов котировок) достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.

Согласно пунктам 3.6.9 – 3.6.11 конкурсной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.

Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке, и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.

Требования, предусмотренные пунктами 3.6.9 – 3.6.10 документации о закупке применяется в равной степени ко всем участникам закупки с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, данное право Заказчика вытекает из действующего Положения о закупках, не противоречит законодательству о закупках, а также применяется в равной мере ко всем участникам закупочной процедуры, довод заявителя об обратном является несостоятельным.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Миксоптторг» (вх. № 12916-ЭП/23 от 21.09.2023; 12870-ЭП/23 от 21.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (извещение: 1847/ОКЭ-ЦДТВ/23) обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 05.10.2023 № 076/10/18.1-1108/2023.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                 С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                              Е.К. Семенычева

 

 

А. С. Зинохина

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны