Решение №5137/05-02 Решение от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «РИО»

 

606000, Нижегородская обл.,

г. Дзержинск, бульвар Мира, 29, 55

e-mail: info@rio-tec.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Технологии охраны здоровья»

 

109147, город Москва, ул. Марксистская,              д. 34 корп. 10, эт. 4 пом. 1 ком. 7

e-mail: msk@protivogaz.com

 

Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

 

150042, г. Ярославль, ул. Блюхера, 26а

e-mail: goumc@bk.ru 

 

Департамент государственного заказа Ярославской области

 

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова,

д. 15

e-mail: dgz@yarregion.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» 

 

119180, г. Москва, Якиманская набережная, д. 2

e-mail: info@etpgpb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-976/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года                         г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «РИО» (далее также – ООО «РИО», заявитель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <…>, <…>;

заинтересованное лицо, общество с ограниченной ответственностью «Технологии охраны здоровья» (далее также – ООО «ТОЗ»), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи до перерыва представителя по доверенности <…>, после перерыва генерального директора <…>;

заказчик, государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (далее также – ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи директора <…>;

уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

оператор электронной площадки, Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «РИО» на действия заказчика, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фильтров-поглотителей, регенеративных патронов и комплектующих к системе очистки вентиляции воздуха с установкой (извещение № 0171200001921002030) (далее – аукцион, аукцион в электронной форме) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г.                      № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «РИО» на действия заказчика, ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фильтров-поглотителей, регенеративных патронов и комплектующих к системе очистки вентиляции воздуха с установкой (извещение № 0171200001921002030).

Заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлено избыточное требование, приводящее к ограничению конкуренции, а именно: требование о том, что в целях исключения риска поставки товара ненадлежащего качества и подтверждения их соответствия требованиям технических условий и безопасного использования, контроль качества и приемка товара должна быть осуществлена военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе).

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик, уполномоченный орган, заинтересованное лицо не согласились с доводами жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнение сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 15.09.2021 размещено извещение № 0171200001921002030 вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фильтров-поглотителей, регенеративных патронов и комплектующих к системе очистки вентиляции воздуха с установкой.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 322 761,38 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: «в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать эти потребности при установлении требований к поставляемому товару.

Заказчиком обжалуемой закупки является ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, утвержденного приказом Департамента региональной безопасности Ярославской области 10.04.2015 № 04-09/45, предметом деятельности бюджетного учреждения является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализации полномочий Учредителя в сферах образования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из пункта 2.4 Устава ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС, утвержденного приказом Департамента региональной безопасности Ярославской области 10.04.2015 № 04-09/45, для достижения поставленных целей бюджетное учреждение осуществляет в том числе следующий вид деятельности: поддержание в готовности технических систем запасного загородного пункта управления Правительства Ярославской области обеспечение его охраны, обеспечение готовности к использованию по предназначению.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка фильтров-поглотителей, регенеративных патронов и комплектующих к системе очистки вентиляции воздуха с установкой.

Подробное описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

Пунктом 4 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлено, что в целях исключения риска поставки товара ненадлежащего качества и подтверждения их соответствия требованиям технических условий и безопасного использования, контроль качества и приемка товара должна быть осуществлена военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ).

В соответствии с пунктом 10.4. раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе поставщик выполняет сопутствующие работы в соответствии с:

- ГОСТ Р 42.4.01-2014 Гражданская оборона, Защитные сооружения гражданской обороны;

- СП 88.13330.2014 Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*;

- СП 60.13330.2020 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха СНиП 41-01-2003;

- СНиП 12-03-2001 СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве;

- приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны";

- приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время";

- иным действующим законодательством РФ с обязательным соблюдением норм и правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, экологической безопасности, учитывая специфику действующего учреждения.

В пункте 11 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указаны технические характеристики поставляемого товара:

 

№ п/п

Наименование товара

Наименование показателя*

Значение показателя*

Кол-во шт.

1

Фильтр-поглотитель ФП-300

Назначение

очищать воздух от радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей, а также от паров отравляющих веществ.

6

Описание

Фильтр-поглотитель представляет собой металлический кожух цилиндрической формы с крышкой и дном. На фильтре три отверстия: боковое и два торцевых, которые закрываются заглушками с прокладками. Внутри между торцевыми отверстиями находится перфорированный стакан, вокруг которого размещён противоаэрозольный фильтр, а между двумя цилиндрическими сетками – поглотитель (активный уголь).

Маркировка

на верхней части, методом выпуклой выштамповки, нанесены две последние цифры года производства и шифр изготовителя;

-на корпусе нанесены: шифр изготовителя, наименование изделия, месяц и год изготовления, номер партии, масса изделия (кг), номер изделия в партии, логотип изготовителя (методом выпуклой выштамповки), год выпуска (две последние цифры года методом выпуклой выштамповки), надпись «выход воздуха» (нанесена трафаретной краской).

Масса фильтра-поглотителя, кг

не более 70

Номинальный объемный расход воздуха через фильтр-поглотитель, м3/ч

300

Сопротивление фильтра-поглотителя постоянному потоку воздуха не более, Па

835

Степень негерметичности (коэффициент подсоса) фильтра-поглотителя не более, %

0,1

Габаритные размеры фильтра-поглотителя:

диаметр, мм

высота, мм

 

 

580

550

Конструкция изделия

неразборное и непереснаряжаемое в металлическом герметичном корпусе

2.

Регенеративный патрон РП-100

Назначение

предназначены для использования в фильтровентиляционных системах объектов гражданской обороны в качестве поглотителя диоксида углерода (СО2) из воздуха помещений объектов

9

Масса, кг

не более 92

Номинальный объемный расход воздуха через регенеративный патрон, м3/ч

100

Сопротивление регенеративного патрона постоянному потоку воздуха не более, Па

265

Степень негерметичности регенеративного патрона не более, %

0,1

Габаритные размеры регенеративного патрона, мм

Диаметр

Высота

 

 

545

500

3.

Монтажные детали для фильтров-поглотителей ФП-300

Назначение

для монтажа и установки фильтров-поглотителей ФП-300

2

Состав комплекта

Патрубок угловой – 1 шт.

Стакан – 1 шт.

Тройник – 2 шт.

Хомут стяжной – 8 шт.

Ключ – 1 шт.

Муфта – 4 шт.

Условный диаметр, мм

200

4.

Монтажные детали для регенеративных патронов

РП-100

Назначение товара

для монтажа и установки регенеративных патронов РП-100

3

Состав комплекта

- стакан с ниппелем 1шт.

- хомут стяжной 10 шт.

- муфта соединительная 5 шт.

- патрубок угловой 1шт.

- тройник 2 шт.

- стакан с фланцем 1 шт.

- ключ для монтажа – 1 шт.

Условный диаметр, мм

200

 

Исходя из письменных пояснений заказчика фильтры-поглотители, регенеративные патроны и комплектующие к системе очистки вентиляции воздуха закупаются последним взамен вышедших из строя (в материалы дела представлены доказательства того, что ранее в защитном сооружении (убежище) были установлены фильтры-поглотители ФП-300 и регенеративные патроны РП-100, прошедшие контроль и приемку ВП МО РФ), для установки в фильтровентиляционную систему защитного сооружения (убежища), назначение которого в соответствии паспортом защитного сооружения № 454: запасной загородный пункт управления Правительства Ярославской области; организацию и эксплуатацию убежища осуществляет ГОБУ ДПО ЯО УМЦ ГОЧС.

Таким образом, фильтры-поглотители, регенеративные патроны и комплектующие к системе очистки вентиляции воздуха являются запасными частями к системе очистки вентиляции воздуха защитного сооружения гражданской обороны заказчика.

В соответствии с пунктом 28, 29, 30 ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий»

- средство коллективной защиты ГО -это сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника;

- защитное сооружение ГО - специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

Примечание. К защитным сооружениям гражданской обороны относят убежища гражданской обороны и противорадиационные укрытия, а также приспособленные под них метрополитены, подземные горные выработки, естественные полости и подвальные помещения;

- убежище гражданской обороны; убежище ГО: Защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определенного времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Согласно статье 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 2, пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с ГОСТ Р 22.3.10-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения" от 12.08.2015 устройство очистки и регенерации воздуха - комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора) (пункт 3.1.9).

Согласно пунктам 3.1.3 и 3.1.12 указанного ГОСТ

- патрон поглотительный для поглощения диоксида углерода; РПУ: Элемент устройства очистки и регенерации воздуха, предназначенный для поглощения двуокиси углерода из воздуха в защитных сооружениях и убежищах;

- фильтр-поглотитель; ФП: Элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийнохимически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико- химических (сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.

Таким образом, фильтры-поглотители, регенеративные патроны и комплектующие к системе очистки вентиляции воздуха является одним из элементов комплекта фильтровентиляционного оборудования, предназначенного для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора). Из указанных положений следует, что указанные фильтры-поглотители, регенеративные патроны и комплектующие к системе очистки вентиляции воздуха используются как комплектующие элементы в составе фильтрвентиляционных комплектов, предназначенных для нужд гражданской обороны. Самостоятельное использование указанных фильтров вне систем фильтрвентиляционных комплектов защитных сооружений не предусмотрено.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 полномочия в области создания вышеуказанных средств защиты населения возложены на Министерство обороны Российской Федерации (подпункт 81.4 пункта 7).

В соответствии с пунктом 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», военная продукция должна проходить приемку военным Представительством Минобороны России (далее ВП МО РФ) и сопровождаться паспортом или формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в паспорте или формуляре подтверждает пригодность продукции для использования по назначению (эксплуатации).

Исходя из вышеизложенных положений приведенных нормативно-правовых актов, объект закупки является военной продукцией (доказательств обратного в материалы дела не представлено).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком и уполномоченным органом обжалуемое заявителем требование установлено правомерно.

Кроме того, требование о наличии ВП МО РФ предъявлено к закупаемому товару. Прохождение контроля качества и приемки ВП МО РФ является обязанностью предприятия – изготовителя, а не участника закупки. Товары, прошедшие контроля и приемку ВП МО РФ могут быть поставлены любым хозяйствующим субъектом, при условии его соответствия требованиям законодательства о контрактной системе и документации об электронном аукционе.

Заявитель не обосновывал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.

Учитывая изложенное, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках, выразившихся в установлении последним в аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г.                      № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИО» (ИНН: 5249119229, ОГРН: 1125249001140) на действия заказчика, государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов Ярославской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (ИНН: 7604097340,                         ОГРН: 1067604084899), уполномоченного органа, Департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фильтров-поглотителей, регенеративных патронов и комплектующих к системе очистки вентиляции воздуха с установкой (извещение № 0171200001921002030), необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                      <…>

    

Члены Комиссии:                                                                                                 <…>

 

                                                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны