Решение №5247/05-03 Решение от 13 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Авангард+»

 

197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ропшинская, д. 1/32, литер А, пом. 10Н, оф. 70

e-mail: avan.com@yandex.ru

 

Муниципальное унитарное предприятие Тутаевского муниципального района «ТутаевТеплоЭнерго»

 

152300, Ярославская обл., г. Тутаев,

ул. Пролетарская, д. 30

e-mail: tutaev-te@yandex.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко,

д. 23А, 25 этаж, помещение 1

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/208П-21 (76-123 РНП)

 

13 октября 2021 года                                                                                                    г. Ярославль

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководитель Инспекции – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок                        <…>, члены Инспекции: заместитель начальника отдела контроля закупок <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>,

с участием:

общество с ограниченной ответственностью «Авангард+» (далее также –                             ООО «Авангард+», общество), участие представителя не обеспечило, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлено надлежащим образом, заявило ходатайство о проведении проверки в отсутствии представителя ООО «Авангард+»;

заказчик, муниципальное унитарное предприятие Тутаевского муниципального района «ТутаевТеплоЭнерго» (далее также – МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго», заказчик), участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о проведении проверки в отсутствии представителя МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго»;

оператор, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер», участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго» в отношении ООО «Авангард+», и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон) проверку факта уклонения ООО «Авангард+» от заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение № 0571600008021000001) с заказчиком, МУП ТМР  «ТутаевТеплоЭнерго», проверку соблюдения заказчиком, МУП ТМР  «ТутаевТеплоЭнерго», порядка признания  ООО «Авангард+» уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение                                                № 0571600008021000001), проверку соблюдения заказчиком, МУП ТМР  «ТутаевТеплоЭнерго», порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 08.10.2021 № 315,

 

установила:

 

В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Авангард+», уклонившимся, по мнению заказчика, от заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение                                                  № 0571600008021000001).

Изучив представленные материалы и сведения Инспекция приходит к следующим выводам.

Заказчиком, МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 31.08.2021 размещено извещение № 0571600008021000001 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 26 192 670,00 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.

Исходя из части 3.1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона                                                       № 0571600008021000001 от 13.09.2021, электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным аукционной документацией, одной второй части заявки на участие в аукционе (ООО «Авангард+», сумма предложения 26 061 706,65 рублей (снижение 0,50%); в соответствии с частью 3.1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается с участником, подавшим такую заявку.

Порядок заключения контракта урегулирован статьёй 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры; указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013                     № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона; при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта); при этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Согласно извещению № 0571600008021000001 и пункту 6 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта: 5 (пять) процентов от суммы начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 1 309 633,50 руб. (один миллион триста девять тысяч шестьсот тридцать три рубля 50 копеек).

Соответственно, при таких условиях закупки победитель закупки представляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в аукционной документации (5% от начальной (максимальной) цены контракта (1 309 633,50 рубля).

Как установлено на заседании Инспекции Ярославского УФАС России, протокол подведения итогов электронного аукциона № 0571600008021000001 от 13.09.2021 опубликован в единой информационной системе 13.09.2021, следовательно, заказчик, обязан направить проект муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) победителю закупки не позднее 20.09.2021 (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заказчиком представлена хронология действий по подписанию проекта муниципального контракта на электронной площадке с использованием единой информационной системы.

14.09.2021 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022).

Соответственно, ООО «Авангард+» не позднее 20.09.2021 (с учетом положений статей, 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо было разместить на электронной площадке проект вышеуказанного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или протокол разногласий.

20.09.2021 ООО «Авангард+» размещен на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.

Таким образом, заказчику в соответствии с положениями части 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ необходимо было в срок не позднее 23.09.2021 разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.

Заказчиком учтены замечания, содержащиеся в протоколе разногласий, и 21.09.2021 в единой информационной системе размещен доработанный проект муниципального контракта.

Соответственно, ООО «Авангард+» не позднее 24.09.2021 необходимо было разместить на электронной площадке проект вышеуказанного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации.

Вышеуказанные документы ООО «Авангард+» в регламентированный срок не размещены.

В соответствии с протоколом № 1 о признании победителя электронного аукциона на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022), 0571600008021000001 уклонившимся от заключения контракта от 25.09.2021, подписанного членами аукционной комиссии заказчика 27.09.2021 (размещенного в единой информационной системе 28.09.2021), заказчиком принято решение о признании                          ООО «Авангард+» уклонившимся от заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение № 0571600008021000001) в связи с тем, что в срок, предусмотренный статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013, общество не разместило на электронной площадке проект муниципального контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации.

Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

29.09.2021 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО «Авангард+» в реестр недобросовестных поставщиков (вх. № 9873 от 01.10.2021).

04.10.2021 Ярославское УФАС России уведомило МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго» о несоответствии данного обращения Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 (исх. № 5123/05-03 от 04.10.2021).

Данное уведомление в связи с тем, что было направлено Ярославским УФАС России за рамками рабочего времени, зарегистрировано МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго» 05.10.2021.

07.10.2021 заказчиком в Ярославское УФАС России после устранения выявленного несоответствия повторно направлено обращение о включении сведений об                                        ООО «Авангард+» в реестр недобросовестных поставщиков (вх. № 10150 от 07.10.2021).

В ходе подготовки к заседанию Инспекцией УФАС по Ярославской области в адрес ООО «Авангард+» направлен запрос о предоставлении письменных пояснений с указанием причин уклонения от подписания муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022), в срок, установленный законом, в данном запросе также указано на необходимость обеспечения явки представителя ООО «Авангард+» 13.10.2021 в 11:00 на заседания Инспекции по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО «Авангард+» в реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Авангард+» явку представителя общества не обеспечило, вместе с тем представило письменные пояснения с указанием причин уклонения от подписания муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022).

В письменных пояснениях ООО «Авангард+» указало, что, подавая заявку на участие в электронном аукционе, имело намерение заключить и исполнить контракт на условиях, предусмотренных в документации об электронном аукционе, однако совершать требуемые в силу закона действия не стало в связи со следующим.

15.09.2021 (до окончания регламентированных сроков на подписания проекта муниципального контракта) заказчиком в адрес ООО «Авангард+» направлена заявка на поставку мазута (исх. № 624 от 15.09.2021):

- ОПХ Левобережье, г. Тутаев, ул. Толухина зд. 184 - 30 тонн - 20.09.2021 г;

- пос. Чебаково, ул. Депутатская зд. 15 - 24 тонн – 22.09.2021 г.;

- СХТ Левобережье, г. Тутаев ул. Осипенко зд. 4а – 30 тонн – 23.09.2021 г.

ООО «Авангард+» на вышеуказанную заявку направило письмо исх. № 547 от 15.09.2021 (до окончания регламентированных сроков на подписания проекта муниципального контракта), в соответствии с которым сообщило, что поставка мазута может быть осуществлена после подписания контракта, согласно графика поставок. Кроме того, ООО «Авангард+» в указанном письме просит заказчика прояснить, каким образом будет производится расчет за поставленный мазут, при имеющейся блокировке расчетных счетов МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго».

На вышеуказанное письмо ООО «Авангард+» ответа заказчика в материалы дела не представлено.

24.09.2021 в Ярославское УФАС России ООО «Авангард+» направлено обращение (исх. б/н от 24.09.2021; вх. № 9671 от 27.09.2021), дополнение к обращению (исх. № б/н от 27.09.2021; вх. № 9680 от 27.09.2021), содержащие информацию о том, что заказчиком, МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго», превышен объем финансового обеспечения, включенный в планы-график, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика (позиция плана графика                                                               № 202105716000080002000009, идентификационный код закупки                                                                     № 213761102686276110100100070001920000, извещение № 0571600008021000001).

В связи с чем, по мнению ООО «Авангард+», заказчик не имел права ни планировать, ни проводить закупку (извещение № 0571600008021000001).

Данный вывод ООО «Авангард+» сделало на основании проанализированной бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и картотеки арбитражных дел.

Пунктом 1 части 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в том числе за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика.

В соответствии с приказом департамента администрации Тутаевского муниципального района от 03.04.2017 № 39/01-04 департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района наделен полномочиями по осуществлению контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В связи с чем, данное обращение и дополнение к обращению ООО «Авангард+» были перенаправлены Ярославским УФАС России по подведомственности в департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района.

Кроме того, ООО «Авангард+» по данному вопросу в Арбитражный суд Ярославской области направлено исковое заявление к МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго» о признании незаконными действия (бездействий) заказчика по размещению заказа, признании результатов торгов недействительными.

Данное исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 11.11.2021 в 10:00 (определение Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2021 по делу № А82-16246/2021).

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопроса, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Инспекцией установлено, что между заказчиком и ООО «Авангард+» имеются разногласия относительно превышения объема финансового обеспечения, включенного в планы-график, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика (позиция плана графика № 202105716000080002000009, идентификационный код закупки № 213761102686276110100100070001920000, извещение № 0571600008021000001), которые по своей природе являются гражданско-правовым спором.

Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение в том числе победителя закупки на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение контракта.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчика, исполнителя) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Оценивая приведенные выше действия ООО «Авангард+», Ярославское УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно превышения объема финансового обеспечения, включенного в планы-график, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика (позиция плана графика № 202105716000080002000009, идентификационный код закупки                                                                   № 213761102686276110100100070001920000, извещение № 0571600008021000001), что, соответственно, свидетельствует о намерении ООО «Авангард+» урегулировать с заказчиком вопрос правомерности проведения последним электронного аукциона, победителем которого было признано ООО «Авангард+» (извещение                                                           № 0571600008021000001).

Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее – Правила) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона «…»;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001                № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001               № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В данном случае обстоятельства дела (взаимодействие с заказчиком после признания ООО «Авангард+» победителем рассматриваемого аукциона; наличие между заказчиком и ООО «Авангард+» гражданско – правового спора относительно превышения объема финансового обеспечения, включенного в планы-график, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика (позиция плана графика № 202105716000080002000009, идентификационный код закупки                                                                   № 213761102686276110100100070001920000, извещение № 0571600008021000001), представленные ООО «Авангард+» доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки.

Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, имеется основание для отказа во включении информации об ООО «Авангард+». в реестр недобросовестных поставщиков.

Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго», порядка признания ООО «Авангард+» уклонившейся от заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение № 0571600008021000001), проверку соблюдения заказчиком, МУП ТМР «ТутаевТеплоЭнерго», порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение № 0571600008021000001), Инспекция нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявила.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

 

решила:

 

1. Сведения, представленные муниципальным унитарным предприятием Тутаевского муниципального района «ТутаевТеплоЭнерго» (ИНН 7611026862, ОГРН 1197627012593) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авангард+» (ИНН 2903011688, ОГРН 1152901009293) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным унитарным предприятием Тутаевского муниципального района «ТутаевТеплоЭнерго», порядка признания общества с ограниченной ответственностью «Авангард+» уклонившимся от заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение № 0571600008021000001) нарушений в действиях заказчика не выявлено.

3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным унитарным предприятием Тутаевского муниципального района «ТутаевТеплоЭнерго», порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью «Авангард+» для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.

4. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мазута топочного малозольного марки М-100 (Отопительный сезон 2021-2022) (извещение                                                 № 0571600008021000001) нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявлено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель Инспекции:                                                                                        <…>                            

 

Члены Инспекции:                                                                                                    <…>   

 

                                                                                                                                    <…>                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны