Предупреждение б/н Предупреждение от 2 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальный совет

Вощажниковского сельского поселения

Борисоглебского муниципального района

Ярославской области

 

152174, Борисоглебский р-н,

с. Вощажниково, ул. Советская, д. 50

e-mail: v-adm@mail.ru

 


 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/35-21

02 июня 2021 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории Ярославской области нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к
вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Пунктом 16 статьи 8 Устава Вощажниковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением Муниципального Совета Вощажниковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района Ярославской области № 1 от 03.02.2006, установлено, что к вопросам местного значения Вощажниковского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Кроме того, пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 4.4 Положения об организации похоронного дела, утвержденного решением Муниципального Собрания Вощажниковского сельского поселения № 134 от 22.06.2018 (далее — Положение), специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе оказывать дополнительные услуги, в том числе, изготовление, установку, окраску, монтаж, демонтаж и реализацию надмогильных сооружений, осуществление ухода за местом погребения, торговлю предметами похоронного ритуала и материалами для благоустройства могил.

Таким образом, Положением предусматривается возможность создания органом местного самоуправления Вощажниковского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке оказания ритуальных услуг.

Пунктом 8.3 Положения установлено, что посетители кладбищ имеют право заключать договор со специализированной службой по вопросам похоронного дела, в ведении которой находится кладбище, об осуществлении ухода за могилой и надмогильными сооружениями; осуществлять уход за могилой, в т.ч. сажать цветы на могильном участке.

Указанным пунктом Положения предусмотрен закрытый перечень лиц, которые вправе осуществлять уход за местом захоронения — граждане своими силами либо специализированное предприятие. Данный пункт Положения не содержит указание на наличие у посетителей кладбищ права поручать уход за могилой и надмогильными сооружениями любым хозяйствующим субъектам, осуществляющими предпринимательскую деятельность на рынке оказания ритуальных услуг и не являющимися специализированными предприятиями, что свидетельствует о наличии признаков нарушения запрета, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 2.6 Положения транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям полиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно подпункту «ж» пункта 4.2 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает эксгумацию.

Согласно пункту 2.3.9 ГОСТ 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст (далее — ГОСТ 32609-2014) к основным видам ритуальных услуг относится транспортирование останков и праха умерших или погибших, под которой понимается перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

В соответствии с пунктом 2.3.2 ГОСТ 32609-2014 эксгумация также является одним из видов ритуальных услуг.

Пункт 1 статьи 9 содержит закрытый перечень ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Такие ритуальные услуги, как эксгумация и транспортировка тел умерших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся предпринимательской деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Пунктом 4.3 раздела 4 Положения «Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела» установлено, что благоустройство и содержание кладбищ осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом указанного выше наименования раздела Положения, в котором закреплена данная норма, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена полномочиями по осуществлению благоустройства и содержанию кладбища. Иного из содержания Положения не следует.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, содержание мест захоронения, транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших.

Таким образом, выполнение работ по содержанию мест захоронения, оказание услуг по транспортировке в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших может быть осуществлено только путем проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Возложение Муниципальным Советом Вощажниковского сельского поселения на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности по осуществлению транспортировки умерших в морг, эксгумации, благоустройства и содержания кладбища без проведения конкурентных процедур может повлечь создание необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 6.6 Положения разрешается захоронение на закрытых кладбищах в оградах близких родственников к ранее захороненному без увеличения площади ранее установленной ограды по письменному разрешению специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 6.8 Положения разрешение на захоронение в родственные ограды и могилы, оформление дополнительного места к родственному захоронению оформляются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 8.3 Положения посетители кладбищ имеют право заключать договор со специализированной службой по вопросам похоронного дела, в ведении которой находится кладбище, об осуществлении ухода за могилой и надмогильными сооружениями.

Пунктом 8.4 Положения установлено, что на территории кладбища запрещается оставлять запасы строительных материалов без согласования с администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Содержащиеся в пунктах 6.6, 6.8, 8.3, 8.4 Положения нормы предусматривают наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, вышеперечисленными организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями органа местного самоуправления, что свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Муниципальный Совет Вощажниковского сельского поселения Борисоглебского муниципального района Ярославской области о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:

  • внести изменения в подпункт «ж» пункта 4.2, пункты 2.6, 4.3, 8.3 Положения, исключающие возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности или предоставление специализированной службе исключительного права на осуществление перечисленных в данных нормах видов деятельности;

  • внести изменения в пункты 6.6, 6.8, 8.3, 8.4 Положения, исключающие наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела полномочиями органа местного самоуправления.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «01» сентября
2021 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны