Акт внеплановой камеральной проверки №111П-21 Акт от 9 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАкт № 111П-21
по результатам внеплановой камеральной (выборочной) проверки
г. Ярославль «09» июля 2021 года
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославского УФАС России) от «07» июля 2021 года № 163, нами, руководителем Инспекции, начальником отдела контроля закупок Ярославского УФАС России управления <…>, членами Инспекции: заместителем начальника отдела контроля закупок <…>, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок <…> проведена внеплановая камеральная (выборочная) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о закупках заказчиком – муниципальным учреждением «Управление городского хозяйства», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм – скамья парковая) (извещение № 0371300030221000010).
Проверка проводилась: с 07 июля 2021 года по 09 июля 2021 года.
Наименование и адрес проверяемой организации:
Муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» (ИНН: 7619004571, ОГРН: 1087612003170).
Юридический адрес: 152830, Ярославская область, Мышкинский район, город Мышкин, улица Карла Либкнехта, 40.
Проверяемая закупка: аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм - скамья парковая) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка).
На заседание Инспекции:
- заказчик, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства», обеспечил личное участие в проводимой проверке посредством видеоконференцсвязи начальника учреждения <…>;
- оператор электронной площадки, акционерное общество «Сбербанк-АСТ», представителя не направил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом.
В ходе проверки изучены:
- извещение № 0371300030221000010 о проведении электронного аукциона от 09.06.2021;
- документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм – скамья парковая) от 08.06.2021;
- заявки, поступившие на участие в закупке;
- протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- муниципальный контракт № 15 от 02.07.2021 на поставку малых архитектурных форм – скамья парковая.
Рассмотрев и изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, муниципальным учреждением «Управление городского хозяйства», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 09.06.2021 размещено извещение № 0371300030221000010 вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм – скамья парковая).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 865 800,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с извещением наименование объекта закупки сформулировано следующим образом «Благоустройство парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм – скамья парковая)».
Исходя из титульного листа аукционной документации, пункта 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации, приложения № 1 к разделу № 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации, пункта 1 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации наименование объекта закупки изложено следующим образом «Благоустройство парка, ул. Гагарина, г. Мышкин (поставка малых архитектурных форм – скамья парковая)».
Вместе с тем, в приложении № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации речь идет о поставке периферийного оборудования для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Пунктом 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению. Так, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ.
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, представляет из себя договор поставки малых архитектурных форм – скамья парковая.
Проанализировав вышеуказанные положения извещения и аукционной документации, Инспекция Ярославского УФАС Росси пришла к выводу о том, что заказчиком наименование объекта закупки в аукционной документации сформулировано противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением части пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку непонятно объектом рассматриваемой закупки является
- выполнение работ по благоустройству парка, в рамках которых осуществляется поставка малых архитектурных форм - скамья парковая или
- поставка малых архитектурных форм – скамья парковая или
- поставка периферийного оборудования.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В печатной форме извещения указано следующее описание объекта закупки:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
||
скамья парковая |
31.01.11.150 |
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
||||
см. Раздел 2 Описание объекта закупки; закрепление объекта - Крепление деревянных брусков к каркасу с помощью шестигранных шурупов 6*30мм DIN 571. Крепление скамейки к мощению должно производиться с помощью анкерных болтов d=10-12мм, длина анкерного болта 250-300мм.; материалы - Применяемые материалы: Лист г\к Б-ПН-О-6,0 ГОСТ 19903-74/Ст3пс ГОСТ 14637-89, Лист х\к Б-ПН-О-1,8 ГОСТ 19904-90/К270В-5-II -08пс ГОСТ 16523-97, Стандарт AISI 1,0 зерк. Предельное отклонение по толщине ±19мм. Предельные отклонения от плоскостности листов на 1 м длины не должны превышать 15мм. Серповидность проката не должна превышать 3 мм на длине 1 м. Содержание углерода (С) в стали должно быть не менее 0,05% и не более 0,11%. Содержание никеля (Ni) в стали не должно превышать 0,3%.; каркас - Боковые стойки в количестве 2шт. и средняя стойка в количестве 1 шт. должны быть выполнен из металлического листа толщиной не менее 6 мм.; сиденье и спинка - должен быть выполнен из бруса, в количестве 10 шт сечением не менее 35 мм х не менее 95 мм. и из бруса, в количестве 2 шт сечением не менее 35 мм х не менее 35 мм.; размещение - на улице; длинна - > 1990.0000000000 Миллиметр, < 2010.0000000000 Миллиметр; ширина - > 830.0000000000 Миллиметр, < 850.0000000000 Миллиметр; высота - > 890.0000000000 Миллиметр, < 910.0000000000 Миллиметр |
Штука |
26 |
33300.00 |
865800.00 |
||||
В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации описание объекта закупки в части указания конкретных характеристик товара изложено следующим образом (Таблица):
№ п/п |
Наименование товара, эскиз |
Технические, функциональные характеристики |
|
Показатель (наименование комплектующего, технического параметра и т.п.) |
Описание, значение |
||
1 |
Скамья
|
Шт. |
26 |
Высота (мм) |
не менее 890 не более 910 |
||
Длина (мм) |
не менее 1990 не более 2010 |
||
Ширина (мм) |
не менее 830 не более 850 |
||
Применяемые материалы Применяемые материалы: Лист г\к Б-ПН-О-6,0 ГОСТ 19903-74/Ст3пс ГОСТ 14637-89, Лист х\к Б-ПН-О-1,8 ГОСТ 19904-90/К270В-5-II -08пс ГОСТ 16523-97, Стандарт AISI 1,0 зерк. Предельное отклонение по толщине ±19мм. Предельные отклонения от плоскостности листов на 1 м длины не должны превышать 15мм. Серповидность проката не должна превышать 3 мм на длине 1 м. Содержание углерода (С) в стали должно быть не менее 0,05% и не более 0,11%. Содержание никеля (Ni) в стали не должно превышать 0,3%. Содержание меди (Cu) в стали не должно превышать 0,3%. Свариваемость стали должна быть без ограничений. Сталь должна быть не склонна к отпускной хрупкости. - Цинк (гальваническое цинкование). Толщина покрытия 6мкм. Гост 9.301-86 единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Плотность тока должна составлять от 1,0 до 1,5А на квадратный дециметр покрытия. Интенсивность реакции должна контролироваться регулятором. Температура электролита должна быть не менее 20 и не более 25 градусов. Плотность электролита – от нуля до уровня растворения солей цинка. Сварные швы выполнены по ГОСТ 14771-76. Краска полиэфирная порошковая архитектурная Interpon D1036, предназначена для нанесения на алюминий и оцинкованную сталь. В состав краски не входит токсичный TGIC. Interpon D1036 обеспечивает великолепную устойчивость к воздействию окружающей среды, сохранение исходного цвета покрытия и соответствуют всем главным Европейским стандартам в этой области. Краска серии Interpon D1036 создана в соответствии с положениями стандарта QualicoatClass 1. Размер частиц должен подходить для электростатического способа нанесения. Плотность краски должна быть не менее 1,2г/см3 и не более 1,85г/см3. Время отверждения – не более 15 мин при температуре 180ºС. Цвет по согласованию с заказчиком. - Деревянные детали сиденья и спинки должны быть изготовлены из отборной хвои (сосна), Брусок 40х40х1980 мм (Брусок-1 хв.-40 ГОСТ 8486-86). Должна обеспечиваться дополнительная защита древесины. Деревянные детали должны быть обработаны тонировочным маслом Teknos Tehnoshield 4015, цвет по согласованию с заказчиком. - Крепление деревянных брусков к каркасу с помощью шестигранных шурупов 6*30мм DIN 571. Крепление скамейки к мощению должно производиться с помощью анкерных болтов d=10-12мм, длина анкерного болта 250-300мм. |
|||
Каркас |
Боковые стойки в количестве 2шт. и средняя стойка в количестве 1 шт. должны быть выполнен из металлического листа толщиной не менее 6 мм. |
||
Брус |
В количестве 10 шт. должен быть выполнен из бруса, сечением не менее 35 мм х не менее 95 мм. В количестве 2 шт. должен быть выполнен из бруса, сечением не менее 35 мм х не менее 35 мм. |
Проанализировав вышеуказанные описания объекта рассматриваемой закупки (в части указания конкретных характеристик товара) Инспекция Ярославского УФАС России, приходит к выводу о том, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в извещении и аукционной документации различным образом, что является нарушением части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку аукционная документация содержит отличные от извещения значения показателей (например, таких показателей как «Высота (мм)», «Длина (мм)», «Ширина (мм)»).
3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем для того, чтобы установленные заказчиком характеристики (показатели) могли отвечать вышеприведенному требованию законодательства о контрактной системе, такие характеристики (показатели) должны исключать их неоднозначное толкование аукционной комиссией заказчика (на стадии рассмотрения заявок), заказчиком (в ходе приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг), с одной стороны, и участниками закупки – с другой. В противном случае наличие в документации о закупке субъективных характеристик может привести к необоснованному отклонению заявок участников закупки либо необоснованному отказу заказчика от приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, при описании закупаемых заказчиком товаров используются в числе прочего следующие показатели:
- применительно к показателю «Применяемые материалы» товара по позиции 1 таблицы «Скамья» - «… обеспечивает великолепную устойчивость…», «…соответствуют всем главным Европейским стандартам в этой области».
Приведенные характеристики являются субъективными, позволяющими трактовать спорные условия в зависимости от индивидуальных предпочтений, что, в свою очередь, не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров установленным заказчиком требованиям как на стадии рассмотрения заявок, так и в ходе исполнения контракта.
Таким образом, заказчик, включив в описание объекта закупки субъективные характеристики, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным в аукционной документации требованиям, допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, при описании закупаемых заказчиком товаров используются в числе прочего следующие показатели:
- применительно к показателю «Применяемые материалы» товара по позиции 1 таблицы «Скамья» - «Сварные швы выполнены по ГОСТ 14771-76. Краска полиэфирная порошковая архитектурная Interpon D1036, предназначена для нанесения на алюминий и оцинкованную сталь. В состав краски не входит токсичный TGIC. Interpon D1036 обеспечивает великолепную устойчивость к воздействию окружающей среды, сохранение исходного цвета покрытия и соответствуют всем главным Европейским стандартам в этой области. Краска серии Interpon D1036 создана в соответствии с положениями стандарта QualicoatClass 1. Размер частиц должен подходить для электростатического способа нанесения. Плотность краски должна быть не менее 1,2г/см3 и не более 1,85г/см3. Время отверждения – не более 15 мин при температуре 180ºС. Цвет по согласованию с заказчиком», «Деревянные детали сиденья и спинки должны быть изготовлены из отборной хвои (сосна), Брусок 40х40х1980 мм (Брусок-1 хв.-40 ГОСТ 8486-86). Должна обеспечиваться дополнительная защита древесины. Деревянные детали должны быть обработаны тонировочным маслом Teknos Tehnoshield 4015, цвет по согласованию с заказчиком».
Требование в аукционной документации к цвету поставляемого товара (составляющих поставляемого товара) «цвет по согласованию с заказчиком» не позволяет однозначным образом определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку не диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены, следовательно, не установлены конкретные показатели и характеристики данного требования, что может привести при исполнении контракта к его неисполнению или ненадлежащему исполнению.
Обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью доведения до участников закупки понятных и доступных требований к составу и содержанию заявки; соблюдение указанных положений закона необходимо для достижения целей обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции.
В случае, если при закупке товара показатель товара как «цвет» для заказчика значения не имеет, он вправе не включать данную характеристику товара в техническое задание; в случае, если такой показатель товара как «цвет» имеет существенное значение для заказчика, заказчик обязан включит значение такого показателя в аукционную документацию.
При таких обстоятельства, описание объекта закупки произведено заказчиком с нарушением положений пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: заказчик, включил в описание объекта закупки характеристику (показатель используемых товаров) «цвет по согласованию с заказчиком», не позволяющую определить соответствие поставляемого товара установленным в аукционной документации требованиям, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
5. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В пункте 4 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлено в том числе следующее условие поставки товара: не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня доставки Поставщик уведомляет Заказчика о готовности доставить и разгрузить Товара.
В пункте 4.1 раздела 4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации установлено, что не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня доставки Поставщик уведомляет Заказчика о готовности доставить и разгрузить Товара.
Вместе с тем в пункте 4.3 раздела 4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, указан иной срок уведомления заказчика, а именно: не позднее чем за 1 (один) рабочий день до сдачи Товара Поставщик уведомляет Заказчика о готовности передать Товар.
Таким образом, заказчиком, условия поставки товара (в части срока уведомления заказчика о готовности поставщика осуществить обязанности по договору) установлены неоднозначным, противоречивым образом, что является нарушением части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следуя вышеизложенному, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (в том числе путем установления требований о соответствии товара (работы, услуги), являющегося объектам закупки, положениям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иным требованиям), удовлетворяющие его потребности. Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требований к сопровождению описания объекта закупки правилами грамматического толкования, применяемыми при описании знаков препинания, предлогов, слов, частиц, союзов и их сочетаний статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусмотрено, поскольку их применение не может использоваться в иных, кроме как установленных правилами русского языка, значениях.
Следовательно, наличие в аукционной документации сопровождающих значения показателей знаков препинания, символов, слов, предлогов и т.д. (применительно к раскрытию характеристик (показателей и значений) требуемого к поставке товара) обуславливает необходимость их конкретизации (в частности каждого такого знака, слова, предлога и т.д.) с целью исключения неоднозначности интерпретации последних участниками закупочной деятельности (как при формировании первой части заявки, так и членами соответствующей комиссии при рассмотрении заявок).
Пункт 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в рассматриваемом аукционе, в соответствии с которой участникам закупки электронного аукциона предложено представить конкретные характеристики, поставляемого товара, по рекомендуемой форме (приложение №2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации); Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями таблицы «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара» Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом столбец «Наименование показателя» не подлежит изменению. В столбце «Значение показателя» участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, не допускается использование знаков «≥», «<», при этом, если при описании характеристик используется знак «≥» участником должно быть представлено значение равное или превышающее указанное; если при описании характеристик используется знак «<» участником должно быть представлено значение меньше указанного; если при описании характеристик используются одновременно знаки «≥ … и < …» участником должно быть представлено одно конкретное значение показателя, находящиеся в диапазоне значений, определенных Заказчиком; если при описании характеристик используется запятая («,») или знак «/», участником должно быть представлено конкретное значение со всеми перечисленными показателями (характеристиками).
Рекомендуемая форма (приложение №2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации) содержит указание только на то, что
- столбец «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе» заполняется в соответствии с требованиями таблицы «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара» Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом столбец «Наименование показателя» не подлежат изменению. В столбце «Значение показателя» участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, не допускается использование знаков « ≥», «<», при этом, если при описании характеристик используется знак «≥» участником должно быть представлено значение равное или превышающее указанное; если при описании характеристик используется знак «<» участником должно быть представлено значение меньше указанного; если при описании характеристик используются одновременно знаки «≥ … и < …» участником должно быть представлено одно конкретное значение показателя, находящиеся в диапазоне значений, определенных Заказчиком; если при описании характеристик используется запятая («,») или знак «/», участником должно быть представлено конкретное значение со всеми перечисленными показателями (характеристиками);
- в столбец «Указание на товарный знак (при наличии)» указывается товарный знак (при наличии);
- в столбце «Наименование страны происхождения товара» указывается наименование страны происхождения товара.
В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации неоднократно используются слова «не должны», «не должна», «должно», предлоги «от…до…» и т.д.
Так, например, применительно к показателю «Применяемые материалы» товара по позиции 1 таблицы «Скамья» аукционная документация содержит указание на слова «не должны», «не должна», «не должно», предлоги «от… до…»:
- предельные отклонения от плоскостности листов на 1 м длины не должны превышать 15мм.;
- серповидность проката не должна превышать 3 мм на длине 1 м;
- содержание углерода (С) в стали должно быть не менее 0,05% и не более 0,11%;
- содержание никеля (Ni) в стали не должно превышать 0,3%;
- содержание меди (Cu) в стали не должно превышать 0,3%;
- плотность тока должна составлять от 1,0 до 1,5А на квадратный дециметр покрытия.
При этом заказчиком в аукционной документации не определена смысловая нагрузка (значения) слов «не должны», «не должна», «не должно», предлогов «от…до…» (означает ли, что значение показателей, следующие за словами «от», «до», включается в диапазон возможных к предоставлению в заявке значений либо же не включается; допускается ли использование слов «не должны», «не должна», «не должно» при заполнении первой части заявки или нет). Соответственно, участники закупки должны самостоятельно определить способ заполнения первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе применительно к конкретным показателям функциональных, технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара, что недопустимо при проведении закупочной процедуры.
Таким образом, аукционная документация фактически не содержит инструкции по заполнению участниками закупки первой части заявки на участие в данной закупке, что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения, допущенные заказчиком при формировании и утверждении аукционной документации, содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения рассматриваемой процедуры 02.07.2021 между заказчиком, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства», и поставщиком, индивидуальным предпринимателем <…>, заключен муниципальный контракт № 15 на поставку на поставку малых архитектурных форм – скамья парковая.
По результатам проведения проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Инспекцией Ярославского УФАС России принято решение:
1. Признать заказчика, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» (ИНН: 7619004571, ОГРН: 1087612003170), нарушившим часть 1 статьи 64, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику, муниципальному учреждению «Управление городского хозяйства» (ИНН: 7619004571, ОГРН: 1087612003170), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку на момент проведения настоящей проверки заключен контракт.
3. Передать материалы настоящего акта уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящий акт может быть обжалован в судебном порядке в установленный законом срок.
Акт составлен в 2 экземплярах на 12 листах.
Руководитель Инспекции <…>
Члены Инспекции: <…>
<…>