Решение б/н обращение ОАО «РЖД» (вх. № 8715-ЭП/22 от 04/08.2022) о включ... от 12 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик -
ОАО «РЖД»
e-mail: <…>
Лицо,
уклонившееся от подписания договора - ООО «СевДорСнаб»
e-mail: sevdor@mail.ru
Заключение № 076/10/5-687/2022
по результатам проверки факта
уклонения победителя закупки от заключения договора
10 августа 2022 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 12.08.2022)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н.А., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,
рассмотрев обращение ОАО «РЖД» (вх. № 8715-ЭП/22 от 04/08.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «СевДорСнаб» - победителя запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1686/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки плит железобетонных, уклонившегося от подписания договора, в присутствии:
от ОАО «РЖД» - <…> (по доверенности, до перерыва),
от ООО «СевДорСнаб» - <…> (по доверенности, до перерыва),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение ОАО «РЖД» (вх. № 8715-ЭП/22 от 04/08.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «СевДорСнаб» - победителя запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1686/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки плит железобетонных, в связи с уклонением ООО «СевДорСнаб» от заключения договора по результатам указанной закупки.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012
№ 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
При вынесении решения Комиссия исходит из следующего.
28.06.2022 ОАО «РЖД» разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку плит железобетонных. Закупка осуществляется для нужд Северная дирекция снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО «РЖД».
ООО «СевДорСнаб» подало заявку на участие в указанной закупке.
Протоколом заседания подразделения конкурсной комиссии Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» в Северной дирекции снабжения от 12.07.2022 № 65 победителем закупки признано ООО «СевДорСнаб».
Порядок заключения договора установлен разделом 3.19 приложения к Извещению.
В соответствии с пунктом 3.19.4 приложения к Извещению заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайте направляет участнику, с которым заключается договор, проект договора с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП.
21.07.2022 проект договора направлен победителю закупки - ООО «СевДорСнаб».
Согласно пункту 3.19.5 приложения к Извещению участник запроса котировок, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в извещении), иные документы, если извещением предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны на ЭТЗП договор не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика.
Вместе с тем, 13.07.2022 ООО «СевДорСнаб» в адрес ОАО «РЖД» направлено письмо, в котором указано, что, подавая заявку на участие в закупке обществом была допущена техническая ошибка в части указания цены, в связи с чем ООО «СевДорСнаб» не имеет возможности осуществить поставку продукции и заключить договор.
Протоколом заседания подразделения конкурсной комиссии Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД» в Северной дирекции снабжения от 21.07.2022 № 69 ООО «СевДорСнаб» признано уклонившимся от заключения договора.
ООО «СевДорСнаб» просило сведения в отношения Общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Представитель ООО «СевДорСнаб» на заседании комиссии пояснил, что при подаче заявки на участие в закупе <…> допущена техническая ошибка в части указания цены. Данная ошибка была допущена по той причине, что одновременно с подачей заявки по настоящей закупке обществом готовилась заявка на участие в закупке № 1739/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 с начальной (максимальной) ценой договора 2 054 109, 50 руб. Факт намерения принять участие в закупке № 1739/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 подтверждается таблицей проработки цен на товары, представленной Комиссии Ярославского УФАС России.
Также из пояснений директора ООО «СевДорСнаб» следует, что заявленная цена договора на участие в закупке № 1686/ЗКТЭ-ЦДЗС/22 должна была составлять 2 389 000,00 руб., о чем сообщалось директором <…> лично, а также посредством электронной почты. В подтверждение данного довода Комиссии представлен скриншот, из которого следует, что письмо с содержанием: «Сумма 2 389 000,00 без НДС, производство Россия 100%» и темой «Для О.И: 1686 жби Яр.docx» направлялось с электронной почты sevdor@mail.ru 04.07.2022.
Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что 10.08.2022 филиалом ОАО «РЖД» Северной дирекции снабжения представлено письмо (исх. № ИСХ-3316/СЕВ ДМС от 10.08.2022), в котором указано, что с 2019 года ООО «СевДорСнаб» является надежным партнером ОАО «РЖД». Также в настоящем письме отмечено, что все договоры, заключенные с ООО «СевДорСнаб», были выполнены в установленные сроки и качественно, претензий по поставке товаров не было. Таким образом, Северная дирекция снабжения характеризует ООО «СевДорСнаб» как надежного и профессионального партнера в сфере оптовой поставки товара.
Также Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что на следующий день после признания участника победителем закупки ООО «СевДорСнаб» было направлено письмо в адрес заказчика с указанием на невозможность заключить договор по предложенной цене и просьбой рассмотреть возможность заключения договора с участником, которому присвоен второй порядковый номер, во избежание срыва графика поставок.
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил факт заключения договора по итогам настоящей закупки с участником, занявшим второе место при подведении итогов закупки.
Таким образом, полагает Комиссия Ярославского УФАС России, неподписание обществом договора в рассматриваемом случае не повлекло для Заказчика существенных неблагоприятным последствий.
В части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений).
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
В силу приведенных выше положений Закона о закупках, а также подзаконных актов, при поступлении сведений об уклонении участника Закупки от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «СевДорСнаб», направленного на уклонение от подписания договора. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Ярославского УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что общество допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров считает, что при сложившихся обстоятельствах, основания для включения ООО «СевДорСнаб» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Ярославского УФАС России,
заключила:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ОАО «РЖД», в отношении ООО «СевДорСнаб» (ИНН 7602110998).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.В. Потемкина
Члены Комиссии Н.А. Конькова
А.М. Давыдова