Решение №2210/05-05 Решение от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара»

 

185014, г. Петрозаводск, пр. Лесной, д. 51, корп. 4, оф. 506Б

e-mail: oooangaraservice@gmail.com

 

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства»

 

152901, Ярославская обл., г. Рыбинск,

ул. Стоялая, д. 19

e-mail: rtca@mail.ru

 

Акционерное общество «Электронные торговые системы»

 

123112, г. Москва, ул. Тестовская,

д. 10, этаж 25

e-mail: auditors@etpz.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-368/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года                           г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>, ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок управления <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Ангара» (далее также – ООО «Ангара», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности                <…>;

заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (далее также – МБУ «Управление городского хозяйства», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>;

оператор электронной торговой площадки, акционерное общество «Электронные торговые системы», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Ангара» на действия заказчика – МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096) (далее – конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Ангара» на действия заказчика – МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком объем потребления электрической энергии за базовый период (за 2019 год) согласно таблице № 1, приведенной в подпункте 1 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, рассчитан в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее также – Методика), вместе с тем период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода в нарушение пункта 1.3 Методики превышает 1 календарный год.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать действия заказчика – незаконными, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.11.2020 размещено извещение № 0371300147320000096 вместе с документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

24.11.2020, 27.11.2020, 16.12.2020, 27.01.2021, 04.02.2021, 10.02.2021, 19.03.2021 и 08.04.2021 заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

Начальная (максимальная) цена контракта 305 633 834,80 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013         № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно части 3 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Особенности заключения энергосервисных контрактов регламентированы статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 19 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) установлены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее – Требования).

Исходя из пункта 6 Требований определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее также – перечень мероприятий), осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

- при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

- расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации объектом закупки является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

Подробное описание объекта закупки изложено в раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации (пункт 8 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

В Таблице № 1, приведенной в подпункте 1 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, указан объем потребления электрической энергии за базовый период (за 2019 год).

В разделе 1 проекта энергосервисного контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, под базовым (базисным) периодом понимается период времени, установленный энергосервисным контрактом, в течение которого определяется потребление энергетического ресурса до реализации ЭЭМ на основании показаний приборов учета.

Исходя из установленного заказчиком определения базового (базисного) периода следует, что заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий выбран первый способ (по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета), указанный в пункте 6 Требований.

Данный факт также подтвержден представленными заказчиком в материалы дела сведениями о фактическом объеме потребления энергетического ресурса за 2019 год, определенным при помощи прибора учета, который идентичен указанному в Таблице № 1, приведенной в подпункте 1 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, объему.

В соответствии с пунктом 1.1 Методики, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67 настоящая методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - Методика), разработана в целях установления порядка определения расчетно-измерительным способом объема потребления государственным (муниципальным) заказчиком (далее - заказчик) энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем энергосервисного договора (контракта) мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Исходя из пункта 1.3 Методики под базовым периодом понимается период времени, выбранный для получения информации о параметрах, на основе которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с энергосервисным договором (контрактом). Период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода не может превышать 1 календарный год.

В связи с тем, что заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий выбран первый способ, указанный в пункте 6 Требований, положение Методики о том, что период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода не может превышать 1 календарный год (пункт 1.3) на выбранный заказчиком способ определения объема потребления энергетического ресурса не распространяется

На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 3 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации объектом закупки является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

Подробное описание объекта закупки изложено в раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации (пункт 8 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

Исходя из Таблицы № 1, приведенной в подпункте 1 пункта 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, объем потребления электрической энергии за базовый период (за 2019 год) рассчитан в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Как установлено выше по тексту настоящего решения Методика, утвержденная приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67, применяется только в том случае, если заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий выбран третий способ (расчетно-измерительный способ), указанный в пункте 6 Требований.

В разделе 1 проекта энергосервисного контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, под базовым (базисным) периодом понимается период времени, установленный энергосервисным контрактом, в течение которого определяется потребление энергетического ресурса до реализации ЭЭМ на основании показаний приборов учета.

Исходя из установленного заказчиком определения базового (базисного) периода следует, что заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий выбран первый способ (по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета), указанный в пункте 6 Требований.

Таким образом, заказчиком описание объекта закупки в части указания способа определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий установлено противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с разделом 1 проекта энергосервисного контракта базовый период полностью идентичен отчетному по календарным датам и месяцам.

Вместе с тем в проекте энергосервисного контракта также даны определения базовому и отчетному периоду.

Под базовым периодом понимается период времени, установленный энергосервисным контрактом, в течение которого определяется потребление энергетического ресурса до реализации ЭЭМ на основании показаний приборов учета.

Под отчетным периодом - период времени, установленный энергосервисным контрактом, в течение которого определяется потребление энергетического ресурса после реализации ЭЭМ.

В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 проекта энергосервисного контракта предметом Контракта является выполнение Исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) Заказчиком (далее – мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Контракту).

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые Исполнитель обязан выполнить, указан в разделе 2 Технического задания (Приложение № 1 к настоящему Контракту). Сроки начала и окончания реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также сроки реализации каждого из мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлены пунктом 4.2. настоящего Контракта (пункта 2.2. раздела 2 проекта энергосервисного контракта).

Исходя из пункта 4.2 раздела 4 проекта энергосервисного контракта исполнитель обязан выполнить работы по реализации Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в следующие сроки:

Начало реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности – в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения настоящего Контракта.

Окончание реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - не позднее шести месяцев с момента заключения контракта.

Сроки реализации каждого из мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются календарным планом (графиком) выполнения работ, предоставленным Исполнителем до начала реализации мероприятий (Форма календарного плана (графика) – Приложение №4 к настоящему Контракту).

Период реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий, не включается в срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии. Экономия, полученная в период реализации мероприятий, указанных в Перечне мероприятий, остается у Заказчика.

Исходя из пункта 8.6. раздела 8 проекта энергосервисного контракта начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем после подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанного в Приложении №10 к Контракту.

Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергоэффективные мероприятия, указанные в Приложении № 1 к Контракту, включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Сроки периодов достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии (доли размера плановой экономии) - ежемесячно.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 84 месяцев (7 лет) с момента реализации ЭЭМ (с даты подписания Акта о реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение № 10 к Контракту).

Таблицей № 1 раздела 2 технического задания (приложение № 1 к проекту энергосервисного контракта) установлен перечень работ, сроки их выполнения:

 

№ п/п

Наименование работ

Ед. измерения

Количество

Сроки выполнения работ

Электромонтажные работы

 

1

Разработка и согласование с Заказчиком адресного перечня, включающего места установки согласно типам энергосберегающих светильников наружного освещения

шт.

1

30 календарных дней с даты заключения

2

Демонтаж и вывоз существующих светильников на склад Заказчика 

шт.

9 904

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

3

Монтаж энергосберегающих светодиодных светильников

шт.

9 904

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

4

Установка кронштейнов и регулировка угла наклона светильника*

шт.

2590

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

Пуско-наладочные работы

 

5

Пуско-наладочные работы

шт.

1

В течение шести месяцев с даты заключения контракта

 

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав проект энергосервисного контракта (в том числе положения проекта энергосервисного контракта приведенные выше по тексту настоящего решения) со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью, приходит к выводу о том, что заказчиком в проект энергосервистного контракта включен график исполнения контракта, а именно: в проект контракта включен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их выполнения (таблица № 1 раздела 2 технического задания (приложение № 1 к проекту энергосервисного контракта), предусмотрены периоды достижения доли размера экономии (начальный срок достижения размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем после подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанного в Приложении №10 к Контракту; конечный срок достижения предусмотренного размера экономии – по истечении 84 месяцев (7 лет) с момента реализации ЭЭМ (с даты подписания Акта о реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение № 10 к Контракту) (раздел 8 проекта энергосервисного контракта), соответственно, указанный перечень мероприятий будет реализован в течение шести месяцев с даты заключения контракта, после реализации данных мероприятий начнется отсчетный период, который продлится 84 месяца (7 лет).

Учитывая, что датой рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов) является 04.05.2021 энергосервисный контракт будет заключен не ранее мая 2021 года, соответственно, дата окончания мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и дата начала отчетного периода наступит в октябре 2021 года (не ранее), дата окончания отчетного периода – в октябре 2028 года (не ранее).

Учитывая вышеизложенное, отчетный период включает в себя 2024 и 2028 годы, которые являются високосными (в феврале - 29 дней), соответственно, базовый период, определенный заказчиком как 2019 год, являющийся невисокосным (в феврале - 28 дней), не может быть полностью идентичен отчетному периоду (2024, 2028 гг.) по календарным датам и месяцам.

Учитывая вышеизложенное, положения проекта энергосервисного контракта о том, что базовый период полностью идентичен отчетному по календарным датам и месяцам противоречит приведенным в данном проекте контракта определениям базового и отчетного периодам, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 проекта энергосервисного контракта за базовый периодом принимается 2019 год (год, предшествующий году заключения Контракта).

Вместе с тем, как указывалось выше по тексту настоящего решения, энергосервисный контракт по итогам данного конкурса в электронной форме будет заключен не ранее мая 2021 года, соответственно, предшествующим году заключения контракта является 2020 год.

Учитывая вышеизложенное, заказчиком описание объекта закупки в части определения базового периода установлено противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Наличие подобных противоречий при описании объекта закупки открытого конкурса в электронной форме недопустимо и, безусловно, не может не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные при формировании конкурсной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ангара» (ИНН: 1001276860, ОГРН: 1131001014660) на действия заказчика – муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»  (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосерсвисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096), необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»                            (ИНН: 7610077367, ОГРН: 1077610006671), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                                            <…>

 

                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны