Решение №6103/07-03 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 17 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Хартия»

127410, г. Москва,

Алтуфьевское ш., д. 51

 

150048, г. Ярославль,

Московский пр-т., д.149

yaroslavl@hartiya.com                                             ********************        

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-485/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

09 июня 2020 года

(изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года)                                         г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ М.В.Антонова, главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова,

рассмотрев дело №076/01/10-485/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хартия» (далее — ООО «Хартия»), ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250, юридический адрес: 127410, город Москва, Алтуфьевское шоссе,  дом 51, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неправомерном отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете  платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

 

у с т а н о в и л а:

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 ФЗ                   «Об отходах производства и потребления»).

На территории Ярославской области формируется новая система обращения с ТКО, которая включает в себя их размещение на всей территории области.

До 01.09.2018 затраты на сбор и вывоз ТКО включались в плату за содержание жилого помещения (статья 154 ЖК РФ).

С 01.09.2018 услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой, единый тариф на которую устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования – Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Статус регионального оператора на территории Ярославской области присвоен                ООО «Хартия» (протоколы рассмотрения заявок при участии в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области №1, 2, 3 от 12.04.2018, 16.04.2018, 19.04.2018). 

Решением Комиссии ФАС России №Т-75/18 от 10.05.2018, жалоба                               ООО «Спецтехуборка» на действия организатора торгов – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области признана необоснованной (https://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=fasData&id=28125041).

Между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» заключено соглашение №7 от 23.05.2018                          «Об организации деятельности по обращению с ТКО»  (далее – соглашение). Согласно пункту 1 данного соглашения зона деятельности регионального оператора определена по административной границе Ярославской области.

Таким образом, на территории Ярославской области ООО «Хартия» является единственным лицом, которое осуществляет деятельность по обращению с ТКО.

Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Продуктовые границы рынка определяются как оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Географические границы рынка с учетом пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, соглашения №7 от 23.05.2018 между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» «Об организации деятельности по обращению с ТКО», территориальной схемы обращения с ТКО на территории Ярославской области, утвержденной приказом Департамента от охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 14.12.2018 №70-н определяются географическими границами зоны деятельности регионального оператора – Ярославской областью.

Согласно аналитическому отчету по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО от 01.10.2019 в географических границах Ярославской области, ООО «Хартия» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, с долей равной 100%.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства

В соответствии с частями 1-2 и 4-5 статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО отходами с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

 Особенности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее — Правила №1156) и Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее – Правила №354).

В соответствии с пунктом 8(1) Правил №1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4) Правил №1156).

Согласно пункту 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В соответствии с требованиями указанного пункта, ООО «Хартия» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО путем размещения публикаций в региональных изданиях Ярославской области и на своем официальном сайте. Совместно с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проводилась работа по информированию населения в средствах массовой информации и на официальных порталах органов государственной власти о начале оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО с 01.09.2018 (пункт 1.10 соглашения).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил №1156).

 

Согласно пункту 148 (1) Правил №354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил №1156.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил №354).

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил №354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с пунктами 148(8) - 148(11) настоящих Правил (пункт 148(3) Правил №354).

Согласно пунктам 148(4) и 148(5) условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил;

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;

в) в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО;

б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(7) Правил №354).

В соответствии с пунктом 13 Правил №354  предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил №354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 2.4.27 соглашения ООО «Хартия» обязалась обеспечить рассмотрение претензий, жалоб, заявлений потребителей услуг в сфере обращения с отходами, принятие решений по результатам рассмотрения в пределах своей компетенции.

Срок рассмотрения претензий, жалоб, заявлений составляет не более семи дней с даты регистрации региональным оператором. Срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными актами и соглашением, составляет не более десяти дней.

Исходя из анализа содержания вышеуказанных норм следует, что статус исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО определяется в зависимости субъектного состава договорных отношений, в большинстве случаев: в многоквартирных домах исполнителем выступает управляющая организация, в жилых домах – региональный оператор по обращению с ТКО. Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не лишен права на обращение к региональному оператору напрямую.

 

В антимонопольный орган поступили и продолжают поступать обращения граждан по вопросу отказа ООО «Хартия» потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с ТКО.

Многочисленность поступающих региональному оператору заявлений на перерасчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО и отказов на них, подтверждаются представленными ООО «Хартия» документами на электронных носителях (дисках).

В силу низкого уровня информативности населения в вопросах реализации права на перерасчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО (отсутствия договоров в письменной форме, разъяснительной работы со стороны органов местного самоуправления, регионального оператора и других лиц в публичных источниках информации и т.п.), заявления потребителей отличаются многообразием изложения фактических обстоятельств и содержанием просительной части, наличием/отсутствием подтверждающих документов.

Заявления подаются потребителями путем их составления в свободной форме (например, заявления **** вх.№290 от 06.02.2019, **** вх.№379 от 26.02.2019, **** вх.№814 от 15.07.2019, **** вх.№878 от 12.08.2019 и вх.№933 от 02.09.2019, **** вх.№914 от 26.08.2019, **** вх.№1032/1 от 07.10.2019, **** №1103 от 28.10.2019, **** вх.№1097 от 28.10.2019,  **** вх.№93/вх/ЯРО-20 от 14.01.2020, **** вх.№545 от 22.04.2020, **** вх.№22/02/ЯРО-20 от 28.04.2020 и т.д.) либо посредством заполнения типовых бланков, представленных ООО «Хартия» (например, заявления **** вх.№162 от 09.01.2019, **** вх.№462 от 22.03.2019, **** вх.№927 от 28.08.2019, **** вх.№1081 от 21.10.2019, ****. вх.№1086 от 23.10.2019,           **** вх.№23 от 13.01.2020 и т.д.).

Большинство типовых бланков регионального оператора содержат такие обязательные для заполнения поля, как: обратившееся лицо и его контактные данные (адрес и номер телефона), согласие на обработку персональных данных, подпись, дата. Специальное поле под указание (перечисление) заявителем доказательств в подтверждение права на перерасчет, ООО «Хартия» в типовом бланке не определено.

Заявителями в ООО «Хартия» для проведения перерасчета представляются копии квитанций на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения с «нулевыми» данными, договоры на предоставление коммунальных услуг на определенный период времени (например, для осуществления поливомоечных работ), технические паспорта на жилые дома, паспорта с указанием места регистрации, выписки из домовой книги, справки, выданные территориальными администрациями, управляющими организациями, органами внутренних дел, переписка с органами государственной власти и органами местного самоуправления и другие документы (например, заявления **** вх.№1097 от 28.01.2019, **** №290 от 06.02.2019, **** от 17.06.2019, **** вх.№808 от 10.07.2019, **** вх.№864 от 08.08.2019, **** вх.№2712/вх/ЯРО-19 от 15.08.2019, **** вх.№894 от 20.08.2019, **** без № от 20.08.2019, **** вх.№921 от 26.08.2019, **** вх.№939 от 03.09.2019, **** вх.№986 от 25.09.2019, **** вх.№1030 от 04.10.2019, **** вх.№1041 от 08.10.2019 и т.д.).

Соответствующие запросы по обращениям граждан направляются органами государственной власти Ярославской области в адрес регионального оператора (например, письмо Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля №0108/5265 от 24.05.2019 по обращению ****)

В качестве нормативного обоснования такого отказа ООО «Хартия» в большинстве ответах жителям указывает следующее.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ и статье 30 ЖК РФ собственник недвижимого имущества несет бремя его содержания. Пунктом 4 Правил №354 определен состав коммунальных услуг, оказываемых собственникам помещений. В указанный перечень входит обращение с ТКО.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Услуга по обращению с ТКО оказывается круглогодично, подлежит оплате. Основания для перерасчета отсутствуют.

Единый вид ответа ООО «Хартия» дает вне зависимости от того, представлялись ли вместе с обращением доказательства, которые, по мнению заявителей, подтверждают период временного отсутствия (например, ответ **** исх.№217 от 22.02.2019, **** исх.без № от 13.06.2019, **** исх.№628 от 25.07.2019, **** исх.№687 от 20.08.2019, **** исх.№762 от 11.09.2019, **** исх.№860 от 25.10.2019, **** исх.№880 от 31.10.2019, **** исх.№916 от 19.11.2019, и т.д.) или нет (ответ **** исх.№279 от 12.03.2019, **** исх.№724 от 02.09.2019, **** исх.№874 от 25.10.2019, **** исх.№921 от 19.11.2019, ****. и др.).

В обращениях в антимонопольный орган жителями указывается, в том числе, на отказ ООО «Хартия» от принятия к регистрации обращений о перерасчете платы (обращения, Ступиной Н.В. вх.№10741 от 30.10.2019, **** вх.№11191 от 12.11.2019).

 

Первоначальная позиция ООО «Хартия», представленная в Ярославское УФАС России, также сводится к правомерности отказа в проведении соответствующего перерасчета со ссылкой на следующие нормативные положения.

Согласно пункту 148 (34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с Правилами №354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил №354).

Расчет объема потребляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчет платы являются взаимозаменяемыми понятиями, так как в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы рассчитывается, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила №505).

Согласно пункту 5 Правил №505 коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил №505).

Для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО жилого фонда (многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов) в соответствии с Правилами №354, приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 №57-н «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ярославской области» применяются количественные показатели в виде расчетной единицы -1 житель, то есть 1 человек.

Учитывая изложенное, ООО «Хартия» пришло к выводу о том, что объем потребляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО для жилого фонда является произведением количества собственников на норматив накопления, установленный на 1 человека.

Более того, по мнению, ООО «Хартия», в соответствии со статьей 290 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Исходя из системного толкования норм действующего законодательства под бременем содержания понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, нести расходы на его содержание.

Указанные положения продублированы и в жилищном законодательстве. В соответствии со статьями 30,153,154 ЖК РФ собственники несут бремя содержания жилого помещения, обязаны поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения к ним, обязаны обеспечить обращение с ТКО, своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, нести расходы на содержание и ремонт принадлежащего ему жилого помещения и/или жилых помещений. Из приведенных положений ООО «Хартия» приходит к выводу о том, что круг прав и обязанностей собственника намного шире, чем лица, постоянно и/или временно проживающего в жилом помещении.

Постоянно и/или временно проживающие в жилом помещении наделены только правом пользования и обязаны соблюдать режим правовой охраны права собственности собственника, т.е. не причинять ущерб имуществу, которым пользуются и не нарушать иные права собственника, не чинить препятствия собственнику при исполнении последним своих обязанностей.

Таким образом, в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствие лиц по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, так как собственник не может отсутствовать. Отсутствие собственника, по своей правовой природе противопоставлено праву собственности.

Следовательно, временное отсутствие собственника по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не является основанием для перерасчета платы в порядке, предусмотренном разделом 8 Правил №354, так как такое отсутствие не снимает необходимость исполнения возложенных обязанностей (аналогичный ответ дан **** исх.№678 от 08.08.2019).

ООО «Хартия» в качестве подтверждения своей позиции сослалось на решения Кинешемского городского суда Ивановской области по делу №2-704/2018, Бутырского районного суда г.Москвы по делу №02-1223/2019, Омутнинского районного суда Кировской области №2-316/2019, Даниловского районного суда Ярославской области от 30.09.2019 по делу №2-578/2019, Угличского районного суда Ярославской области по делу №2-858/2019, Бутырского районного суда города Москвы по делу №2-1223/19, Фрунзенского районного суда города Ярославля по делу №2-2410/19, Фрунзенского районного суда города Ярославля по делу 2-1576/19, письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.02.2019.

 

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства                        ООО «Хартия» указало, что заявителям по антимонопольному делу правомерно отказано в перерасчете, у регионального оператора, так и в материалах антимонопольного дела, отсутствуют документы, подтверждающие период временного отсутствия обратившихся потребителей. Представленные документы: договоры на оказание коммунальных услуг, счета за электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение с нулевыми показателями не являются документами, подтверждающими период временного отсутствия.

Представлено заявление **** №1350 от 30.12.2019 на перерасчет платы и запросы ООО «Хартия», направленные на проверку представленных заявителем доказательств, ответы на них с указанием о недействительности выданных справок о проживании. Ответа на заявление **** в антимонопольный орган не представлено.

ООО «Хартия» письмом №4620/исх/ЯРО-20 от 08.06.2020 сообщило, что за май 2020 выполнены перерасчеты по 2 286 лицевым счетам на общую сумму 1 376 761 руб. На заседании Комиссии 09.06.2020 представитель ООО «Хартия» Батарев И.С. дополнительно к данному письму пояснил, что выполненные перерасчеты, в том числе, включают лиц, имеющих в собственности несколько жилых помещений.  ООО «Хартия» в настоящее время заявителем разъясняются на необходимость представления документов для осуществления перерасчета.

 

Ярославское УФАС России, оценив доводы сторон в части вменяемого нарушения, считает необходимым отметить следующее.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил №354 потребителю предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 56(2) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из анализа указанных выше норм Комиссия соглашается с доводом                 ООО «Хартия» о том, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что действия ООО «Хартия» в части отказа потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с ТКО являются незаконными ввиду следующих нормативных положений.

Согласно подпунктам «а» и «д» пункта 33 Правил №354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами №354, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 86 Правил №354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил №354.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

В указанном пункте разъяснено, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации

Таким образом, собственник не лишен возможности обратиться с заявлением о перерасчете платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, за период своего временного отсутствия (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № АПЛ18-357).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил №354 (пункт 4(1) Правил №354).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 148(24) Правил №354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 Правил №354).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета (пункт 91 Правил №354).

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (пункт 92 Правил №354).

В соответствии с пунктом 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 Правил №354, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю (пункт 94 Правил №354).

Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации (пункт 95 Правил №354).

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе (пункт 97 Правил №354).

С учетом совокупного анализа вышеизложенных норм следует, что потребитель, имеющий в собственности несколько жилых помещений не лишен права на перерасчет платы за обращение с ТКО.

ООО «Хартия» указывает, что лицами, обратившимися за перерасчетом, не представлены подтверждающие документы. Из анализа содержания ответов ООО «Хартия» не следует, что заявителям указано на необходимость представления таких документов в порядке пункта 92 Правил №354. В ответах заявителям, которым, по их мнению, представлены документы, подтверждающие период временного отсутствия, пояснений относительно оснований (причин) непринятия таких документов в качестве доказательств для осуществления перерасчета платы за обращение с ТКО не дано. ООО «Хартия» при рассмотрении обращений потребителей использован единый подход, не отрицающий возможность осуществления перерасчета платы за оказание услуг по обращению с ТКО, лицам, которые имеют в собственности несколько жилых помещений.

При анализе представленных ООО «Хартия» заявлений и ответов на них за апрель 2020 года установлено, что Обществом в настоящее время пересматривается подход относительно проведения перерасчета платы за оказание услуг по обращению с ТКО тем потребителям, которые имеют в собственности несколько жилых помещений (например, ответы с указанием перерасчета по заявлениям  **** исх.№231 от 14.02.2020, **** исх.№389 от 02.03.2020 и исх.№497 от 16.03.2020, **** исх.№690 от 08.04.2020).

ООО «Хартия» представлена судебная практика в качестве доказательств, подтверждающих законность отказа потребителям в перерасчете платы за оказание услуг по обращению с ТКО.

Сложившаяся судебная практика по мнению Комиссии имеет неоднозначный характер и не подтверждает законность единого (неперсонифицированного) подхода ООО «Хартия» по отказу в перерасчете платы за оказание услуг по обращению с ТКО. 

Так, например, решениями Бутырского районного суда г.Москвы по делу №02-1223/2019, Даниловского районного суда Ярославской области по делу №2-578/2019 в отказе исковых требований (в первом случае – в возврате излишне уплаченных средств за обращение с ТКО, во втором – не производить расчет платы за обращение с ТКО) заявителям отказано.

Вместе с тем, например, имеется практика Фрунзенского районного суда г.Ярославля по делам №2-1576/19, №2-2410/2019.

Судьей Ивахненко Л.А. Фрунзенского районного суда г.Ярославля рассмотрены исковые требования заявителей об обязании ООО «Хартия» произвести перерасчет платы  за ТКО в периоды временного отсутствия, приняты решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Решение по делу №2-1576/19 вступило в законную силу без обжалования в апелляционную инстанцию, по делу №2-2410/2019 решение отменено судом апелляционной инстанции, требования заявителя о перерасчете платы удовлетворены.

Судебная практика Кинешемского городского суда Ивановской области по делу №2-704/2018, Омутнинского районного суда Кировской области №2-316/2019 Комиссией рассмотрена, не принята в качестве доказательств в виду наличия другого субъектного состава (другие региональные операторы – ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», АО «Куприт»), Угличского районного суда Ярославской области по делу №2-858/2019 - отсутствия обращений в ООО «Хартия» за проведением перерасчета платы.

ООО «Хартия» письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.02.2019 «Обращение с ТКО» (вопрос №8) не представлено.

 

Обязанность знания и соблюдения требований законов установлена частью 2 статьи 15 Конституции РФ.

Закон о защите конкуренции является законом, которым должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;

-злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ закреплено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Являясь субъектом, занимающим доминирующее положение, профессиональным участником товарного рынка по оказанию услуг по обращению с ТКО, ООО «Хартия» должно предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

Потребитель в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной, реализация предусмотренного законом права на перерасчет которой зависит от действий ответчика.

ООО «Хартия» в одностороннем порядке определило условия обращения товара (услуги по обращению с ТКО) без учета требований законодательства в данной сфере.

Игнорирование требований, установленных Правилами №354 позволяет                           ООО «Хартия» укреплять свое доминирующее положение на товарном рынке, а также получать необоснованные преимущества, поскольку, не оказывая соответствующую коммунальную услугу по обращению с ТКО и не реагируя надлежащим образом на обращения (заявления) потребителей на перерасчет платы, Общество имеет необоснованную возможность получать с потребителей денежные средства за поставляемый ресурс в полном объеме.

Доказательства, подтверждающие, что ООО «Хартия» предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований законодательства отсутствуют. Доказательств невозможности принятия всех соответствующих необходимых и исчерпывающих мер Общество в ходе рассмотрения антимонопольного дела не представило.

Позиция ООО «Хартия», изложенная в письме №4651/исх/ЯРО-19 от 24.10.2019, о соответствии действий Общества положениям Правил №354, осуществления деятельности в условиях благоразумности и добросовестности не соответствует материалам антимонопольного дела.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу               №А40-205546/2016).

Действия ООО «Хартия», выразившееся в неправомерном (необоснованном) отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, ущемляет права неопределенного круга потребителей и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенных в решении обстоятельств, Комиссия считает необходимым выдать ООО «Хартия» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Хартия», ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250 нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Хартия» и должностных лиц дел по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                С.Н. Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                          М.В.Антонова

 

                                                                                                                         В.С.Гробова

                                                                                                                               

                                                                                                             

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны