Решение №1795/05-02 Решение от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальный предприниматель <…>

 

<…>

 

Государственное казённое учреждение Ярославской области Центр занятости населения Даниловского района

 

152070, Ярославская обл., Даниловский р-н, г. Данилов, ул. Шарохина, д. 15

e-mail: danilov@dgszn76.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-255/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 года                                 г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <…>, с участием:

заявитель, индивидуальный предприниматель <…> (далее также – ИП <…>, заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

заказчик, государственное казённое учреждение Ярославской области Центр занятости населения Даниловского района (далее также – ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района, заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района;

оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью «РТС–тендер», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ИП <…> на действия заказчика, ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер» (извещение № 0371200000821000019) (далее – аукцион, аукцион в электронной форме) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП <…> на действия заказчика, ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер» (извещение № 0371200000821000019).

Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

- проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержит всех обязательных условий, предусмотренных статьёй 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- заказчиком неправомерно установлены описание объекта закупки, требования к участникам закупки и к подаваемым ими заявкам, форма проекта контракта, поскольку в них прямо заложены нарушения законодательства о контрактной системе, включая ограничение конкуренции в виде сокращения числа участников закупки, противоречащие требованиям статей 31, 33, 34, 42, 63, 64, 66, 69, 83.2 и иным нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения по существу жалобы.

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Заказчиком, ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 12.03.2020 размещено извещение № 0371200000821000019 вместе с документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер».

Начальная (максимальная) цена контракта 14 828,67 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Довод № 1, заявленный в жалобе ИП <…>, признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным ввиду следующего.

Исходя из пункта 2 части 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С учетом изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должны установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику их деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика – ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района.

В соответствии с пунктом 4 извещения № 0371200000821000019 и пунктом 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе объектом закупки является: образовательные услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию  женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по образовательной программе «Парикмахер».

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 779 ГК РФ правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Проектом контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации по рассматриваемой закупке (далее – Проект контракта), установлено, что данный проект будет заключен между ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района, выступающим в данных правоотношениях в качестве заказчика и лицом, оказывающим образовательные услуги, выступающим в отношениях в качестве исполнителя.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Проекта контракта исполнитель оказывает образовательные услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее гражданин или слушатель) по профессии «Парикмахер» (далее услуги или профессиональное обучение) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 Техническое задание к Контракту), а заказчик принимает и оплачивает  оказанные услуги.

Приложение № 1 Техническое задание к Контракту установлены следующие требования к образовательным услугам, оформленные в виде таблицы:

 

п/п

Параметры требований к услугам

Конкретные требования к услугам, указываемые Заказчиком

1

Наименование закупаемых услуг

Образовательные услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер»

2

Объем услуг

Не более 200 ак. часов, не более 3 месяцев с даты начала обучения до даты окончания обучения, указанных в приказе исполнителя о зачислении граждан, направленных на обучение Заказчиком. Программа должна соответствовать утвержденному учебному плану.

3

Количество обучаемых 

1 человек

4

Срок оказания услуг

Дата начала и  окончания обучения согласовываются Заказчиком при формировании группы.

5

Форма получения услуг

Очная

6

Требования к образовательной программе

Программа должна:

- составляться с учетом наиболее рационального использования выделяемых бюджетных средств на их реализацию.

-соответствовать профессиональным стандартам, квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям (специальностям).

- включать лекционные и практические занятия.

7

Место оказания услуг

Город Ярославль

 

Разделами 8 и 9 Проекта контракта определены права, обязанности и ответственность сторон (заказчика и исполнителя) по заключаемому в будущем контракту на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер».

Кроме того, пунктом 13.1 раздела 13 Проекта контракта определено, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим контрактом, регулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положениями аукционной документации (в том числе Проектом контракта) четко и однозначно определен объем услуг, подлежащий выполнению исполнителем, а также права, обязанности и ответственность сторон по контракту.

Ссылка заявителя на отсутствие в Проекте контракта всех обязательных условий, предусмотренных статьей 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ), пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» несостоятельна ввиду следующего.

Во-первых, в части 1 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ речь идет о договоре об образовании, который заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Частью 9 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ установлено, что правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правил оказания платных образовательных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что в настоящих Правилах используются следующие понятия:

«заказчик» - физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«обучающийся» - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Исходя из данных определений заказчик и обучающийся может быть одним и тем же лицом.

Согласно пункту 13 Правил договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

г) место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Таким образом, вышеприведенные положения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Правил регулируют правоотношения, возникающие между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (исполнителем), и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица) или организацией, осуществляющей образовательную деятельность (исполнителем), лицом, зачисляемым на обучение (обучающимся), и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение (заказчиком), соответственно, обязательной стороной договора  об образовании, заключенного в рамках данных правоотношений является лицо, зачисляемое на обучение (обучающийся).

Контракт, заключаемый по итогам проведения данной конкурентной закупки представляет собой не договор об образовании, заключенный между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся или между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (исполнителем, и заказчиком и обучающимся (трехсторонний договор), а государственный контракт, предметом которого является оказание образовательных услуг, заключаемый от имени субъекта РФ (в лице ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района), государственным заказчиком, для обеспечения государственных нужд ГКУ ЯО ЦЗН Даниловского района. Соответственно, поскольку ввиду специфики законодательства о контрактной системе по итогам конкурентных процедур правоотношения возникают только между исполнителем (поставщиком, подрядчиком) и заказчиком, соответственно, проектом контракта, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, должны быть определены в обязательном порядке права, обязанности и ответственность сторон по контракту.

Данная позиция Комиссии Ярославского УФАС России подтверждается в том числе следующим.

Требования к контракту, заключаемому по итогам конкурентной закупки, предусмотрены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 29.10.2015 N 797н утвержден типовой контракт на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Предмет данного типового контракта схож с предметом контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, соответственно, нормы (положения) данного типового контракта могут применяться по аналогии к контракту, заключаемому по итогам рассматриваемой закупки.

Данным типовым контрактом так же, как и проектом контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, регламентированы только права, обязанности и ответственность сторон по контракту, то есть исполнителя и заказчика.

Кроме того, Комиссия Ярославского УФАС России полагает необходимым пояснить, что правоотношения, которые будут возникать впоследствии между организацией, осуществляющей образовательную деятельность и предоставляющей платные образовательные услуги обучающемуся, и обучающимся урегулированы диспозитивными номами законодательства об образовании (в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 421 ГК РФ в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Так права, обязанности и ответственность обучающегося, на отсутствие которых в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, ссылается заявитель, закреплены главой 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, права обучающегося предусмотрены и защищены диспозитивными нормами законодательства об образовании.

Относительно довода заявителя № 2 Комиссия Ярославского УФАС России поясняет следующее.

Второй довод заявителя содержит указание на то, что заказчиком неправомерно установлены описание объекта закупки, требования к участникам закупки и к подаваемым ими заявкам, форма проекта контракта, поскольку в них прямо заложены нарушения законодательства о контрактной системе, включая ограничение конкуренции в виде сокращения числа участников закупки, противоречащие требованиям статей 31, 33, 34, 42, 63, 64, 66, 69, 83.2 и иным нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Вместе с тем жалоба не содержит:

- во-первых, обоснования несоответствия аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки, требований к участникам закупки и к подаваемым ими заявкам, форме проекта контракта;

- во-вторых, указания на то, какие-именно положения/требования аукционной документации приводят к ограничению конкуренции в виде сокращения числа участников закупки;

- в-третьих, указания на то, в чем именно положения аукционной документации противоречат требованиям статей 31, 33, 34, 42, 63, 64, 66, 69, 83.2 и иным нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно представленным заказчиком письменным пояснениям последний не согласен с тем, что им были допущены нарушения законодательства о контрактной системе при формировании аукционной документации, полагает, что аукционная документация соответствует положениям закона.

Доказательств обратного заявитель в своей жалобе не приводит.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Исходя из пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Таким образом, указанными выше нормами права установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений.

При этом сторона, заявившая о недобросовестном (незаконном) поведении (действиях) другой стороны обязана привести доказательства последнего. В условиях отсутствия таких доказательств и, более того, в условиях отсутствия обоснований (конкретизации) предполагаемых заявителем фактов нарушений со стороны заказчика, Комиссия не может констатировать факт данного/данных нарушения/нарушений, поскольку не имеет для этого необходимых и достаточных оснований.

Учитывая данные обстоятельства, жалоба по второму доводу не может быть признана обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

РЕШИЛА:

 

признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>) на действия заказчика, государственное казённое учреждение Ярославской области Центр занятости населения Даниловского района (ИНН: 7617006647, ОГРН: 1027601461051), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по профессии «Парикмахер» (извещение № 0371200000821000019), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                      <…>

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны