Решение №3365 решение от 11 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Фарт плюс»
ул. Волжская набережная, 197,
г. Рыбинск, Ярославская обл., 152903
ООО «Эталон-Строй»
ул. Волжская набережная, 197,
г. Рыбинск, Ярославская обл., 152903
ИП
РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/28-601/2019
«23» апреля 2021 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме «11» мая 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В.,
члены Комиссии – начальник отдела органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,
рассмотрев дело № 076/05/28-601/2019 по факту размещения рекламы услуг по предоставлению займов с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Фарт плюс», ООО «Эталон-Строй», ИП , привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившими 23 сентября 2019 г. материалами из Отделения по Ярославской области Главного управления по Центральному федеральному округу Банка России установлен факт распространения 10 сентября 2019 г. информации следующего содержания: «ДЕНЕЖНАЯ помощь финансовая помощь в трудной ситуации деньги до зарплаты ЗАЙМЫ до 20 тысяч рублей… Рыбинск, ул. Крестовая, 62, (Дом Мод), 2 этаж 8(980)704-92-08», размещенной на рекламной конструкции вблизи дома по адресу: г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 62.
Дело возбуждено по признакам нарушения частей 1, 3, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектами рекламирования в данном случае выступают услуги по предоставлению займов.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Поскольку в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов, Комиссией, установлено нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (в том числе по страхованию рисков).
В рекламе содержится информация о сумме займа «до 20 тысяч рублей»
Вместе с тем, иные условия, определяющие полную стоимость займа в рекламе не указаны. В частности, отсутствует информация о сроке и ставке предоставления займов, что является нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 2.1 статьи 3 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ (далее - ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях") микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Поскольку в рассматриваемой рекламе не указано наименование лица, оказывающего рекламируемые услуги, то у потребителя отсутствует возможность определить, включено ли лицо, оказывающее рекламируемые услуги, в Государственный реестр микрофинансовых организаций.
На указанной рекламной конструкции содержится информация о рекламном агентстве «Фарт плюс» с указанием номера телефона «т. 28-19-37».
ООО «Фарт плюс» направило письменные пояснения (вх. № 10648 от 28.10.2019), в которых указано, что данное лицо не является владельцем рассматриваемой рекламной конструкции с 01 апреля 2014 года. Рассматриваемую рекламную информацию ООО «Фарт плюс» не изготавливало и не размещало. Ранее рекламная конструкция принадлежала ООО «Фарт плюс», после продажи рекламной конструкции на ней остались отличительные знаки, а именно, наклейка с наименованием и телефоном.
К указанным письменным пояснениям ООО «Фарт плюс» приложены копии договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договора № 16 от 01.03.2014 г. купли-продажи рекламной конструкции, заключенного между ООО «Фарт плюс» и ООО «Эталон-Строй», акта приема-передачи от 01.04.2014 г.
ООО «Эталон-Строй» представлены письменные пояснения (вх. № 12691 от 18.12.2019), в которых указано, что запрашиваемые документы по распространению рассматриваемой рекламы не могут быть представлены, так как срок хранения кассовых и отгрузочных документов истек и документы утилизированы.
Кроме того, ООО «Эталон-Строй» в пояснениях указано, что рассматриваемую рекламу изготовило по утвержденному макету ИП ОГРН 310290216900032, ИНН 290214848802. Макет рекламы был ею принят и согласован.
ИП представлены письменные пояснения (вх. № 11705 от 19.10.2020), в которых указано, что ИП деятельность по указанному в рекламе адресу: г. Рыбинск, ул. Крестовая, 62, (Дом Мод), не ведет с 2017 года. На данный момент рекламная вывеска по вышеуказанному адресу отсутствует. В связи с прекращением деятельности все документы на изготовление, распространение и размещение рекламной конструкции были уничтожены по истечении года в связи с ненадобностью.
ИП отсутствует в Государственном реестре микрофинансовых организаций.
В связи с этим в данном случае также установлено нарушение части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 1 статьи 28 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение частей 3, 14 статьи 28 несет ответственность рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Вместе с тем, ИП доказательства (фотофиксации) демонтажа рассматриваемой рекламы в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП , а рекламораспространителем - ООО «Эталон-Строй».
Следовательно, ИП как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушила требования частей 1, 3, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а ООО «Эталон-Строй» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований частей 1, 3, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «ДЕНЕЖНАЯ помощь финансовая помощь в трудной ситуации деньги до зарплаты ЗАЙМЫ до 20 тысяч рублей… Рыбинск, ул. Крестовая, 62, (Дом Мод), 2 этаж 8(980)704-92-08», размещенную на рекламной конструкции вблизи дома по адресу: г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 62, поскольку в данном случае нарушены требования части 1, 3, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП , ООО «Эталон-Строй» предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е. В. Гудкевич
Члены Комиссии: А. В. Семенюк
С.Д. Солодяшкина