Решение б/н Решение по делу № 03-03/108-09 в отношении ОАО «Ярославская ... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 03-03/108-09

 
                                                                                                                                     г. Ярославль
 
Резолютивная часть решения оглашена 27.08.2010 года.             
В полном объеме решение изготовлено 07.09.2010 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/108-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления Сибрикова Н.М.., члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Гаев. М.В., специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнёв Д.А., с участием: от Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК», ответчик) - <…>, МУП ЖКХ Заячье-Холмского сельского поселения (далее – МУП ЖКХ, заявитель) – <…>,
рассмотрев на заседании 27.08.2010 дело № 03-03/108-09 о нарушении ОАО «ЯСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступило заявление МУП ЖКХ о нарушении ОАО «ЯСК» антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению заявителя, в действиях по ограничению отпуска электрической энергии путем отключения водонапорной башни с. Унимерь, что противоречит действующему законодательству и ущемляет интересы заявителя, а также жителей с. Унимерь.
Представитель ОАО «ЯСК» не согласился с вменяемым нарушением, пояснил, что в числе электроприемников водонапорной башни с. Унимерь отсутствуют электроприемники аварийной брони, а также отсутствуют отдельные питающие линии, на которые должны быть выведены электроприемники аварийной брони и по которым подача электрической энергии не подлежит прекращению. Запрет введения ограничения в соответствии с п.168 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 (далее – Правила), относится лишь к электроприемникам аварийной брони, в отношении которых бронь установлена. На иные категории энергоприемников, имеющиеся у потребителей на объектах, указанных в Приложении 6 Правил, запрет введения полного ограничения не распространяется.
Представитель МУП ЖКХ полностью поддержал изложенную в заявлении позицию, пояснил, что в связи с принадлежностью водонапорной башни с. Унимерь к объектам водоснабжения, в соответствии с п. 168 и Приложением 6 Правил, полное прекращение электроснабжения объекта противоречит законодательству и ущемляет как интересы заявителя, так и жителей с. Унимерь.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «ЯСК» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
МУП ЖКХ оказывает услуги водоснабжения на территории Заячье-Холмского сельского поселения. Подача МУП ЖКХ электрической энергии является необходимым условием процесса водоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Между ОАО «ЯСК» и МУП ЖКХ заключен договор снабжения электрической энергией № 406 от 08.06.2009 (далее – Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора Поставщик (ОАО «ЯСК») обязуется подавать электрическую энергию до согласованных точек поставки, в соответствии с плановыми объемами потребления, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии, а Покупатель (МУП ЖКХ) обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги. Одной из точек поставки (согласно Приложению 4 к данному договору) является «Унимерь вод. башня».
В соответствии с пп. 2.1.1. указанного договора Поставщик обязан обеспечить надежную и бесперебойную подачу энергии к точкам поставки Покупателя в объемах и сроки, предусмотренные Договором.
Поставщик   имеет   право   полностью   или частично   прекращать   (ограничивать) поставку энергии покупателю в случаях, предусмотренных Договором и (или) действующим законодательством РФ (пп. 2.2.2. Договора).
Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что полное или частичное ограничения режима потребления энергии применяется в случаях и порядке, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами, в том числе в случае нарушения Покупателем (МУП ЖКХ) обязательств по оплате энергии и услуг, предусмотренных Договором.
Уведомлением от 04.08.2009г. № 326 о введении ограничения режима потребления электрической энергии ОАО «ЯСК» сообщило, что задолженность МУП ЖКХ перед ОАО «ЯСК» по состоянию на 01.08.2009 составляет 595200,88 рублей, предложило произвести оплату данной задолженности или заключить соглашение о порядке и условиях погашения образовавшейся задолженности. Этим же уведомлением ОАО «ЯСК» сообщило об ограничении отпуска электрической энергии с 10:00 12.08.2009г. путем отключения водонапорной с. Унимерь и д. Смалево до погашения имеющейся вышеуказанной задолженности или подписания соглашения о ее урегулировании.
12 августа 2009 года ОАО «ЯСК» ограничило отпуск электрической энергии путем отключения башни и насоса артезианской скважины в с. Унимерь от электрической энергии.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно п. 168 Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в Приложении № 6 Правил.
Приложение № 6 Правил предусматривает недопустимость ограничения режима потребления ниже аварийной брони, в том числе объектов водоснабжения и канализации.
Пунктом 177 Правил установлен порядок, в котором возможно ограничение, в том числе и полное, режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Правил. Подпункт «г» данного пункта определяет, что положение о полном ограничении режима потребления не распространяется на потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается.
В связи с вышеизложенным Комиссия полагает, что законодателем однозначно закреплено положение о недопустимости полного ограничения энергоснабжения объектов водоснабжения, каким является водонапорная башня с. Унимерь.  
Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Приказом Ярославского УФАС № 87 от 26.12.2006г. ОАО «ЯСК» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара по виду деятельности «торговля электроэнергией» (ОКВЭД 40.13.2) в географических границах Ярославской области с долей более 50 %.
В связи с вышеизложенным, действия ОАО «ЯСК» по полному прекращению энергоснабжения водонапорной башни с. Унимерь, являющегося объектом водоснабжения, полное ограничение энергоснабжения которого недопустимо, ущемляют интересы заявителя и населения, являются нарушением ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы ответчика о возможности полного ограничения потребителя при отсутствии установленной аварийной брони Комиссией отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Обязанность потребителя, указанного в Приложении 6 Правил по согласованию аварийной брони была установлена Постановлением Правительства № 785 от 02.10.2009. Договор энергоснабжения между ответчиком и потребителем заключен ранее принятия вышеуказанного акта.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.02.2010 по делу № А82-16450/2009-38, Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 16.04.2010 признаны недействительными пункты Договора в части установления права ОАО «ЯСК» на полное ограничение режима потребления энергии в отношении, в том числе, водонапорной башни с. Унимерь. Вышеуказанные акты вступили в законную силу. В связи с вышеизложенным, Комиссия считает возможным предписание ОАО «ЯСК» по данному делу не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1.Признать Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

Связанные организации

Связанные организации не указаны