Постановление №9305/07-07 постановление от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Газпром газораспределение Ярославль»

150014, г. Ярославль,

ул. Рыбинская, д. 20

<...>

150046, г.Ярославль,

<...>

ООО «Росстройгаз»

150044, г. Ярославль,

1-й Промышленный проезд, д.11.оф.21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 076/04/9.21-621/2020

об административном правонарушении

03 сентября 2020 года г. Ярославль

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н., рассмотрев протокол по делу № 076/04/9.21-621/2020 от 17 июля 2020 года, составленный начальником отдела контроля ТЭК и ЖКХ Антоновой М.В., и материалы дела об административном правонарушении № 076/04/9.21-621/2020, возбужденного в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» (далее – АО «Газпром газораспределение Ярославль»), ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д.20, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя АО «Газпром газораспределение Ярославль» – <...> (по доверенности №216 от 17.12.2019), директора ООО «Росстройгаз» <...> ,

у с т а н о в и л:

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление ДНП «Дачник» (вх. № 6389 от 11.06.2020) о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

В ходе рассмотрения установлены следующие фактические обстоятельства.

На основании технических условий №ЮС-05/106 от 02.07.2014, выданных АО «Газпром газораспределение Ярославль», ДНП «Дачник» в целях газификации 35 жилых домов в коттеджном поселке построило и ввело в эксплуатацию газопроводы высокого и среднего давления на земельном участке с кадастровым номером 76:17:115201:1246, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна.

В соответствие с Актами приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы газопровод высокого давления «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)» принят 24.12.2018, а газопровод среднего давления – 06.09.2019.

11.06.2019 между ООО «Росстройгаз» и ДНП «Дачник» заключен договор №34/19-ДМ на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому и техническому обслуживанию газопроводов и сооружений на них.

По сведениям ДНП «Дачник» (письмо №250 от 07.07.2020), документы на регистрацию права собственности на газопровод высокого давления переданы в Росреестр 26.03.2020, а на газопровод среднего давления – 19.06.2020. До настоящего времени документы находятся на регистрации.

21.01.2020 ДНП «Дачник» дало письменное согласие на подключение индивидуального жилого дома <...>, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, <...> , кадастровый номер земельного участка <...> , к газопроводу среднего давления «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)».

07.05.2020 <...> посредством электронной связи обратился в АО «Газпром газораспределение Ярославль» с запросом на выдачу технических условий для подключения к газораспределительным сетям объекта капитального строительства –индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, <...> , кадастровый номер земельного участка <...> , максимальный расход газа 5 м³/ч.

Письмом № ЦФ-00817-20 от 27.05.2020 АО «Газпром газораспределение Ярославль» отказало <...>  в выдаче технических условий, указав при этом, что сеть газораспределения для жилых домов в ДНП «Дачник», к которой возможно подключение принадлежащего ему объекта капитального строительства, находится на обслуживании ООО «Росстройгаз». За предоставлением технических условий необходимо обратиться в данную организацию. Иного основания для отказа в выдаче технических условий АО «Газпром газораспределение Ярославль» не указало.

В письме №КГ-07/01/2306 от 03.07.20220 на запрос антимонопольного органа АО «Газпром газораспределение Ярославль» отметило, что согласно акту от 06.09.2019 «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)» введена в эксплуатацию. Указанная сеть газораспределения подключена к сетям АО «Газпром газораспределение Ярославль». АО «Газпром газораспределение Ярославль» не является эксплуатационной организацией данного газопровода.

В письме указано, что ООО «Росстройгаз» участвовало в приемке газопровода «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)» в качестве эксплуатационной организации.

АО «Газпром газораспределение Ярославль» сделало вывод о том, что ООО «Росстройгаз» является эксплуатационной организацией и имеет статус газораспределительной организации, поэтому является организацией, владеющей сетью газораспределения на законных основаниях и имеющей право осуществлять технологическое присоединение.

В письме №337 от 03.07.2020 на запрос антимонопольного органа ООО «Росстройгаз» указало, что <...> за выдачей технических условий в Общество не обращался. ООО «Росстройгаз» не вправе выдавать технические условия для подключения объектов капитального строительства к газопроводу «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)», поскольку не владеет указанными сетями на праве собственности и ином законном основании.

Порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям регламентирован Правилами подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» – совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

«исполнитель» – газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов

«основной абонент» – юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, «эксплуатационная организация» – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 6 Правил №1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Согласно пункту 7 Правил №1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);

б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;

г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Согласно пункту 8 Правил №1314 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), а в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

б) ситуационный план;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя);

д) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта;

е) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;

ж) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;

з) утратил силу с 1 января 2019 года;

и) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Согласно пункту 14 Правил №1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

В соответствии с пунктом 34 Правил №1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

В рассматриваемом случае ДНП «Дачник» является собственником газопровода «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)», и основным абонентом в смысле пунктов 2, 34 Правил №1314. Данная газопроводная сеть основного абонента присоединена к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Ярославль». <...>  вместе с запросом о выдаче технических условий представил письменное согласие основного абонента – ДНП «Дачник» – на подключение его жилого дома к газопроводу среднего давления.

При данных обстоятельствах действия АО «Газпром газораспределение Ярославль» по отказу в выдаче Путову В.С. технических условий на подключение (технологическое присоединение) и направлении его в ООО «Росстройгаз» являются неправомерными. Иного основания для отказа в выдаче технических условий на запрос <...> от 07.05.2020 в письме № ЦФ-00817-20 от 27.05.2020 не указано.

Представитель ООО «Росстройгаз» на рассмотрении дела подтвердил позицию, изложенную в письме №337 от 03.07.2020 на запрос антимонопольного органа, и пояснил, что <...> . за выдачей технических условий в Общество не обращался. В рассматриваемом случае ООО «Росстройгаз» не вправе выдавать технические условия для подключения объектов капитального строительства к газопроводу «Сеть газораспределения для жилых домов ДНП «Дачник», расположенном по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Туношенский сельский округ, в районе с.Туношна (76:17:115201:1246)», поскольку не владеет указанными сетями на праве собственности и ином законном основании, собственником сетей является ДНП «Дачник», а Общество является эксплуатирующей организацией.

 

В соответствии с частью 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Отношения по подключению к сетям не образуют самостоятельного вида услуг, в рассматриваемом случае являются частью товарного рынка (услуги) по транспортировке газа, исходя из этого следует, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» является субъектом естественной монополии.

Таким образом, действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства путем отказа в письме № ЦФ-00817-20 от 27.05.2020 в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос <...> от 07.05.2020, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Правонарушение совершено в 2020 году.

Место совершения правонарушения – г. Ярославль.

Потерпевшим по делу является <...>

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в дело не представлено.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, АО «Газпром газораспределение Ярославль» должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Потребитель (абонент) в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной, названный субъект зависит от действий Общества. Роль АО «Газпром газораспределение Ярославль» при осуществлении возложенной на него обязанности по технологическому присоединению объекта потребителя предполагает его активное поведение не только в отношениях с обратившимся к нему лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами. Доказательств невозможности принятия всех соответствующих необходимых и исчерпывающих мер Общество в ходе административного производства не представило. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения заявителем действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении АО «Газпром газораспределение Ярославль» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства путем неправомерного отказа в письме № ЦФ-00817-20 от 27.05.2020 в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос <...> от 07.05.2020.

Согласно пункту 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность в соответствии со статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Однако, антимонопольным органом установлено, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» неоднократно допускает нарушения порядка подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, что свидетельствует не о единичном случае, а о систематическом характере нарушений.

С учетом данного факта должностное лицо Ярославского УФАС России считает правомерным назначение АО «Газпром газораспределение Ярославль» наказания в размере, превышающем минимальный размер санкции по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 9.21, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.,

п о с т а н о в и л:

привлечь акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль», ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: 150014, г. Ярославль, ул.Рыбинская, д. 20, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства (неправомерный отказ в письме № ЦФ-00817-20 от 27.05.2020 в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос <...> от 07.05.2020), в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 01091 01 0021 140

УИН 16100500000000657370

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны