Решение №7006/06-07 жалоба ООО «ПР-Лизинг» на действия (бездействие) Заказчика –... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик - 
АО «Ярославльводоканал»
150003, г. Ярославль, пр-кт Ленина, д. 1а


Заявитель –
ООО «ПР-Лизинг»
121099, г. Москва, пер. Девятинский Б.,
д. 4 оф. 7


Электронная торговая площадка – 
РТС-тендер  

Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушения при организации и проведении торгов
№ 076/07/3-587/2020

г. Ярославль


Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2020 года 
Решение изготовлено в полном объёме 10 июля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, члены Комиссии с участием:
от заказчика – АО «Ярославльводоканал» (по доверенностям),
от заявителя - ООО «ПР-Лизинг» - (по доверенности) ,
рассмотрев жалобу ООО «ПР-Лизинг» на действия (бездействие) Заказчика – АО «Ярославльводоканал», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приобретению насоса со шкафом управления в лизинг (извещение № 32009246903) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ПР-Лизинг» на действия (бездействие) Заказчика – АО «Ярославльводоканал», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приобретению насоса со шкафом управления в лизинг (извещение № 32009246903).
Обжалуемые действия (бездействие) — осуществление комиссией Заказчика – АО «Ярославльводоканал», закупки с нарушениями требований Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а именно: установление в конкурсной документации критерия оценки участников закупки «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ», который «подтверждается копией выписки из ЕГРЮЛ, полученной не ранее чем за 3 месяца до даты начала подачи заявок». 
На заседании Комиссии представитель Заказчика с доводами жалобы  не согласился, пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов.  
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 указанного  Закона документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Ярославльводоканал»        (далее — Положение о закупке) утверждено советом директоров                                          АО «Ярославльводоканал» (протокол № 8 от 14.12.2018), и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «Ярославльводоканал», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
17.06.2020 г.  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. (далее – официальный сайт, единая информационная система) размещены извещение и документация о закупке на проведение открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приобретению насоса со шкафом управления в лизинг (извещение № 32009246903).
Пунктом 13 конкурсной документации «Требования к участникам» заказчик предусмотрел для оценки по критериям следующее условие: «Наличие опыта у участника закупки по оказанию услуг финансового лизинга промышленного оборудования за последний календарный год» и пунктом 23 конкурсной документации «Критерии оценки» в подпункте 3 установлен критерий: «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ», «что подтверждается копией выписки из ЕГРЮЛ, полученной не ранее чем за 3 месяца до даты начала подачи заявок».
Кроме того, согласно пункту 23 конкурсной документации для критерия «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ» установлена следующая методика оценки: срок сущестования10 лет и более — 50 баллов; более 5 лет, но менее 10 лет — 25 баллов; менее 5 лет — 0 баллов.
Заявитель полагает, что данный критерий не соответствует Положению о закупке, не является критерием оценки опыта участников. По мнению заявителя, фактически конкурсной документацией предусмотрена не оценка «профессионального стажа» деятельности участника в определенной сфере деятельности, а только лишь срок его существования в качестве юридического лица, без какого-либо анализа и подтверждения.
Как следует из содержания жалобы заявителя, установленные Положением о закупке требования к  квалификации и опыту участников закупки нарушают следующие установленные законом принципы: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 
Кроме того, заявитель полагает, что обжалуемые действия заказчика содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Доводы жалобы признаны Комиссией необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются таким принципом как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера (п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, далее - Обзор судебной практики по закупкам). 
Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого заказчика в зависимости от его потребностей при соотносимости последних с предметом закупки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации  о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 5.2 Положения о закупке документация должна содержать порядок и критерии допуска заявок и оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. Порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленным конкурсной документацией, может быть предусмотрено использование качественных и квалификационных критериев оценки, а также иных критериев, характеризующих условия исполнения контракта, предлагаемые участникам.
В качестве критериев допуска участников к закупке могут устанавливаться в том числе наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, опыт осуществления участником соответствующей деятельности, квалификация и опыт работников участника, привлекаемых к исполнению контракта, и иные показатели, необходимые для исполнения договора, а также функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (при закупке товаров) и качество предлагаемых работ и услуг.
При оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке в соответствии с качественными и квалификационными критериями может оцениваться деловая репутация участника конкурса, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, опыт осуществления участником соответствующей деятельности, квалификация и опыт работников участника, привлекаемых к исполнению договора, и иные показатели, необходимые для исполнения договора, а также функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (при закупке товаров) и качество предлагаемых работ и услуг.
Согласно подпункту 5.2.3 Положения о закупке критериями оценки в конкурсе должны быть из числа перечисленных в указанном подпункте. Среди критериев оценки названы в том числе опыт (применяется при закупке любой продукции), а также иные критерии оценки, установленные документацией о закупке, исходя из специфики осуществляемой закупки.
Критерий «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ» не является отборочным и не препятствует компаниям принимать участие в данной закупке независимо от срока их существования в качестве юридического лица на рынке финансового лизинга в Российской Федерации.
Указание заявителя на то, что Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не является документом, подтверждающим опыт и профессионализм работы компании на рынке, не является состоятельным. В выписке из ЕГРЮЛ указываются все данные о компании, ее уставном фонде, опыте работы на рынке. Критерий «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ», подтвержденный Выпиской из ЕГРЮЛ, соответствует пункту 5.2.3. Положения о закупке.
При этом критерий «Срок существования юридического лица на рынке финансового лизинга в РФ» в равной мере относится ко всем участникам закупки, что не влечет за собой необоснованного ограничения количества участников закупки, и, как следствие, не является нарушением антимонопольного законодательства.
Критерий оценки «Опыт участника по оказанию услуг финансового лизинга промышленного оборудования за последний календарный год» призван определить квалификацию участника в выполнении договоров более узкого, специфического сегмента рынка лизинговых услуг — финансирование поставок оборудования, но не автомобилей либо иной техники. Максимальное количество баллов выставляется за 10 и более договоров за 2019 год.
Дополнительные критерии оценки участников закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку эти критерии в равной степени применимы ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что заказчиком в документации о конкурентной закупке правомерно установлены рассматриваемые критерии.
На основании изложенного Комиссия также приходит к выводу о том, что действия заказчика АО «Ярославльводоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приобретению насоса со шкафом управления в лизинг являются правомерными, и обжалуемые действия закупочной комиссии заказчика не содержат признаков нарушения Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении заявителем своим правом на обжалование и об отсутствии в действиях заявителя добросовестности.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1.  Признать жалобу ООО «ПР-Лизинг» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «Ярославльводоканал», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по приобретению насоса со шкафом управления в лизинг (извещение № 32009246903) необоснованной.
2.  Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 02.07.2020 № 6697/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                 

Члены Комиссии      

Связанные организации

Связанные организации не указаны