Решение №261/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 24 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

ПАО «ТГК-2»

e-mail: energy@tgc-2.ru

<...>

Заявитель

Адвокатское бюро «Казаков и партнеры»

e-mail: info@abkazakov.ru

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-14/2022

19 января 2022 года                                                                                                          г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 24.01.2022 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от ПАО «ТГК-2» - <...>, <...> (по доверенностям),

от Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» (вх. № 110 от 11.01.2022) на действия (бездействие) заказчика – ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» (вх. № 110 от 11.01.2022) на действия (бездействие) заказчика – ПАО «ТГК-2», при проведении закупки у единственного источника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на право заключения договора на оказание юридических услуг с начальной ценой договора 60 094 686 руб. (Уведомление – 32110993910).

Обжалуемые действия (бездействие): формирование Положения о закупочной деятельности ПАО «ТГК-2» с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», неправомерный выбор заказчиком неконкурентного способа проведения закупки (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

На заседании Комиссии представители заказчика представили документы, запрошенные уведомлением от 14.01.2022 № 151/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

27.12.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО «ТГК-2» размещено уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика № 32110993910 на право заключения договора на оказание юридических услуг с начальной ценой договора 60 094 686 руб. (далее - закупка).

28.12.2021 ПАО «ТГК-2» заключило соответствующий договор оказания юридических услуг с ООО «ЮК «ИНФОРС».

Положением о закупочной деятельности ПАО «ТГК-2» (далее – положение, положение о закупке) предусмотрены неконкурентные способы закупки, а именно закупка у единственного поставщика (подпункт «а» пункта 7.1.1.2 положения).

В соответствии с пунктом 8.10.2.19 закупки у единственного поставщика могут осуществляться на основании утвержденной Правлением ГКПЗ, решениями ЦКК или Председателя ЦКК (заместителя Председателя иного члена комиссии выполняющего по поручению Председателя комиссии его функции), в частности, в случае заключения договора на юридические и/или консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.

Согласно дополнениям к рассматриваемой жалобе (вх. № 425 от 19.01.2022), по мнению заявителя, пункт 8.10.2.19 положения принят с нарушением Закона о закупках, так как не содержит конкретные обстоятельства, при наличии которых заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика на право заключения договора оказания юридических услуг, а также фактически оставляет за заказчиком право не проводить конкурентные процедуры при закупке данных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции аналогичным образом предусматривает обжалование действий заказчика только в случае, если такие действия совершены при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. Обжалование положения о закупке в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не предусмотрено.

Таким образом, часть 10 статьи 3 Закона о закупках, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривают возможности обжаловать положение о закупке.

ПАО «ТГК-2» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 0001/350-2022 от 18.01.2022), указало, что у Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» отсутствует право на подачу жалобы на рассматриваемые действия (бездействие) заказчика, так как в силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает только жалобы на действия (бездействие) заказчика при организации и проведении торгов. В связи с этим закупка у единственного поставщика не подлежит обжалованию, так как заявитель не является участником конкурентной процедуры.

Комиссия не соглашается с данным доводом заказчика в связи с тем, что ни Законом о защите конкуренции, ни Законом о закупках не предусмотрен запрет на рассмотрение жалоб на действия заказчика при проведении им закупки у единственного поставщика со стороны лица, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Аналогичная правовая позиция изложена Арбитражным судом Московского округа в постановлении от 28.09.2017 по делу № А40-168139/2016.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из содержания жалобы, заявитель оспаривает неправомерный выбор ПАО «ТГК-2» неконкурентного способа закупки, а именно закупки у единственного поставщика для удовлетворения своих потребностей в юридических услугах.

По мнению Адвокатского бюро «Казаков и партнеры», избрание заказчиком неконкурентного способа закупки повлекло за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников закупки, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно абзацу 1 статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Как уже было указано выше, право заказчика на проведение закупки у единственного поставщика с целью заключения договора на оказание юридических услуг предусмотрено пунктом 8.10.2.19 положения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целью регулирования настоящего Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Комиссия учитывает тот факт, что заказчик принял решение о выборе исполнителя по договору оказания юридических услуг неконкурентным способом в связи с рассмотрением Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы ПАО «ТГК-2» по делу № А40-214618/2020. ПАО «ТГК-2» требовалось привлечь дополнительных представителей для формирования правовой позиции и защиты своих интересов и соблюсти при этом соответствующие процессуальные сроки. В данной ситуации организация, в том числе составление документации о закупке, и проведение конкурентной закупки могли привести к сокращению времени, необходимого для надлежащего оказания закупаемых юридических услуг.

Комиссия также приходит к выводу о том, что проведение закупки способом закупки у единственного поставщика, с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как неправомерное ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.

Аналогичная правовая позиция изложена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 31.01.2019 по делу № А65-25394/2018.

Следовательно, осуществление ПАО «ТГК-2» закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание юридических услуг не свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» (вх. № 110 от 11.01.2022) на действия (бездействие) заказчика – ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151), при проведении закупки у единственного источника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на право заключения договора на оказание юридических услуг с начальной ценой договора 60 094 686 руб. (Уведомление – 32110993910) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны