Решение №4831/05-02 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 14 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант»

143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, строение 3, офис 429 (часть "а")

oleg.sidorov@ies-garant.ru

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства»

152901, Ярославская область, город Рыбинск, улица Стоялая, дом 19

rtca@mail.ru

Акционерное общество «ТЭК-Торг»

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII

press@tektorg.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-918/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года      г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ...,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант» (далее также – ООО «ЕЭС-Гарант», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ..., ... (до перерыва), ... (после перерыва),

заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (далее также – МБУ «Управление городского хозяйства», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...,

оператор - акционерное общество «ТЭК-Торг», участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ЕЭС-Гарант» на действия заказчика, МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147321000058) (далее – конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЕЭС-Гарант» на действия заказчика, МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147321000058) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

1) в пункте 9.5 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации заказчиком установлено основание для одностороннего отказа от исполнения контракта, не предусмотренное постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее - постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636). Кроме того, использование заказчиком при установлении такого основания конструкции «вправе» является коррупциогенным фактором, что может привести к произвольному применению данного положения;

2) в разделе 3 «Проект контракта» конкурсной документации заказчиком установлены условия об ответственности исполнителя в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (далее - постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), в то время как условия о такой ответственности исполнителя должны устанавливаться исключительно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636;

3) в конкурсной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и о наименовании страны происхождения товара, при этом товар в рамках проводимой закупки является используемым, а не поставляемым, вследствие чего данное требование установлено в нарушение норм действующего законодательства;

4) содержащийся в приложении №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен с нарушением требований законодательства о контрактной системе: при оценке заявок участников закупки учитываются только те контракты/договоры, цена которых составляет не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей (тем самым заказчик ограничил количество участников закупки);

5) содержащийся в приложении №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен с нарушением требований законодательства о контрактной системе: заказчиком установлено требование, в соответствии с которым оценке подлежат только контракты/договоры, цена которых свыше 113 000 000,00 руб., в то же время данная ценовая отметка не сопоставима ни с НМЦК, ни с минимальным размером экономии, то есть является необоснованной и произвольной;

6) содержащийся в приложении №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен с нарушением требований законодательства о контрактной системе: при оценке заявок участников закупки учитываются контракты/договоры, предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, в то время как с учетом требования о сопоставимости характера и объема оказываемых услуг должны оцениваться только контракты/договоры, направленные на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения;

7) в подразделе 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации содержится в числе прочего указание на ГОСТ Р 54350-2015. «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний», который предусматривает четыре характеристики светильников (класс светораспределения, тип кривой силы света, тип условной экваториальной кривой силы света, тип светораспределения в зоне слепимости), в то же время заказчиком при описании светильников в подразделе «Таблица № 1. Обязательные требования к количеству и потребляемой мощности осветительного оборудования при выполнении энергосберегающих мероприятий» подраздела 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации в соответствии с данным документом по стандартизации установлена только одна характеристика – тип кривой силы света;

8) заказчиком в подразделе «Таблица № 1. Обязательные требования к количеству и потребляемой мощности осветительного оборудования при выполнении энергосберегающих мероприятий» подраздела 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации применительно к товару по позиции 1 таблицы (Светодиодный светильник (уличный), тип 1) установлены следующие показатели и соответствующие им значения: «Потребляемая мощность, Вт – не более 30», «Световая отдача, лм/Вт - не менее 150», «Световой поток светодиодного светильника учетом всех потерь, лм - не менее 4310». Учитывая, что световая отдача является отношением излучаемого источника светового потока к потребляемой им мощности, при указании 30 в качестве значения потребляемой мощности и 4310 в качестве значения светового потока светодиодного светильника значение световой отдачи будет равняться 143,66, что составляет менее 150.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав позиции сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.

Заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 04.08.2021 размещено извещение № 0371300147321000058 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 326 267 542,65 рублей.

Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 9.5 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации в случае, если в течение 5-ти (пяти) или более Отчетных периодов подряд фактическая величина экономии электрической энергии ниже планового показателя экономии на 10 (десять) или более процентов (от планового показателя экономии), Заказчик вправе действовать в соответствии с пунктом 20.3 Контракта.

Пунктом 20.3 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта и совершается в письменной форме.

Объектом рассматриваемой закупки является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области.

Статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены особенности заключения энергосервисных контрактов.

В соответствии с частью 2 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 19 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 не содержит положений, предусматривающих основания расторжения энергосервисного контракта, следовательно, в части таких оснований необходимо руководствоваться общими положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно части 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Закрытый перечень случаев, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, установлен частью 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, заказчиком в проект энергосервисного контракта правомерно включено положение, предусматривающее основание для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в том числе в части используемой им при установлении такого основании конструкции «вправе» (а не «обязан»); довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 19 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта.

Частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 установлено, что Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 установлены положения, являющиеся специальными только по отношению к норме, предусмотренной частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; иные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных энергосервисным контрактом, должны определяться в соответствии с общим порядком, предусмотренным статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Пунктом 14.2 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации предусмотрено, что неустойка (штраф, пеня) определяется в размере, равном произведению цены (тарифа) на электрическую энергию, определяемой в соответствии с Контрактом, и разницы между размером экономии электрической энергии в натуральном выражении, предусмотренного Контрактом, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за не достижение Исполнителем предусмотренного Контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес Исполнителя за фактически достигнутую экономию не должна превышать 10 (десять) процентов от произведения цены (тарифа) на электрическую энергию, определяемой в соответствии с Контрактом, и предусмотренного для соответствующего календарного периода размера экономии электрической энергии в натуральном выражении. Данное условие проекта контракта дублирует положения об ответственности, установленные постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636.

В соответствии с пунктом 14.10 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения Контракта) и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Приведенное выше условие проекта контракта дублирует положение, предусмотренное частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при этом наличие в данном условии оговорки «за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени» и одновременном установлении в пункте 14.2 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации иного порядка начисления пени исключает применение данного условия.

Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемому доводу жалобы нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика не выявлено, соответствующий довод заявителя является несостоятельным.

В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Пунктом 49 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации предусмотрено следующее:

49.

Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.

«…»

Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) наименование страны происхождения товара;

конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Предлагаемый в заявке товар описывается в соответствии с рекомендуемой формой и инструкцией по ее заполнению, представленными в приложении №2 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме».

Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается единой комиссией как «информация, предусмотренная частью 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ» и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом конкурсе в электронной форме в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

«…»

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках исполнения заключаемого по итогам рассматриваемой закупки энергосервисного контракта осуществляется поставка светодиодных светильников: светильники передаются заказчику по акту приема-передачи и впоследствии принимаются к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В подтверждение данных доводов заказчиком в материалы дела представлены акты о приеме-передаче объектов основных средств (светильников), поставка которых осуществлялась ранее в рамках аналогичных закупок.

Учитывая изложенное, требование о предоставлении участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным конкурсной документацией, и о наименовании страны происхождения товара, является правомерным, согласующимся с требованиями действующего законодательства, а довод заявителя об обратном – несостоятельным.

В отношении четвертого и пятого доводов заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены в числе прочего следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

«1) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) выполнение всех энергосервисных мероприятий, предусмотренных договором (контрактом), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком энергосервисных мероприятий, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

4) достижение доли размера экономии электрической энергии в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в договоре (контракте), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом), заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки.

Предельно необходимое максимальное значение – 4 контракта

Значимость показателя –20%, коэффициент значимости показателя (КЗ1п) – 0,2.

Контракт (договор), предметом которого является совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на установках уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук

Количество баллов

0 контрактов

0

1 контракт

25

2 контракта

50

3 контракта

75

4 контракта

100

2) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) поставка и монтаж осветительного оборудования по представленным договорам должна быть подтверждена копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком осветительного оборудования и его монтажа, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

Предельно необходимое максимальное значение – 4 контракта.

Значимость показателя –20%, коэффициент значимости показателя (КЗ2п) – 0,2.

Контракт (договор), предметом которого является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук

Количество баллов

0 контрактов

0

1 контракт

25

2 контракта

50

3 контракта

75

4 контракта

100

».

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав требования к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, а именно требование, в соответствии с которым оценке подлежат только контракты/договоры, цена которых свыше 113 000 000,00 руб., не усматривает в действиях заказчика по установлению данного требования (условия) нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку:

- во-первых, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит запрета по установлению требований к цене контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ;

- во-вторых, установленная заказчиком цена контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки;

- в третьих, учитывая, что предметом энергосервисного контракта является экономия энергоресурсов, достигаемая путем модернизации (замены оборудования) объекта энергосервиса, а также тот факт, что осветительное оборудование, производимое несколько лет назад, не могло обеспечить более высокий процент экономии по сравнению с оборудованием, выпускаемым в настоящий момент, заказчиком определено, что для оценки опыта реализации проектов сопоставимого характера и объема будет достаточно предоставить информацию о контрактах, в которых процент экономии энергоресурсов мог бы находиться в пределах 30-40% от НМЦК, при этом объект энергосервисного контракта должен быть сопоставимого объема, то есть не менее 9 904 светильников;

- в-четвертых, такое требование к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, направлено на выявление наиболее квалифицированного исполнителя работ, что полностью соответствует принципам законодательства о контрактной системе (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ). 

Учитывая изложенное, четвертый и пятый доводы подателя жалобы также признаются Комиссией Ярославского УФАС России необоснованными.

В отношении шестого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен в числе прочего следующий показатель нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

«2) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) поставка и монтаж осветительного оборудования по представленным договорам должна быть подтверждена копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком осветительного оборудования и его монтажа, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

Предельно необходимое максимальное значение – 4 контракта.

Значимость показателя –20%, коэффициент значимости показателя (КЗ2п) – 0,2.

Контракт (договор), предметом которого является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук

Количество баллов

0 контрактов

0

1 контракт

25

2 контракта

50

3 контракта

75

4 контракта

100

».

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав требования к предмету контрактов/договоров, которыми в числе прочего может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ (контракты/договоры на поставку и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения), не усматривает в действиях заказчика по установлению данного требования (условия) нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку:

- во-первых, заявителем не приведено необходимых и достаточных доказательств, которыми бы однозначным образом опровергалась сопоставимость контрактов/договоров, предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, и контрактов/договоров, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения;

- во-вторых, установление заказчиком в качестве документов, подтверждающих опыт участника закупки по успешному выполнению работ, наряду с контрактами/договорами, направленными на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения, контрактов/договоров, предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, расширяет число потенциальных участников закупки, что, в свою очередь, способствует реализации принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России признает шестой довод заявителя необоснованным.

В отношении седьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В подразделе 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации содержится в числе прочего указание на ГОСТ Р 54350-2015. «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 54350-2015).

В соответствии с пунктом 5.1.1 раздела «Классификация» ГОСТ Р 54350-2015 светильники подразделяют по классам светораспределения в зависимости от доли светового потока в нижнюю полусферу в соответствии с таблицей 1 и по типу кривой силы света в одной или нескольких характерных меридиональных плоскостях в нижней и/или верхней полусферах, в зависимости от коэффициента формы кривой силы света - Кф, в соответствии с таблицей 2 и рисунком 1.

Пунктом 5.2 раздела «Классификация» ГОСТ Р 54350-2015 установлено, что светильники утилитарного наружного освещения дополнительно к 5.1 классифицируют по типу условной экваториальной кривой силы света по ГОСТ Р 55392 в соответствии с таблицей 3 и типу светораспределения в зоне слепимости в соответствии с таблицей 4.

Таким образом, ГОСТ Р 54350-2015 предусматривает четыре характеристики светильников, являющихся основаниями для их классификации.

Изучив подраздел «Таблица № 1. Обязательные требования к количеству и потребляемой мощности осветительного оборудования при выполнении энергосберегающих мероприятий» подраздела 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, в котором содержится описание товаров, поставляемых при оказании являющихся объектом закупки услуг, Комиссия установила, что в данной таблице действительно указана только одна предусмотренная ГОСТ Р 54350-2015 характеристика - тип кривой силы света.

Вместе с тем исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ само по себе установление заказчиком в конкурсной документации ссылки на ГОСТ Р 54350-2015 предполагает, что товар, применительно к которому указан данный документ по стандартизации, должен соответствовать всем требованиям, установленным таким документом.

Учитывая изложенное, Комиссия применительно к данному доводу жалобы не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе.

В отношении восьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В подразделе «Таблица № 1. Обязательные требования к количеству и потребляемой мощности осветительного оборудования при выполнении энергосберегающих мероприятий» подраздела 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации заказчиком применительно к товарам (на примере товара по позиции 1 таблицы (Светодиодный светильник (уличный), тип 1) установлены следующие показатели и соответствующие им значения: «Потребляемая мощность, Вт** – не более 30», «Световая отдача, лм/Вт*** - не менее 150», «Световой поток светодиодного светильника учетом всех потерь, лм* - не менее 4310».

Под таблицей указана следующая информация: «*** На основании данных приведенных в п.* и** настоящего обоснования установлено требование к минимально допустимому показателю энергоэффективности светильника/световой отдачи. Световая отдача рассчитана по формуле: световой поток светильника/мощность».

Таким образом, учитывая, что при установлении требований к техническим характеристикам товара заказчик указал минимальные и максимальные значения, сопровождая их словами «не более» и «не менее», участнику закупки необходимо выбрать конкретные значения показателей «потребляемая мощность светильника», «световая отдача» и «световой поток светильника» из указанного диапазона таким образом, чтобы формула расчета светоотдачи была правильной. Например, при выборе значений «30» и «150» показателей «потребляемая мощность» и «световая отдача» соответственно, участнику закупки необходимо указать значение показателя «световой поток светильника», равное «4500», что является допустимым при выбранном заказчиком способе изложения описания объекта закупки.

Учитывая изложенное, показатели и соответствующие им значения: «Потребляемая мощность, Вт** – не более 30», «Световая отдача, лм/Вт*** - не менее 150», «Световой поток светодиодного светильника учетом всех потерь, лм* - не менее 4310» с учетом формулы световой отдачи установлены заказчиком корректно; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее нарушение со стороны заказчика при проведении рассматриваемой закупки.

Частью 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В силу части 3 статьи 54.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в числе прочего информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 предусмотрено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).

Пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее – Порядок), установлено, что обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Пунктом 33 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлено следующее:

33.

Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ

1) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

«…».

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Порядок), составлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение № 4 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме», Приложение №1 к конкурсной документации).

Заказчиком при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме подготовлено и размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение № 1 к документации открытого конкурса в электронной форме).

Изучив информацию, представленную в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, размещенном на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сети «Интернет» (далее – реестр), а также информацию, содержащуюся в размещенном заказчиком в единой информационной системе обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – обоснование), Комиссия установила, что в реестре содержатся сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке (Наименование продукции: Светильники светодиодные торговой марки “I-SBERG”, серий: ISI EFFECT, ЭМСЗ EFFECT; моделей: ISI 50 EFFECT, ISI 100 EFFECT, ISI 150 EFFECT, ISI 200 EFFECT, ISI 30 EFFECT 2, ISI 50 EFFECT 2, ISI 100 EFFECT 2, ISI 150 EFFECT 2, ISI 200 EFFECT 2, ЭМСЗ 50 EFFECT, ЭМСЗ 100 EFFECT, ЭМСЗ 150 EFFECT, ЭМСЗ 200 EFFECT, ЭМСЗ 30 EFFECT 2, ЭМСЗ 50 EFFECT 2, ЭМСЗ 100 EFFECT 2, ЭМСЗ 150 EFFECT 2, ЭМСЗ 200 EFFECT 2; порядковый номер реестровой записи - РЭ-705/21), при этом в обосновании отсутствуют сведения о том, что данная радиоэлектронная продукция по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Учитывая изложенное, размещенное заказчиком в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подготовлено с нарушением подпункта «г» пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.

Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая, что заказчиком в материалы дела представлены доказательства, с соответствии с которыми светильники светодиодные торговой марки “I-SBERG”, серий: ISI EFFECT, ЭМСЗ EFFECT исполнены не в литом корпусе и не имеют дополнительного защитного стекла, то есть не соответствуют требованиям заказчика по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам, Комиссия считает возможным не выдавать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку допущенное нарушение не может повлиять на результаты закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант» (ИНН 5024173259, ОГРН 1175024009918) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147321000058) необоснованной.
  2. По итогам проведения внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147321000058) признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), нарушившим подпункт «г» пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
  3. Не выдавать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны