Акт внеплановой камеральной проверки №196П/20 Акт от 28 октября 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт № 196П-20

по результатам внеплановой камеральной (выборочной) проверки

 

г. Ярославль                                                                                        «28» октября 2020 года

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославского УФАС России) от «20» октября 2020 года № 300, нами, руководителем Инспекции, заместителем руководителя управления                    <…>, членами Инспекции: начальником отдела контроля закупок <…>, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок <…>, проведена внеплановая камеральная (выборочная) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о закупках заказчиком – государственным казенным учреждением Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку кресел офисных (извещение № 0371200008820000082).

Проверка проводилась: с 20 октября 2020 года по 28 октября 2020 года.

Наименование и адрес проверяемой организации:

Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля (ИНН: 7606037700, ОГРН: 1027600839166).

Юридический адрес: 150014, Ярославская область, город Ярославль, улица Свободы, 62.

Проверяемая закупка: аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку кресел офисных (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка).

Заказчик обеспечил участие в проводимой проверке посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <…>.

В ходе проверки изучены:

- извещение № 0371200008820000082 о проведении электронного аукциона от 17.09.2020;

- документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку кресел офисных, утвержденная заказчиком 16.09.2020;

- изменения в извещение № 0371200008820000082 о проведении электронного аукциона от 21.09.2020;

 - заявки, поданные на участие в электронном аукционе;

- протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- контракт, заключенный по итогам проведения рассматриваемой закупки.

Рассмотрев и изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

При этом пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Исходя из совокупности вышеизложенных положений при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик (в случае если Правилами не запрещено включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик товара).

Заказчиком в извещении об электронном аукционе установлена следующая позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 31.01.11.150-00000003 «Стул на металлическом каркасе».

Позиция 31.01.11.150-00000003 «Стул на металлическом каркасе» включена в каталог – 08.11.2019 и обязательна для применения с 02.03.2020.

Данная позиция КТРУ относятся к укрупненному коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 31 «Мебель».

Код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 31 «Мебель» не включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Перечень).

В соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации установлены только особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кресла офисные, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, не являются лекарственными препаратам, соответственно, действие вышеуказанного постановления Правительства не распространяется на их закупку.

Таким образом, закупаемый заказчиком товар (кресла офисные) не включен в Перечень, а также не является лекарственным препаратом, в связи с чем Правилами разрешено при описании объекта закупки указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения обоснования необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для позиции 31.01.11.150-00000003 «Стул на металлическом каркасе» установлены следующие требования к описанию объекта закупки:

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Вид материала сидения

(характеристика не является обязательной для применения)

Дерево

 

Металл

 

Пластик

 

Вид материала спинки

(характеристика не является обязательной для применения)

Дерево

 

Металл

 

Пластик

 

Наличие мягкого сидения

(характеристика является обязательной для применения)

да

 

Наличие мягкой спинки

(характеристика является обязательной для применения)

да

 

Наличие подлокотников

(характеристика не является обязательной для применения)

да

 

нет

 

Наличие пюпитра

(характеристика не является обязательной для применения)

да

 

нет

 

Складная конструкция

(характеристика не является обязательной для применения)

да

 

нет

 

 

В пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, оформленные в виде таблицы:

 

Наименование товара

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара

Показатель

Значения

показателя

Кресло офисное

 

 

Кресло компьютерное Chairman 681 C2 или эквивалент со следующими техническими характеристиками:

Наличие подлокотников

Да

Материал подлокотников

Пластик

Наличие колесиков

Да

Материал колесиков

Пластик

Количество колесиков, шт

5

Материал каркаса

Металл

Материал крестовины

Пластик

Наличие мягкого сидения

Да

Наличие мягкой спинки

Да

Материал обивки

Ткань

Цвет обивки

Серый

Регулировка сиденья по высоте (газлифт)

Да

Высота кресла (макс), мм

1050

Высота кресла (мин), мм

930

Глубина кресла, мм

540

Глубина сиденья, мм

440

Ширина кресла, мм

580

Ширина сиденья, мм

500

 

Нагрузка максимальная, кг

до 120

 

Таким образом, в документацию об электронном аукционе (раздел 2 «Описание объекта закупки») включены дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, характеристики товара (кресла офисные), которые не предусмотрены в позиции каталога: 31.01.11.150-00000003 «Стул на металлическом каркасе» (например, высота кресла (макс), высота кресла (мин), глубина кресла, глубина сиденья и т.д.).

Однако в документацию об электронном аукционе не включено обоснование необходимости использования при описание объекта закупки (кресла офисные) дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, характеристик товара, что является нарушением пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 18 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению:

«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

- согласие участника аукциона на  поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии),

- наименование страны происхождения товара.

Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, должна быть составлена на русском языке.

Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст».

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, наличие в аукционной документации сопровождающих значения показателей знаков препинания, символов, слов, предлогов и т.д. (применительно к раскрытию характеристик (показателей и значений) требуемого к поставке товара) обуславливает необходимость их интерпретации (в частности, каждого такого знака, слова, предлога и т.д.) с целью исключения неоднозначности их понимания как участниками закупочной деятельности (при формировании первой части заявки), так и членами аукционной комиссии (при рассмотрении заявок).

Так, например, в пункте 7 раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе используется предлог «до»:

 

Наименование товара

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара

Показатель

Значения показателя

Кресло офисное

 

 

Кресло компьютерное Chairman 681 C2 или эквивалент со следующими техническими характеристиками:

 

Нагрузка максимальная, кг

до 120

                                                                                                                                        

При этом заказчиком в аукционной документации не определена смысловая нагрузка (значения) предлога «до» (должны ли участники закупки предлагать в первых частях своих заявок значения показателя «Нагрузка максимальная, кг» в диапазоне от 0 до 120 кг. (не включительно) либо в диапазоне от 0 до 120 кг. (включительно). Соответственно, участники закупки в данном случае вынуждены самостоятельно определить способ заполнения первой части заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе применительно к конкретным показателям функциональных, технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара (кресла офисные), рискуя при этом быть отклоненными по причине несоответствия предлагаемых ими значений показателей требованиям аукционной документации.

Таким образом, аукционная документация фактически не содержит инструкции по заполнению участниками закупки первой части заявки на участие в данной закупке, что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Указанные выше нарушения, допущенные заказчиком при формировании и утверждении аукционной документации, содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам проведения рассматриваемой процедуры 12.10.2020 между заказчиком, государственным казенным учреждением Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля, и поставщиком, обществом с ограниченной ответственностью «Алекс-Групп», заключен государственный контракт 0371200008820000082 на поставку офисных кресел.

По результатам проведения проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Инспекцией Ярославского УФАС России принято решение:

1. Признать заказчика, государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля (ИНН: 7606037700, ОГРН: 1027600839166), нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Не выдавать заказчику, государственному казенному учреждению Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля (ИНН: 7606037700, ОГРН: 1027600839166), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку на момент проведения настоящей проверки заключен контракт.

3. Передать материалы настоящего акта уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящий акт может быть обжалован в судебном порядке в установленный законом срок.

Акт составлен в 2 экземплярах на 8 листах.

 

Руководитель Инспекции                                                                     <…>

 

Члены Инспекции:                                                                                           <…>                                                                                 

 

                                                                                                                           <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны