Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 3 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района

152363, Ярославская область, Большесельский район, деревня Борисовское, Молодежная улица, 6

ООО «Бытовик»

152360, Ярославская область, Большесельский район, село Большое Село, улица Челюскинцев, 20

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/01/16-986/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 2 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме 3 декабря 2020 года.

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.;

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,

рассмотрев дело № 076/01/16-986/2020, возбужденное в отношении администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области (ИНН 7613004159, ОГРН 1067611000280, 152363, Ярославская область, Большесельский район, деревня Борисовское, Молодежная улица, 6) и ООО «Бытовик» (ИНН 7613000274, ОГРН 1027601274579, 152360, Ярославская область, Большесельский район, село Большое Село, улица Челюскинцев, 20) по признакам нарушения, предусмотренного статьёй 16 Федерального закона от 26.072006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также Закон о защите конкуренции), при участии:

от администрации Благовещенского сельского поселения (далее также Администрация) – Б

от ООО «Бытовик» (далее также Общество) – 

у с т а н о в и л а:

настоящее дело возбуждено по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении между администрацией Благовещенского сельского поселения и ООО «Бытовик» в нарушение части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее также Закон о погребении) договора от 01.01.2020 № 1 на выполнение работ по заказу администрации в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, а также в несоблюдении при заключении указанного договора требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также Закон о закупках для государственных и муниципальных нужд) в части определения лица, оказывающего услуги на доставку тела умершего из Благовещенского сельского поселения, с погрузкой и разгрузкой в отделение судебной экспертизы.

Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Решением Большесельского районного суда Ярославской области от 22 ноября 2018 года (изготовлено в полном объёме 23 ноября 2018 года) на администрацию Благовещенского сельского поселения возложена обязанность по организации оказания гарантированного перечня услуг по погребению на территории Благовещенского сельского поселения, в связи с бездействием последней по решению данного вопроса местного значения.

К вопросам местного значения сельского поселения (подпункт 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон № 131-ФЗ)) относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичное положение закреплено в подпункте 19 пункта 1 статьи 8 Устава Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утверждённого решением муниципального Совета Благовещенского сельского поселения от 20.12.2005 № 10 (в ред. Решения муниципального Совета Благовещенского сельского поселения 30.11.2017 № 96).

Названные полномочия органов местного самоуправления, в том числе сельского поселения, в сфере похоронного дела раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, и определяют порядок их деятельности.

На основании части 1 статьи 9 Закона о погребении в гарантированный перечень услуг по погребению входят следующие услуги:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Как указано в статье 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Вместе с тем, положение статьи 17 Закона № 131-ФЗ о возможности создания органом местного самоуправления муниципального предприятия должно толковаться в системном единстве с положениями Закона о защите конкуренции, запрещающими предоставление преимуществ хозяйствующему субъекту перед другими хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг, так как такое преимущество влечёт или может повлечь ограничение конкуренции на соответствующем рынке услуг.

В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.2014 № ВАС-6680/14 указано, что, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организации или индивидуальным предпринимателям.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2019 по делу № А28-7630/2018.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, не являющуюся хозяйствующим субъектом на рынке ритуальных услуг, т.е. не оказывающую ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, на коммерческой основе.

Антимонопольным органом установлено, что на данный момент в Благовещенском сельском поселении отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Во исполнение решения суда от 22.11.2018 по предоставлению на территории Благовещенского сельского поселения ритуальных услуг в пределах гарантированного перечня услуг по погребению администрация Благовещенского сельского поселения заключила договор на выполнение работ от 01.01.2020 № 1 (далее – Договор) с ООО «Бытовик», согласно пункту 1.1 которого ООО «Бытовик принимает на себя обязательства по:

1) доставка тела умершего из Благовещенского сельского поселения, с погрузкой и разгрузкой в отделение судебной экспертизы;

2) оформление документов необходимых для погребения;

3) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

4) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

5) погребение.

Таким образом, услуги (2-5), указанные в предмете Договора, входят в гарантированный перечень услуг по погребению.

Под хозяйствующим субъектом в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Как указано в абзаце 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998
N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Следовательно, ООО «Бытовик» является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции.

Как указано в части 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счёт средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Договора расходы за выполнение услуги определяются исходя из затрат использованных сил и средств, понесённых исполнителем, при выполнении возложенных на него договором обязанностей из расчёта стоимости работ по прейскуранту без НДС.

Пунктом 2.3 Договора установлено, что оплата услуг исполнителя производится Заказчиком в течение 5 календарных дней с момента подписания акта выполненных работ.

Таким образом, механизм расчёта стоимости и оплаты ритуальных услуг, оказываемых ООО «Бытовик», нарушает статью 9 Закона о погребении и приводит к возможности произвольного определения стоимости услуги, оказываемой ООО «Бытовик», с последующим возмещением её из бюджета органа местного самоуправления.

Действия администрации Благовещенского сельского поселения и
ООО «Бытовик» по заключению Договора на выполнение работ по заказу Администрации в пределах гарантированного перечня услуг по погребению могут привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг. Схожая правовая позиция изложена в Постановлении арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.08.2011 по делу № А19-21725/10.

Возможность ограничения конкуренции также подтверждается актом сдачи-приёма выполненных работ от 15.05.2019 № 3 по договору № 1 от 01.03.2020 и платёжным поручением № 377 от 06.06.2019, которыми подтверждается факт оказания услуг ООО «Бытовик» администрации Благовещенского сельского поселения по доставке тела умершего Алешина С.М. 1969 г.р. в морг г. Тутаева из д. Каплино и доставка тела из морга г. Тутаев в с. Большое для захоронения и оплаты их Администрацией.

Более того, пунктом 1.1 Договора предусмотрена обязанность
ООО «Бытовик» по доставке тела умершего из Благовещенского сельского поселения, с погрузкой и разгрузкой в отделение судебной экспертизы. Данный вид услуг не содержится в гарантированном перечне услуг по погребению, который является закрытым (определение ВАС РФ от 17.07.2012 по делу
№ ВАС17206/10).

Закон о погребении не содержит норм, запрещающих органу местного самоуправления оказывать населению ритуальные услуги за пределами гарантированного перечня услуг по погребению путём заключения соответствующего договора с хозяйствующим субъектом, обязывая орган местного самоуправления предоставить минимальный объём ритуальных услуг.

Вместе с тем, поскольку такие услуги оплачиваются за счёт бюджета Заказчика – органа местного самоуправления, и направлены на удовлетворение нужд муниципального образования – Благовещенского сельского поселения, то в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определение лица, оказывающего такие услуги, должно осуществляться с соблюдением норм данного Федерального закона.

Антимонопольным органом установлено, что администрация Благовещенского сельского поселения заключила указанный Договор, предусматривающий обязанность ООО «Бытовик» на доставку тела умершего из Благовещенского сельского поселения, с погрузкой и разгрузкой в отделение судебной экспертизы по заказу Администрации, без соблюдения положений Закона о закупках для государственных и муниципальных нужд, в том числе без расчёта НМЦ договора, позволяющей определить возможность закупки у единственного поставщика.

Срок договора: с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Таким образом, администрацией Благовещенского сельского поселения заключён договор на выполнение работ по заказу Администрации в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, предусматривающий обязанность Общества по доставке тела умершего из Благовещенского сельского поселения, с погрузкой и разгрузкой в отделение судебной экспертизы, без соблюдения положений Закона о закупках для государственных и муниципальных нужд, что нарушает конкуренцию на рынке ритуальных услуг, на котором присутствуют и иные хозяйствующие субъекты, например, МУП «Универсал-Сервис».

Проведённый антимонопольным органом анализ рынка показал, что на территории Большесельского муниципального района на рынке ритуальных услуг осуществляет хозяйственную деятельность: МБУ городского округа города Рыбинск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», ИП Новожилов А.А., ООО «РУНО», ООО «КЕДР», ИП Будилов Д.А., ИП Штукин В.И., ИП Чистов А.В., ИП Герасимов А.И., МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля».

На основании изложенного комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции администрацией Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района (ИНН 7613004159, ОГРН 1067611000280, 152363, Ярославская область, Большесельский район, деревня Борисовское, Молодежная улица, 6) и
ООО «Бытовик» (ИНН 7613000274, ОГРН 1027601274579, 152360, Ярославская область, Большесельский район, село Большое Село, улица Челюскинцев, 20).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а :

1. Признать администрацию Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области (ИНН 7613004159, ОГРН 1067611000280) и ООО «Бытовик» (ИНН 7613000274, ОГРН 1027601274579) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Благовещенского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области и ООО «Бытовик» предписание о принятии мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

Члены Комиссии С.А. Шарутина

А.М. Бубнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны