Решение б/н жалоба ООО «Росэко» (вх. № 10808 от 26.10.2021) на действия ... от 23 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик -
Муниципальное учреждение здравоохранения «Санаторий «Ясные зори»
e-mail: yasnzor76@yandex.ru
Заявитель –
ООО «Росэко»
e-mail: roseco2007@mail.ru
Электронная торговая площадка –
РТС-тендер
e-mail: ko@rts-tender.ru
(для сведения)
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-1088/2021
Резолютивная часть решения оглашена 18.11.2021 г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объёме 23.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – руководитель управления Паутов И.Г..; члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы
Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,
с участием:
от заказчика – Муниципального учреждения здравоохранения «Санаторий «Ясные зори» <…>., <…> (по доверенностям),
от заявителя – ООО «Росэко» <…> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Росэко» (вх. № 10808 от 26.10.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки - Муниципальное учреждение здравоохранения «Санаторий «Ясные зори» (ИНН 7604042581, ОГРН 1027600690545), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Росэко» (вх. № 10808 от 26.10.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — Муниципальное учреждение здравоохранения «Санаторий «Ясные зори» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников в виде отчета по инвентаризации выбросов, разработка и согласование нормативов предельно допустимых выбросов, разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий МУЗ «Санаторий «Ясные зори» в 2021 году (изв. № 32110738339).
Обжалуемые действия (бездействие): установление в закупочной документации сроков поставки товара, выполнения работы, оказания услуги без учета сроков согласования экологической документации в контролирующих органах.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Неправомерное установление в закупочной документации сроков поставки товара, выполнения работы, оказания услуги без учета сроков согласования экологической документации в контролирующих органах свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании изложенного жалоба ООО «Росэко» (вх. № 10808 от 26.10.2021) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:
19.10.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru МУЗ «Санаторий «Ясные зори» размещено извещение № 32110738339 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников в виде отчета по инвентаризации выбросов, разработка и согласование нормативов предельно допустимых выбросов, разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
МУЗ «Санаторий «Ясные зори» в 2021 году.
При организации и проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг
МУЗ «Санаторий «Ясные зори», утвержденным наблюдательным советом
МУЗ «Санаторий «Ясные зори» (далее – Положение), извещением о проведении запроса котировок (далее – Извещение).
Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2195717 от 27.10.2021 года закупка № 32110738339 признана несостоявшейся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не было подано ни одной заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 4 Извещения сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги - с даты заключения договора по 31.12.2021 года.
Согласно пункту 7 Приложения № 3 к Извещению результатом оказания услуг будет считаться предоставление Заказчику:
-отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников;
-протокола аккредитованной лаборатории исследований выбросов на ИЗАВ МУЗ «Санаторий «Ясные зори» (по заранее согласованными с Заказчиком перечню ИЗАВ и номенклатуре исследуемых загрязняющих веществ); аттестата и области аккредитации;
-расчета нормативов предельно допустимых выбросов (далее – НВД) загрязняющих веществ в атмосферный воздух с положительной санитарно-эпидемиологической экспертизой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ярославской области» и санитарно-эпидемиологическим заключением, полученным в территориальном органе Роспотребнадзора;
-плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ), согласованного в Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Пунктом 4.2.3 Договора предусмотрено, что исполнитель обязан сопровождать согласование разработанной им документации в Департаменте по охране окружающей среды и природопользования Ярославской области и в Управлении Роспотребнадзора по Ярославской области.
Заявитель полагает, что при составлении закупочной документации заказчик не учел сроки согласования экологической документации в контролирующих органах.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Ярославским УФАС России в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ярославской области», Роспотребнадзора по Ярославской области и Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области были направлены запросы относительно сроков согласования документации, предусмотренной пунктом 7 Приложения № 3 к Извещению.
В ответ на запрос ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ярославской области» предоставило информацию (исх. № 76-20-21/06-01-2781-2021 от 15.11.2021), о том, что учреждение действует в рамках Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (далее – Приказ № 224).
Согласно пункту 6 Приказа № 224 срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.
В ответ на запрос Роспотребнадзор по Ярославской области предоставил информацию (исх. № 76-00-03/41-5059-2021 от 10.11.2021), о том, что при оказании государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения управление руководствуется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 № 747.
Согласно пункту 14 Административного регламента срок предоставления государственной услуги, за исключением выдачи санитарно-эпидемиологических заключений о размещении объектов и на проект санитарно-защитной зоны, не может превышать 20 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявитель представляет в территориальный орган Роспотребнадзора, в том числе, результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведенных и оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом
№ 224.
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области пояснил (исх. № ИХ.25-08464/21 от 10.11.2021), что для согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ необходимо, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно пункту 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденного приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 31.08.2012 № 70н, сотрудник департамента, ответственный за предоставление государственной услуги, в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления и комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе, согласовывает перечень мероприятий или отказывает в его согласовании с указанием причины отказа.
Представители заказчика пояснили, что вышеуказанные сроки являются максимальными, при формировании Извещения заказчик не рассматривал ситуации, когда согласовывающие органы предоставляют документы в крайне возможные сроки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что участник закупки не застрахован от случая, когда согласовывающий орган предоставит документы в максимальный срок. Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что оформление вышерассматриваемых документов происходит не одновременно, а поэтапно, то есть участнику, кроме остального, необходимо получить документы от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ярославской области», после этого он сможет обратиться в Роспотребнадзор, и только после этого в Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что сроки, установленные Извещением, для оказания закупаемых услуг, действительно, не учитывают сроки согласования экологической документации в контролирующих органах.
Представители заказчика пояснили, что при невозможности выполнения условий договора в срок до 31.12.2021 года, договор можно пролонгировать.
Вместе с тем, как отмечает антимонопольный орган, пунктом 5.1. Договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Также при невыполнении условий договора, заключенного по результатам закупки, сторона такого договора несёт, в том числе, риск включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что заключение дополнительного соглашения в рамках договора, заключенного по результатам закупки, может являться свидетельством нарушения Закона о защите конкуренции, поскольку сроки, указанные в Извещении, являются обязательными в равной мере для каждого участника закупки.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав пояснения и документы, содержащиеся в материалах дела, приходит к выводу о нарушении заказчиком части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В рамках рассмотрения жалобы ООО «Росэко» были направлены дополнения к жалобе (вх. № 11194 от 09.11.2021), в дополнениях содержатся доводы о том, что при проведении закупки № 32110767599 МУЗ «Санаторий «Ясные зори» также неправомерно установило требования к срокам оказания услуг без учета сроков согласования экологической документации в контролирующих органах.
Вместе с тем, дополнения к жалобе могут быть рассмотрены Комиссией контролирующего органа только в том случае, если указанные дополнения относятся к тем действиям (бездействию) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, которые обжалуются заявителем в жалобе.
Предметом первоначального обжалования являлись действия заказчика при проведении закупки № 32110738339. Доводов о нарушении заказчиком Закона о закупках при проведении закупки № 32110767599 жалоба не содержала.
Таким образом, изложенные дополнения не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящей жалобы.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Росэко» (вх. № 10808 от 26.10.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки - Муниципальное учреждение здравоохранения «Санаторий «Ясные зори» (ИНН 7604042581, ОГРН 1027600690545) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников в виде отчета по инвентаризации выбросов, разработка и согласование нормативов предельно допустимых выбросов, разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий МУЗ «Санаторий «Ясные зори» в 2021 году (изв. № 32110738339) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.А. Шарутина
А.М. Давыдова