Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 29 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-358/2024
Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2024 г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 29.03.2024
Комиссия Ярославского Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России, Комиссия антимонопольного органа) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Колосова А.С.,
с участием:
от ПАО «ТГК-2» – "..." (по доверенности);
от ООО «ГРАДЪ» - "..." (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «ГРАДЪ» (вх. № 4281-ЭП/24 от 15.03.2024) на действия (бездействие) заказчика — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32413240268), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба ООО «ГРАДЪ» (вх. № 4281-ЭП/24 от 15.03.2024) на действия (бездействие) заказчика — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32413240268).
Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии Заказчика.
В жалобе Заявитель отмечает, что отклонение закупочной комиссией Заказчика заявки ООО «ГРАДЪ» было произведено по формальному основанию, что не отвечает целям закупок в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Заявитель обращает внимание Комиссии антимонопольного органа на следующие обстоятельства: участник закупки ООО «ГРАДЪ» приложил к заявке на участие подписанную Форму 1 (Файл «7. Ценовое предложение с ЭТП» в составе блока Ценового предложения и подписанную Форму 12 (Файл «6. Вторая часть заявки с ЭТП» в составе блока Сведения об организации (вторая часть).
В п.6 Инструкции по заполнению Формы 1 и в п.5 Инструкции по заполнению Формы 12 указано аналогичное: «Документ должен быть подписан уполномоченным лицом». Форма 1 и Форма 12 подписаны уполномоченным лицом компании. При этом не понятно, в связи с чем, Заказчик ссылается только на Форму 1 и Форму 12. В блоке Сведения об организации (вторая часть) аналогично подписаны файлы все остальные файлы, приложенные в формате pdf:
«8. Форма 7 Анкета 2 часть»
«9. Форма 8 Опыт 2 часть»
«10. Форма 9 МТР 2 часть»
«11. Форма 10 кадры 2 часть»
«12. Форма 12 Согласие 2 часть»
«13. Форма 13 Декларация 2 часть»
«14. Форма 14 Страна происхождения 2 часть»
А в блоке Ценовое предложение аналогично подписаны файлы:
«15. Форма 2 согл со смет(3 часть)»
«16. Форма 1 Письмо о подаче оферты 3 часть»
Соответственно, ООО «ГРАДЪ», как участнику закупки, не понятно отсутствие закономерности в отклонении заявки. В случае, если бы в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов были бы указаны все аналогичные файлы, из-за которых заявка участника ООО «ГРАДЪ» не соответствует требованиям, причина отклонения была бы более ясная.
На заседании Комиссии Заказчик представил документы, запрошенные уведомлением от 18.03.2024 № СО/3410/24, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России установила следующее.
01.02.2024 г. ПАО «ТГК-2» посредством электронной торговой площадки АО «ЕЭТП», а также в единой информационной системе размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту остекления в зданиях Ярославской ТЭЦ-3 (извещение № 32413240268).
Согласно пункту 6 Извещения о закупке заявки участников принимались до 11.00 часов 13.02.2024.
До окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений поступили заявки от 2-ух участников.
Идентификационный номер заявки |
Дата и время регистрации заявки |
872526897 |
12.02.2024 15:49 |
3334842973 |
12.02.2024 16:37 |
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке (извещение № 32413240268) № Р2/1103-2024/1 от 20.02.2024 г. все заявки были признаны соответствующими требованиям и допущены до этапа рассмотрения вторых частей заявок.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок был составлен Протокол рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов № Р2/1103-2024/1 от 11.03.2024 г., согласно которому участник с идентификационным номером № 3334842973 (ООО «ГРАДЪ») был отклонен на основании п.5.4.1.10, п.п. д) п. 5.8.3.2 Документации о закупке в связи с тем, что сведения, указанные в первой части заявки не соответствует требованиям Документации о закупке: 1. Письмо о подаче оферты (Форма 1) не подписано уполномоченным лицом, что не соответствует п.6 Инструкции по заполнению Формы 1 и п. 5.4.1.4 Документации о закупке. 2. Согласие с условиями проекта Договора (Форма 12) не подписано уполномоченным лицом, что не соответствует п.5 Инструкции по заполнению Формы 12 и п. 5.4.1.4, Документации о закупке.
В соответствии с пунктом 5.4.1.1. Документации о закупке заявка на участие в закупке подается Участником согласно требованиям к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в пункте 5.4.2 настоящей Документации о закупке.
Пунктом 5.4.1.4. Документации о закупке закреплено, что документы, включаемые Участником закупки в заявку на участие в закупке, должны быть оформлены в соответствии с формами и инструкциями к их заполнению, приведенными в Разделе 7 – «Образцы основных форм документов, включаемых в заявку на участие в закупке».
Пунктом 5.4.2. Документации закреплены требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке.
Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать согласие Участника на выполнение работ/оказание услуг, являющихся предметом закупки, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями настоящей Документации о закупке, путем заполнения и предоставления следующих форм:
А Техническое предложение (Форма 4) (п. 7.4);
б) График выполнения работ/оказания услуг (Форма 5) (п.7.5);
При этом не допускается указание в первой части заявки сведений об Участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в Документации и о его ценовом предложении.
Вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать сведения о данном Участнике закупки, информацию о его соответствии требованиям, об окончательном предложении Участника закупки о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора, путем заполнения и предоставления следующих форм:
а) Анкета Участника закупки (Форма 7) (п. 7.7);
б) Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (Форма 8) (п. 7.8);
в) Справка о материально-технических ресурсах (Форма 9) (п. 7.9);
г) Справка о кадровых ресурсах (Форма 10) (п. 7.10);
д) Согласие с условиями проекта Договора (Форма 12) (п. 7.12);
е) Декларация о соответствии Участника закупки установленным требованиям (Форма 13) (п. 7.13);
ж) Декларация наименования страны происхождения поставляемой Продукции (Форма 14) (п.7.14);
з) иные документы, указанные в пункте 4.2 настоящей Документации о закупке, в том числе Техническом задании (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).
Ценовое предложение Участника закупки должно содержать сведения о данном Участнике закупки, информацию о его ценовом предложении, согласие с условиями проекта договора, и об иных условиях исполнения договора, путем заполнения и предоставления следующих форм:
а) Письмо о подаче оферты (Форма 1) (п.7.1);
б) Письмо-согласие с опубликованной сметой (калькуляцией) (Форма 2) (п. 7.2) – Данная форма предоставляется только в случае, когда Участник закупки выражает согласие с опубликованными сметами в составе настоящей Документации о закупке в части объема и вида работ, методов формирования сметной стоимости. При этом итоговая стоимость Предложения Участника закупки формируется путем применения тендерного понижающего коэффициента к итогу сметы Заказчика.
Так, раздел 7 Документации содержит обязательные для предоставления Участником в составе заявки Форму № 1 «Письмо о подаче оферты», а также Форму № 12 «Согласие с предлагаемыми условиями договора».
Антимонопольный орган, проанализировав указанные формы установил, что каждая из них имеет место для подписи, а также место для расшифровки подписи и указания должности подписавшего лица. Кроме того, в Инструкциях по заполнению к спорным формам (№ 1 и № 12) указано, что документ должен быть подписан уполномоченным лицом.
Пунктами 5.4.1.10., 5.4.2.7. Документации о закупке закреплено, что в случае выявления несоответствий заявки требованиям, изложенным в пунктах 5.4.1., 5.4.2. Документации о закупке, в том числе, выявление документов, представленных в составе заявки, оформленных с нарушением норм и инструкций по их заполнению, Заказчик оставляет за собой право отклонить такие заявки участников.
В соответствии с пунктом 5.8.1.5. Документации о закупке рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке (отборочная стадия) и рассмотрение ценовых предложений (оценочная стадия) проводятся одновременно.
Согласно Таблице отборочных критериев, которая является приложением № 3 к Документации о закупке и ее неотъемлемой частью, заявки участников на предмет наличия в их составе согласия с предлагаемыми условиями договора и письма о подаче оферты, оформленных с соблюдением форм и инструкций по заполнению, рассматриваются на отборочной стадии по правилам, установленным пунктом 5.8.3. Документации.
Перечисленные Заявителем формы (7,8,9,10,13,14) согласно таблице отборочных критериев заявок участников не относятся к отборочным критериям рассмотрения вторых частей заявок и ценовых предложений участников. Кроме того, из пункта 5.4.2.9. Документации о закупке следует, что информация и документы, перечисленные в подпунктах «б» (форма 8), «в» (форма 9), «г» (форма 10) пункта 5.4.2.2. Документации о закупке, учитываются при оценке рейтинга заявок участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа, изучив спорные формы (№ 1 и № 12), представленные ООО «ГРАДЪ» в составе заявки на участие в закупочной процедуре, установила, что ООО «ГРАДЪ» были допущены нарушения в части оформления документов, а именно, в письме о подаче оферты, как и в согласии с предлагаемыми условиями договора, отсутствовали расшифровка подписи и должность лица, подписавшего документ, что является нарушением форм № 1 и № 12, содержащихся в разделе 7 Документации о закупке.
Соответственно, Комиссия антимонопольного органа при имеющихся в распоряжении документах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях Заказчика (закупочной комиссии Заказчика) – ПАО «ТГК-2», нарушений действующего законодательства, поскольку последний при оценке и рассмотрении заявки ООО «ГРАДЪ» руководствовался положениями Документации и действующего законодательства Российской Федерации.
В рамках заседания Комиссии антимонопольного органа, Заявитель согласился с выявленными Заказчиком нарушениями при заполнении ООО «ГРАДЪ» спорных форм (№ 1 и № 12), вместе с тем, указал на то, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 7.6.1 Положения о закупках, а также подпунктом «а» пункта 5.8.5.1. Документации в рамках процедуры рассмотрения заявок участников закупки Заказчик вправе направить в адрес участника закупки запрос разъяснений и (или) дополнений положений его заявки на участие в закупке, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки на участие в закупке в случае, если в составе заявки на участие в закупке отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде документы или сведения, необходимые для определения наличия полномочий лица на подписание заявки от имени участника закупки.
В связи с вышесказанным, Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно не воспользовался предоставленным правом и не направил в адрес ООО «ГРАДЪ» дозапрос требуемой информации (т.е. форм № 1 и № 12, содержащих обязательные для заполнения реквизиты: подпись, фамилия, имя, отчество подписавшего лица, должность).
Проанализировав указанное Заявителем право Заказчика направлять запрос разъяснений и (или) дополнений положений заявки на участие в закупке, Комиссия полагает необходимым отметить, что в рамках данной процедуры Заказчик уполномочен запрашивать документы и сведения в подтверждение достоверности ранее представленных документов.
Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) при подготовке и оформлении документов используют реквизиты, определения которых приведены в ГОСТ Р 7.0.8 - 22 – подпись.
По пункту 5.22 ГОСТ Р 7.0.8-2013. подпись включает: наименование должности лица, подписывающего документ, его собственноручную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия).
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусмотрено всего 7 обязательных реквизитов первичного документа:
1) наименование;
2) дата составления;
3) наименование составившей документ организации;
4) содержание факта хозяйственной жизни: сделки, события или операции;
5) величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) должность лица (лиц), совершившего сделку (операцию) и ответственного за оформление сделки либо ответственного за оформление свершившегося события;
7) ф. и. о. и подпись ответственного лица (лиц).
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 N 01АП-5579/2022 по делу N А79-6175/2021 разъяснено, что, исходя из анализа статьей 160, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательным реквизитом является подпись лица, уполномоченного на совершение сделки (абзац 1 пункта 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичные правила применяются и к документам, составленным во исполнение договора.
Аналогичные императивные положения содержатся в требованиях к оспариваемым формам (что было отмечено ранее по тексту настоящего решения).
В связи с отсутствием обязательных реквизитов, придающих юридическую силу и позволяющих идентифицировать определенный «текст» в качестве документов, первоначально представленные ООО «ГРАДЪ» документы (форма № 1 и форма № 12), по своему содержанию и сути (не соответствие обозначенным Заказчиком требованиям) не являются представленными участником закупки в своей заявке (отсутствуют).
При таких обстоятельствах Заказчиком в рамках дозапроса был бы запрошен иной («новый») документ (ранее не представленный), что априори не согласуется с целью проведения такой процедуры, которая, учитывая ее основания и специфику, предусматривает дополнительную проверку информации (документов), которая принята Заказчиком, как соответствующая установленным данным субъектным составом требованиям), на предмет достоверности последних, а не получение новых сведений (документов).
В противном случае нарушается баланс интересов участников закупочного процесса (следуя содержательной части принципов законодательства о закупках) при едином сроке, отведенном на подачу заявок, одни участники закупки поставлены в приоритетное положения, при этом ни положениями действующего законодательства, ни Положением о закупке не представлено Заказчику, закупочной комиссии организатора закупки в рамках дозапроса требовать представление документов, которые изначально отсутствовали в составе заявки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ГРАДЪ» (вх. № 4281-ЭП/24 от 15.03.2024) на действия (бездействие) заказчика — ПАО «ТГК-2» (извещение № 32413240268), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
С.Н. Охинцева |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Е.К. Семенычева |
|
|
|
|
|
А.С. Колосова |