Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ от 31 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «МОСТ»

 

125080, г. Москва,

Волоколамское ш., д. 2,

пом. I, ком. 1Б, эт. 23

 

sb2@most-st.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 076/05/18-268/2019

 

«17» июля 2019 года г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

рассмотрев дело № 076/05/18-268/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы карты рассрочки «Совесть» по сетям электросвязи, с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ООО «МОСТ» (далее- Общество), привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, <...> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение (вх. № 3483 от 16.04.2019) о поступлении 12.04.2019 в 11 часов 02 минуты на абонентский номер <...> с абонентского номера 8-926-923-89-11 нежелательного звонка (длительность звонка составила 04 минуты 06 секунд) с рекламой карты рассрочки «Совесть».

В качестве доказательства поступления указанного телефонного звонка заявителем представлена аудиозапись разговора следующего содержания:

- «Здравствуйте, меня зовут <...>, сервис «МаркетВыбор». Для Вас предложение поступило. Это карта рассрочки «Совесть» бесплатная, без годового обслуживания. Удобно Вам минуту времени уделить?».

- «Что за карта, кредитная?».

- «Нет, это не кредитная карта. Карта именно рассрочки, очень простая и удобная. В отличие от кредитной карты, она не требует никаких вложений, нет у нее годового обслуживания, платы за смс-сервис. Ничего этого нет. Можно будет приобретать что-нибудь в магазинах на деньги банка и возвращать их без процентов, в рассрочку на срок до 12 месяцев».

- «На карте есть какой-то лимит денег, который Вы предлагаете мне использовать? Вносить необходимую сумму в течение какого-то времени, ничего за это не оплачивая?».

- «Абсолютно верно. Тут банк зарабатывает ни на процентах, ни на клиентах. Он получает вознаграждение от магазинов. Максимальный лимит может быть 300 тысяч рублей. Он определяется индивидуально для каждого человека и действует сразу же после оформления заявки.».

- «Понятно. Годового обслуживания нет?».

- «Годового обслуживания нет. Это не кредитная карта. Карта рассрочки. Не слышали ранее о такой, «Совесть»?».

- «А если я использовала больше, чем на карте есть? Больше, чем лимит.».

- «Это невозможно. Операция не пройдет.».

- «А если я не внесла вовремя?».

- «Если такое произойдет, на остаток, который Вы не смогли вернуть будет начисляться процент из расчета 10% годовых. Это 0,027 % в день. В принципе, не так много.».

- «А какой лимит?».

- «Максимальный лимит может быть 300 тысяч рублей, а так он определяется индивидуально для каждого человека, исходя из Ваших доходов, расходов. Справок не требуется, с Ваших слов указываем доход. И, соответственно, из этого будет установлен определенный лимит моментально, в течение минуты максимум. Сразу же Вам смс-сообщение поступит с решением и лимитом одобренным. Я с Вами только повторно свяжусь...в зависимости от того, в каком городе Вы сейчас находитесь. Вы в Москве сейчас или в другом городе?».

- «Если Вы мне звоните, Вы, наверное, должны иметь информацию какую-то. Откуда у Вас телефон?».

- «Ранее Вы уже пользовались кредитными продуктами банков. Это лишь информационный звонок для Вас.».

- «Банком «Открытие» я не пользовалась никогда.».

- «Нет, никаким не банком «Открытие». Я не вижу точно, каким.».

- «Вы не видите точно, каким...так Вы не от Банка «Открытие»?».

- «Нет. Выпускается данная карта рассрочки «Совесть» «Киви Банком»».

- «А Вы из какой организации?».

- «Наш сервис называется «МаркетВыбор». Это площадка по поставке кредитных продуктов от нащих банков-партнеров.».

- «То есть Вы не от банка...Вы от банков-партнеров. А я Вам должна какую-то информацию о себе раскрывать?».

- «Да. Если хотели бы Вы получить данную карту, мы с Вами могли бы сформировать заявку для получения данной карты».

- «Если бы у Вас уже была информация обо мне, как Вы начали говорить, то это другое дело. А когда нужно сформировывать заявки для неких посредников, информацию о себе сообщать, то мне это не нужно. Всё, спасибо.».

- «Я Вас поняла. Спасибо Вам, что уделили время. Всего доброго Вам.».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Представитель ООО «МОСТ» на заседании Комиссии пояснил, что перед тем, как изложить информацию специалист ООО «МОСТ» спросил согласие абонента. Клиент (абонент) от информации не отказался, согласился на получение информации, задав встречный вопрос «Что за карта, кредитная?». ООО «МОСТ» получает согласие абонентов в ходе телефонного разговора. Банки предоставляют базу данных абонентов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО «МОСТ», Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит сведения о карте рассрочки «Совесть», по своему содержанию может быть адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к данному банковскому продукту, формирование и поддержание интереса к нему, продвижение карты рассрочки «Совесть» на рынке. Следовательно, представленная информация является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Заявитель в своем обращении указывает, что не давал согласия на получение подобного рода рекламы.

Комиссия Ярославского УФАС России не принимает в качестве надлежащего получения ООО «МОСТ» предварительного согласия абонента на получение рекламы заданный в ходе телефонного разговора вопрос специалиста ООО «МОСТ»- «Удобно Вам минуту времени уделить?», поскольку данный вопрос не отражает дальнейшее намерение ООО «МОСТ» о распространении рекламы. Абонент, которому адресуется данный вопрос, не готов осознать, что посредством данного вопроса спрашивают его согласие на последующее распространение рекламы. Кроме того, до озвучивания данного вопроса специалистом ООО «МОСТ» были представлены характеристики рекламируемого банковского продукта («Это карта рассрочки «Совесть» бесплатная, без годового обслуживания»), что также свидетельствует о распространении рекламы в отсутствие получения предварительного согласия абонента.

Комиссия Ярославского УФАС России также полагает, что надлежащим получением предварительного согласия абонента на получение рекламы не могут расцениваться уточняющие вопросы абонента (в частности, «Что за карта, кредитная?»), поскольку данные вопросы также не могут свидетельствовать о волеизъявлении абонента на получение рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама карты рассрочки «Совесть» была распространена без предварительного согласия абонента на получение рекламы, что нарушает требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемый рекламный звонок поступил заявителю 12.04.2019 в 11 часов 02 минуты с абонентского номера «8-926-923-89-11», что подтверждено представленной ПАО «МТС» детализацией телефонных соединений заявителя за 12.04.2019.

ПАО «МегаФон» в ответ на запрос Ярославского УФАС России сообщило, что абонентский номер «8-926-923-89-11» выделен ООО «МОСТ» на основании договора на оказание услуг связи № <...>.

ООО «МОСТ» представило сведения (вх. № 4820 от 27.05.2019) о том, что рассматриваемая реклама была распространена ООО «МОСТ» на основании Договора на поиск и привлечение клиентов № <...>, заключенного между ООО «МОСТ» и «КИВИ Банк» (АО). Услуги ООО «МОСТ» по поиску и привлечению клиентов, желающих оформить карту рассрочки «Совесть», приняты и оплачены «КИВИ Банк» (АО), что подтверждено копиями платежных документов (счет на оплату № 105 от 17.05.2019, Акт № 105 от 30.04.2019).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МОСТ», нарушившим требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В материалах дела отсутствуют доказательства о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, следовательно, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Здравствуйте, меня зовут <...>, сервис «МаркетВыбор». Для Вас предложение поступило. Это карта рассрочки «Совесть» бесплатная, без годового обслуживания...», распространенную 12.04.2019 в 11 часов 02 минуты на абонентский номер <...> с абонентского номера 8-926-923-89-11, без согласия абонента на ее получение, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «МОСТ» (ИНН 7734695302, ОГРН 1137746101327, КПП 774301001) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «31» июля 2019 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии: ____________ А.В. Семенюк

 

____________ С.Д. Солодяшкина

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны