Определение №3282 определение от 13 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Сбербанк»

 

ул. Вавилова, д. 19,

г. Москва, 117312

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 076/05/5-108/2022

«06» мая 2022 г.                                                                                  г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления  Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н. А., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., рассмотрев дело № 076/05/5-108/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг ПАО «Сбербанк» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ПАО «Сбербанк» по доверенности , ,

УСТАНОВИЛА:

 

            В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

29.04.2022 г. в соответствии с пунктом 37 Правил в  рассмотрении дела                            № 076/05/5-108/2022 объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 06.05.2022 г.

06.05.2022 г. в 15 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/5-108/2022  продолжено.

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление «Поздравляем, теперь у тебя есть собственная СберКарта! А вместе с ней – целый год подписки на СберЗвук..Слушай музыку и подкасты без рекламы и ограничений. Твой промокод: AP4E5G6. Активировать подписку можно до 26.11.2021 на сайте или в приложении СберЗвук:sber-zvuk.com/code?AP4E5G6 ПАО «Сбербанк»» 06.11.2021 г. в 06.50 от отправителя с наименованием «900» на номер    .

 

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ПАО «Сбербанк».

Представители ПАО «Сбербанк» пояснили, что данная организация с вменяемым нарушением не согласна и не считает рассматриваемую информацию рекламной. Рассматриваемое сообщение было адресовано конкретному лицу, содержит особые условия предоставления приза и персональный промокод, действительные только для получателя данного сообщения.

Телефонный номер        , на который отправлено сообщение, является номером клиента банка –    . 08.10.2021 г. законный представитель    обратился в банк с заявлением на получение дебетовой Сберкарты Visa с тарифным планом «Детский», в заявлении указано, что представитель         ознакомлен и согласен с Условиями выпуска и обслуживания дебетовой карты. В соответствии с пунктом 5.3 Условий клиент соглашается на получение от банка информационных сообщений.

Копия указанного заявления представлена в материалы дела.

Клиент получил указанную карту и 06.11.2021 г. зарегистрировался в мобильном приложении «СберKids». Направленное банком сообщение являлось исполнением со стороны банка своей обязанности по вручению приза в рамках акции по дебетовым картам СберКарта с тарифным планом «Детский». Промокод на получение бесплатного доступа к подписке на музыку в приложении на сайте СберЗвук на 12 месяцев с момента активации промокода входил в призовой фонд указанной акции.

Призы предоставлялись всем держателям дебетовых карт «СберКарта» с тарифным планом «Детский» в качестве бонуса за оформление и получение карты в рамках акции по дебетовых карт «СберКарта» с тарифным планом «Детский».

Копия условий указанной акции представлена в материалы дела.

В материалы дела представлен скриншот о доставке сообщения клиенту с кодом подтверждения, скриншот интерфейса мобильного приложения «СберKids», а также аудит по регистрации клиента в мобильном приложении «СберKids».

Приложение СберЗвук является платным, а в рамках акции предоставляется бесплатный доступ к данному приложению сроком на 1 год.

Заявителем представлены дополнительные пояснения, в которых указано, что он не был в курсе о проводимой ПАО «Сбербанк» акции. Кроме того, полагает, что приложение «СберKids» устанавливал позже получения сообщения 02.04.2022 г.

Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения                  ПАО «Сбербанк», Комиссия пришла к следующим выводам.

          Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006           № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

             Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

              Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

             В пункте 15 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Комиссия на основании материалов дела, с учетом всех изложенных сторонами обстоятельств, делает вывод о том, что в данном случае рассматриваемое сообщение представляет собой адресованное клиенту банка информационное сообщение об одной из бесплатных услуг, которая предоставлялась всем держателям дебетовых карт «СберКарта» с тарифным планом «Детский» в качестве бонуса за оформление и получение карты и непосредственно связана с картой.

В соответствии с пунктом 5.1.2 условий акции по дебетовым картам «СберКарта» с тарифным планом «Детский» в целях принятия участия в акции участнику акции необходимо подать заявку на оформление карты, ознакомившись и подтвердив согласие с условиями использования дебетовой карты «СберКарта» с тарифным планом «Детский», получить карту в одном из отделений ПАО «Сбербанк».

Законный представитель          обратился в банк с заявлением на получение дебетовой Сберкарты Visa с тарифным планом «Детский», в заявлении указано, что представитель      ознакомлен и согласен с Условиями выпуска и обслуживания дебетовой карты. Заявитель получил карту в офисе ПАО «Сбербанк».

Следовательно, в соответствии с условиями акции заявитель имел право участвовать в акции по дебетовым картам «СберКарта» с тарифным планом «Детский».

Доказательств, свидетельствующих о распространении данного в рекламных целях, при рассмотрении дела не установлено. Такой признак как «направленность на привлечение внимания», указанный в определении рекламы  не является в настоящем случае определяющим при определении характера спорной информации, поскольку данный признак имеет отношение и к новостям в принципе, целью которых является, в том числе, привлечение внимания читателей к новостям.

В данном сообщении не содержится призывов к оформлению платной подписки на приложение «СберЗвук», конкретных сведений о ценах и об условиях платной подписки на приложение «СберЗвук».

          Для отнесения информации к рекламе все признаки рекламы, указанные в части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», должны присутствовать в совокупности.

          В настоящем случае спорное информационное сообщение не содержит всех необходимых законодательных признаков рекламы, в частности, строго заданной цели – продвижения конкретного товара на товарном рынке.

         Таким образом, рассматриваемый информационное сообщение не подпадает под законодательное определение рекламы и, следовательно, не должен оцениваться на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. 

Комиссией также установлено, что в соответствии с пунктом 5.3 Условий, которые были подписаны заявителем при подаче заявления на получение дебетовой Сберкарты Visa с тарифным планом «Детский», клиент соглашается на получение от банка информационных сообщений.

         Следовательно, на информирование об одной из бесплатных услуг, предоставляемых в совокупности с выдачей дебетовой Сберкарты Visa с тарифным планом «Детский», у ПАО «Сбербанк» имелось согласие заявителя.

На основании изложенного, а также имеющихся в деле документов и доказательств Комиссией установлено неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 076/05/5-108/2022 прекратить.

 

Председатель Комиссии                          _________________ Е. В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                      _________________ Н. А. Конькова

 

                                                      _________________ С.Д. Солодяшкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны